Ввоз автомобилей с иностранными номерами хотят сделать легальным: сколько и за что будут платить украинцы

За новый автомобиль украинцы вынуждены платить в среднем на 50 % больше, чем жители остальных стран Европы, хотя доходы у наших граждан в несколько раз ниже.

Поэтому вопрос легального растаможивания заграничных автомобилей в Украине назрел уже давно. Ведь машин, по данным государственной фискальной службы, на территории страны около 100 000, тогда как по неофициальным подсчетам активистов их количество может составлять от полутора до двух миллионов.

Итак, нужен новый закон. Ведь сейчас законодательство несправедливо к украинцам: автомобиль, пригнанный из-за границы, без таможенного оформления может пребывать в стране не более десяти суток, иначе по истечении этого срока владельцу «транзитного» автомобиля придется заплатить далеко не маленький штраф (8 500 гривен) и вывезти транспортное средство. В случае отказа действия собственника автомобиля будут квалифицированы по статье 485 Таможенного кодекса, и за нарушения с него потребуют штраф в размере 300% неуплаченной суммы таможенных платежей. Поэтому вокруг ввоза в Украину иностранных автомашин образовалась целая мафия, которая благодаря различным коррупционным схемам сдирает немалые деньги с простых украинцев и одновременно не дает на законных основаниях пополнить государственный бюджет.

Сотни водителей в конце января заблокировали главные дороги страны, требуя изменить закон об урегулировании временного ввоза машин с иностранной регистрацией.

Необходимо и снижение таможенной пошлины – чтобы сделать автомобили более доступными для украинцев.

Подержанная иномарка лучше новой машины, собранной в Украине

По словам народного депутата Украины от партии «Воля», автора законопроекта №5567 Юрия Деревянко, корень проблемы кроется в том, что за время независимости в Украине так и не был создан отечественный автопром.

«Мы не получили автопрома, который мог бы производить хорошие автомобили для среднего класса — недорогие, такие, как, например, «Фольксвагены», «Тойоты», «Опели», «Рено», «Пежо» по приемлемым ценам: 10-15 тысяч долларов за новый автомобиль. У нас таких нет. Мы за эту цену можем получить «ЗАЗ Део» или какой-то китайский автомобиль», — говорит Юрий Деревянко.

При этом, как отмечает парламентарий, такие иномарки эксплуатируются в пять раз дольше, имеют лучшие характеристики по безопасности и по всем остальным параметрам.

«Вместо производства качественных машин мы сегодня имеем олигархов-миллиардеров, собственников автопрома, и громадное количество людей, не имеющих средств, чтобы купить себе новые автомобили, из-за сверхвысоких ставок и дорогой растаможки импортных авто», — заявляет Юрий Деревянко.

Поэтому украинцы, которые смогли собрать на покупку машины от двух до пяти тысячи евро, приобретают иномарки с иностранными номерными знаками, которым уже по семь-восемь лет.

Добровольный штраф и «оправдательный» документ

Председатель ОО «Авто Евро Сила» Олег Ярошевич говорит, что на данный момент существуют две схемы ввоза иностранных автомобилей на территорию Украины.

«Первая схема — это форма транзита. Суть ее заключается в том, что украинец сознательно идет на получение штрафа. Выглядит все так: человеку выписывают определенную сумму штрафа, и гривен по сорок ежемесячно он ее выплачивает. И эта история тянется очень долго», — рассказывает Олег Ярошевич.

Есть еще и другая форма транзитной схемы — это наличие «оправдательных» документов на автомобиль.

«Подобным «оправдательным» документом может быть справка о длительном ремонте транспортного средства или же справка о долговременном лечении владельца авто. Однако скажу, что часто таможенники и представители ГФС такие документы все равно не принимают, требуя взятку», — объясняет Ярошевич.

Депутат Юрий Деревянко говорит, что действительно иногда этим злоупотребляют.

«К слову, на таможне постоянно огромные очереди – невозможно выехать сутками. Вот почему, дабы не нарушать закон, владельцы автомобилей с иностранными номерами покупают себе справки», — добавляет депутат.

Украинцы не знают об ответственности

Также, как утверждает Олег Ярошевич, бывают случаи, когда автовладельца обманным путем заставляют доехать до зоны таможенного контроля и там уже забирают автомобиль. Причем вернуть его обратно практически невозможно, поскольку владельцем машины является иностранец.

«Против водителя такой иномарки открывают уголовное производство, а машина становится контрабандой. И проблема в том, что украинцы, решившиеся на покупку такой иномарки, даже не знают, какие опасности и нарушения, а также какая ответственность может их ожидать», — говорит Олег Ярошевич.

Люди вынуждены «обходить» несправедливые законы

В то же время само украинское законодательство является совершенно несправедливым. Тогда как украинцам выписывают колоссальные штрафы, иностранцы могут целый год кататься на своей иномарке по территории Украины.

«В данном случае украинское законодательство работает не в интересах граждан. Ведь иностранец может ввезти авто на территорию Украины сроком на год, не уплачивая ни одной копейки в бюджет, тогда как житель нашей страны имеет право только на пять дней ввезти машину в качестве транзита, — говорит Юрий Деревянко. — Это значит, что он должен въехать в одной точке и через пять дней выехать в любой другой».

Как утверждает нардеп, в этих рамках для украинских автомобилистов есть всего два выхода: «правилом пяти дней» пользуются жители приграничных территорий, а другие используют возможность за счет иностранца завозить авто и самому им пользоваться.

Автомафия хочет «задавить» средний класс

Европейские автомобили, даже семи- или восьмилетние, находятся в достаточно хорошем состоянии и способны еще несколько лет служить человеку, давая ему возможность быть экономически активным и встать на ноги.

«Мы понимаем, что через год-два эти люди, которые сегодня являются средним классом, захотят купить более новый автомобиль или совсем новый. Тогда они перейдут в другую категорию. Но пока что мы должны помочь развиваться среднему классу – не допускать того, чтобы над ними издевались таможенники, полицейские, пограничники, используя хитрые коррупционные схемы, которых сейчас полно», — говорит Юрий Деревянко.

Ведь, как говорит депутат, когда вы проезжаете через таможню, каждый инспектор пытается найти любую зацепку, чтобы предъявить какую-то претензию – от самой мелкой до крупной.

Из украинцев просто «выбивают» деньги

Активист Олег Ярошевич утверждает, что против закона № 5567 выступают те представители власти, которые привыкли к тому, что законы пишутся под чьи-то конкретные бизнес-интересы.

«У нас 25 лет все законы пишутся под личности. Аналогичное законодательство существует только на Кубе, где таким образом пытались спасти автопром, но не получилось. Крупной автосборки в Украине нет, что бы там ни говорили некоторые политики. Это все популизм, — рассказывает Ярошевич. — Законы умышленно сделали такими, чтобы «выбивать» из простых украинских граждан бешеные деньги с помощью коррупционных схем».

При этом председатель ОО «Авто Евро Сила» считает полной чушью то, что у нас можно растаможить только машины не старше семи лет и стандарта «Евро 5».

«Компания «Шкода», например, даже новые машины уже не выпускает по стандарту «Евро 5». Поэтому это все преференции Святоша, который по договорам с компаниями БМВ, «Мерседес» и другими производителями сверхдорогих машин продвигает свои бизнес-интересы. Однако людей, которые могут позволить себе автомобиль дорогого класса, всего лишь 1,5 %. Кроме того, почему в Литве можно растаможить абсолютно любую машину за 50 евро, а в Украине такого механизма нет?», — возмущается Олег Ярошевич.

Активисты говорят, что законопроект № 5567 не только позволит пополнять бюджет страны – он учитывает и интересы людей.

«Почему в той же Молдове или Беларуси любую машину можно растаможить, а у нас нет? Почему украинцы должны платить различные платежи и участвовать в коррупционных схемах? Ведь в Европе, например, даже стандарта «Евро 5» нет — это только почему-то в Украине сделали, причем отнюдь не в интересах обычных граждан», — говорит Олег Ярошевич.

За машину с иностранными номерами – 150-300 евро в год

Принятие законопроекта № 5567 поможет решить две проблемы.

Во-первых, это условное частичное освобождение от уплаты таможенных платежей, т.е. осуществление единовременного платежа за возможность пользоваться автомобилем на территории Украины. Таким образом, гражданин Украины сможет пользоваться нормальным автомобилем по приемлемой цене. И, во-вторых, это поможет сделать легальными автомобили с иностранными номерами, которые были приобретены сотнями тысяч (если не миллионами) украинцев.

«Мы предлагаем внести изменения в закон: дать возможность гражданам Украины временно — на период до года — ввозить автомобиль с иностранной регистрацией на платной основе. В бюджет будет уплачиваться определённая сумма денег — в зависимости от марки автомобиля, от объёма двигателя, от суммы налоговых платежей в случае, если бы автомобиль хотели растаможить полностью. Это значит, что будет определенный процент от общей суммы этих платежей. В среднем получается от 150 до 300 евро и более в год, в зависимости от автомобиля», — говорит народный депутат от «Воли».

Он отмечает, что это не касается новых автомобилей и не распространяется на машины, которые подпадают под категорию «Евро 5». Здесь речь идет об автомобилях, которым семь и более лет.

От закона выиграют правоохранители, участники АТО и госбюджет

Не секрет, что машины, которые ввозят из-за границы, не «привязаны» к украинским гражданам.

«Принятие закона № 5567 выгодно правоохранительной системе, поскольку автомобиль будет «привязан» к гражданину Украины через декларацию и обязательства ввоза-вывоза. Это значит, что за любые инциденты, которые могут, не дай Бог, случиться с такими автомобилями, отвечать будут непосредственно водители. его непосредственные водители. А правоохранители, в свою очередь, смогут оперативно разыскивать нарушителей», — рассказывает о плюсах законопроекта Юрий Деревянко.

Также предполагается, что благодаря данному закону бюджет государства можно будет пополнить на девять миллиардов гривен.

По словам народного депутата, закон даст возможность людям, которые захотят растаможить автомобиль с иностранными номерами, учесть часть суммы этих платежей в стоимость растаможки. А участники АТО смогут ввезти одну иномарку без уплаты всех таможенных сборов.

Почему не стоит бояться дилерам

Не стоит бояться принятия законопроекта и представителям дилерских сетей. Ведь если средний класс окрепнет, у них появятся потенциальные покупатели.

«Владельцы дилерских сетей и владельцы автопрома зря боятся, что у них резко прекратят приобретать новые автомобили, потому что цена нового автомобиля в четыре-пять раз больше суммы денег, которая есть у людей для покупки авто. Наоборот, если эти люди сумеют заработать деньги (а они быстрее смогут это сделать с машиной), то у них будет больше шансов купить новый автомобиль. И они автоматически попадут в ту категорию, которая становится клиентами собственников автопрома», — говорит Юрий Деревянко.

Как рассчитать сумму платежа за автомобиль (иномарку)?

Сумма взноса рассчитывается так: общую сумму таможенных платежей (пошлина, НДС, акциз) для полного растаможивания умножают на ставку (за один месяц):

на 0,2% в 2017-2018 гг.,

на 0,25% в 2019 г.,

на 0,3% в 2020 г. и далее.

Это значит, что если иномарка стоит, например, 2 000 евро, а общая сумма таможенных платежей составляет 7 000 евро, то за растаможивание в 2017 году придется заплатить 168 евро, в 2018-м – 210 евро, а в 2019-м – 252 евро.

Справка

Нарушения, касающиеся терминов «транзита» (ст. 470 ТКУ):

  • просрочка на 1 сутки — предупреждение или штраф 170 грн;
  • просрочка от 2 до 10 суток — штраф 3 400 грн;
  • просрочка более 10 дней — штраф 8 500 грн.