История украинского мотоциклостроения берет свое начало с 1931 года, когда был представлен первый украинский мотоцикл ХМЗ-1М. Это было выдающимся достижением, поскольку серийное производство мотоциклов в Украине только зарождалось. Ключевую роль в этом деле сыграл Харьковский автосборочный завод.
Подпишись на Hyser.com.ua в Google News! Только самые яркие новости!
ПодписатьсяПроизводство мотоциклов ХМЗ-1М началось на площадке бывшего сахарного завода в Ивановке, где ранее собирали автомобили Ford-AA. В то время, хотя сборка и производство автомобилей велись, потребность в такой сборке уменьшилась с появлением автомобилей ГАЗ. В результате харьковскому заводу пришлось диверсифицировать производство.
Украинский «Автодор» инициировал проект по разработке и испытанию 10 мотоциклов, созданных П. Лабуром. Для выявления наиболее подходящей конструкции трест «Укрмето» летом 1931 года организовал мотопробег на 4000 км. В нем участвовали иностранные мотоциклы, такие как Harley-Davidson, Indian, Norton, Henderson, кастомная модель конструктора Солдатенко, а также шесть прототипов ХМЗ различного дизайна. Гонка показала, что конструкция Солдатенко была самой прочной, ее рама не повредилась во время соревнований.
ХМЗ-1М отличался уникальной конструкцией. Его рама имела цельные штампованные боковины, сваренные между собой. Примечательно, что бензобак был интегрирован в раму. Четырехтактный двигатель объемом 350 куб.см развивал мощность 8 лошадиных сил и имел съемную головку блока цилиндров (нововведение) с толкающими клапанами. Конструкция передней вилки напоминала Harley-Davidson, хотя она была изготовлена из особых профилей с усиленной рессорной подвеской, что выделяло ее среди других.
Отличительной особенностью ХМЗ-1М были сдвоенные фары, что было уникальной особенностью среди мотоциклов СССР того времени. Модель привлекла внимание на выставках, участвовала в многочисленных мотогонках, завоевала расположение военных и стала поставляться в части Красной Армии.
В 1932 году Харьковский завод получил заказ на производство 4000 мотоциклов. Однако судьба ХМЗ-1М сложилась иначе. В конце 1931 года в Москве состоялось совещание, на котором было принято решение о производстве в СССР унифицированных мотоциклов четырех типов конструкции Научного автотракторного института. Впоследствии первоначальный проект ХМЗ-1М в Харькове был прекращен.
С 1931 по 1933 год было выпущено около 300 единиц ХМЗ-1М, чертежи в итоге были переданы на завод ТИЗ в Таганроге. Однако Таганрогу они тоже были не нужны, так как там уже планировали выпускать мощные мотоциклы ТИЗ АМ-600.
Харьковскому заводу тогда была поставлена задача выпустить модель НАТИ-Б-375. Конструкторский отдел Хасовского комбината в 1932 году разработал вариант мотоцикла с карданным приводом на задние колеса. Эта конструкция имела ряд уникальных особенностей, в том числе сменные колеса, но не была одобрена центральным руководством.
В последующие годы харьковский завод изучал новые проекты мотоциклов и небольших автомобилей, но Москва уже приняла окончательные решения относительно производства. В результате эти инициативы остались на бумаге, а производство мотоциклов полностью прекратилось.
Наследие ХМЗ-1М, хотя и выпускалось в небольших количествах, оставило неизгладимый след в истории мотоциклостроения в Украине. Хотя когда-то считалось, что сохранившихся экземпляров не существует, похоже, один из них был найден, что дает представление о конструкции и технических характеристиках этого новаторского украинского мотоцикла.
Технические характеристики ХМЗ-1М:
Количество мест: 2.
Сухой вес: 135 кг.
Снаряженная масса: 150 кг.
Максимальная скорость: 90 км/ч.
Эксплуатационный расход топлива: 3,5 л/100 км.
Запас топлива: 11,5 литров.
База: 1400 мм.
Дорожный просвет: 124 мм.
Рама: Боковины из штампованной цельной стали.
Двигатель: Четырехтактный, одноцилиндровый с вертикальным расположением цилиндров.
Рабочий объем: 350 см³
Мощность: 8 л.с. при 3500 об/мин.
Смазка: Распыление масла с ручным нагнетателем.
Карбюратор: типа Шеблер-де-Люкс.
Трансмиссия: трехступенчатая коробка передач с цепным приводом.
Электрооборудование: система зажигания и освещения "Bosch" magdino.
Экипаж: рама штампованная из стали 2,5 мм, передняя вилка типа «Харлей-Дэвидсон», тормоза на обоих колесах, диски 40 спиц, клинчерные шины размером 27х3,5".
Читайте также:
Жаль, что так не делали на заводе: как должен выглядеть ЗАЗ для студентов и молодежи
Обычно просят две добавки: рецепт сытной картофельной запеканки с творогом