Запорожец второго поколения был задуман сразу после вывода на конвейер «горбатого» ЗАЗ-965. Как и его предшественник, ЗАЗ-966 имел международные аналоги, однако налаживание связей было непростым процессом.
Подпишись на Hyser.com.ua в Google News! Только самые яркие новости!
ПодписатьсяЗАЗ-966, ласково прозванный «ушастым» из-за характерных крупных воздухозаборников на задних крыльях, придерживался заднемоторной схемы с двигателем воздушного охлаждения и полностью независимой подвеской — концепции, унаследованной от «горбатого» ЗАЗ-965.
Пока шла подготовка двигателя повышенной мощности, основное внимание на заводе уделялось созданию совершенно нового кузова.
В отличие от короткой и покатой задней части ЗАЗ-965, ЗАЗ-966 принял более сложную конструкцию, соответствующую моделям более высокого класса. Этот редизайн позволил увеличить пространство багажника, устранив прежнее ограничение «горбатого» Запорожца.
Дизайн ЗАЗ-966 произвел неизгладимое впечатление на непривычных к подобной эстетике советских граждан. Чего многие не знали, так это того, что у этой советской машины были зарубежные аналоги, пусть и не напрямую.
Серийная модель ЗАЗ-966 1966 года имела поразительное сходство с западногерманским NSU Prinz 4. Хотя пропорции варьировались, контур боковин, подчеркнутый литьем, имел заметное сходство. Это сходство привело к прозвищу ЗАЗ-966 «мыльница».
Однако немецкий NSU Prinz 4 был представлен в 1961 году, до опытного образца ЗАЗ-966. Экспериментальные ЗАЗ-966 и НСУ имели схожую декоративную отделку передней части, но серийный советский автомобиль имел причудливую фальшрадиаторную решетку, придающую автомобилю более «взрослый» вид.
От этой решетки отказались в начале 1970-х годов на ЗАЗ-968.
Хотя ЗАЗ и NSU имели сходство, ни один из них не был прямой копией другого. И советские, и немецкие автомобили ведут свое происхождение от общего предка – удивительная связь за рубежом.
В 1959 году в США дебютировал революционный Chevrolet Corvair. В отличие от норм консервативной Америки, Corvair имел плоский 6-цилиндровый двигатель с воздушным охлаждением сзади, похожий на знаменитый Volkswagen Kaefer.
Хотя визуально Corvair не был сенсационным, он мог похвастаться отчетливой поясной линией, визуально разделяющей кузов, и декоративной отделкой на передней части.
Chevrolet Corvair послужил моделью как для немецкого NSU Prinz 4, так и для советского ЗАЗ-966. Любопытно, что Chevrolet Corvair попал в СССР, где его придирчиво изучал НАМИ при доработке системы охлаждения ЗАЗ-966.
Двигатель.
Двигатель ЗАЗ-966 сохранил преемственность с агрегатом ЗАЗ-965 — двигатель V4 воздушного охлаждения рабочим объемом 0,9 литра мощностью около 30 лошадиных сил.
В 1968 году был представлен двигатель МеМЗ-968 объемом 1,2 литра и мощностью 40 лошадиных сил — на треть больше, чем у предшественника.
Принципиальное изменение системы охлаждения сопровождало новый двигатель. В отличие от предыдущей конструкции, где вентилятор втягивал воздух в ребра цилиндров, вентилятор 1,2-литрового двигателя нагнетал воздух между цилиндрами, а затем выбрасывал его через прорези на задней панели.
На модели, предназначенные для инвалидов, с 1968 года и до конца производства семейства ЗАЗ-968 устанавливались 30-сильные двигатели. Однако стандартным двигателем остался 40-сильный вариант.
Западногерманский аналог NSU Prinz 4 имел поперечно расположенный сзади двухцилиндровый двигатель. Напротив, Chevrolet Corvair с его шестицилиндровым оппозитным двигателем, созданным под влиянием немецкого Volkswagen, оказал значительное влияние на выбор конструкции как ЗАЗ-966, так и NSU.
Шасс.
ЗАЗ-966 унаследовал подвеску и тормоза от предыдущего «Запорожца». Хотя с передними тормозами поначалу возникали проблемы, в конечном итоге они были оснащены двумя цилиндрами на каждое переднее колесо.
Передняя торсионная подвеска ЗАЗа, родом из 1950-х годов, была позаимствована у Volkswagen Kaefer. Такая подвеска вместе с задней независимой рессорной подвеской от «горбатого» Запорожца сохранялась до начала 1990-х годов.
Напротив, NSU имел переднюю пружинную подвеску, а все модели Chevrolet использовали пружинную подвеску с передней подвеской на поперечных рычагах.
Читайте также:
Вы медленно уничтожаете желудок: чем так на самом деле опасен обычный бутерброд с колбасой
Важное новшество: что нужно знать украинцам, которые впервые получают паспорт за рубежом
В доме будут постоянные неприятности: почему лучше избавиться от фиалок. Многие об этом не знали