В.и.о. Главы Государственной экологической инспекции Украины Игорь Зубович дал интервью порталу Офис устойчивых решений.
Подпишись на Hyser.com.ua в Google News! Только самые яркие новости!
ПодписатьсяВойна изменила все: и приоритеты, и правила. Украинский бизнес выживает, приспосабливается, борется за рынки и людей. В этих условиях экологическая ответственность иногда рассматривается как нечто отложенное «на потом». Но сейчас она становится тестом на зрелость, фактором доверия для инвесторов, партнеров и государства.
Постановление КМУ № 303, которое с марта 2022 года заморозило плановые проверки, за два года претерпело более 15 изменений. Правила государственного надзора буквально пишутся на ходу. А в 2024-м и начале 2025 года принесли новые сигналы:
- обновлены критерии риска
- утвержден план проверок на 2025 год
- появился проект обновленной унифицированной формы акта проверки
Что все это значит для компаний? Как меняется система экологического контроля? И действительно, стоит ли готовиться к ее полноценному возвращению? Мы задали эти вопросы напрямую т.к. и. о. Главы Государственной экологической инспекции Украины Игорю Зубовичу.
❓ В бизнес-среде появление проекта обновленной унифицированной формы акта проверки воспринимается как сигнал: государство готовится к системному возвращению экологического контроля. Это действительно так? Речь идет только о техническом совершенствовании документа?
Принятие проекта приказа Министерства защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины «О внесении изменений в унифицированную форму акта, составленного по результатам проведения планового (внепланового) мероприятия государственного надзора (контроля) по соблюдению субъектом хозяйствования требований законодательства в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, воспроизводства и воспроизводства экологической инспекции и ее территориальных и межрегиональных органов при осуществлении плановых и внеплановых мер государственного надзора (контроля) в указанной сфере.
В частности, внесение изменений в унифицированную форму акта необходимо для реализации полномочий Госэкоинспекции в сфере государственного надзора (контроля) в соответствии с требованиями новых законов Украины, а именно:
- «Об основах мониторинга, отчетности и верификации выбросов парниковых газов» ;
- «О регулировании хозяйственной деятельности с озоноразрушающими веществами и фторированными парниковыми газами»;
- «Об управлении отходами»;
- «О водоотводе и очистке сточных вод»;
- "Об обеспечении химической безопасности и управлении химической продукцией",
а также других подзаконных нормативно-правовых актов.
Таким образом, Государственная экологическая инспекция осуществляет приведение нормативно-правовых актов, применяемых при мерах государственного надзора (контроля), в соответствие с действующим законодательством.
❓ Есть обновленные критерии риска, утвержден план проверок на 2025 год и, похоже, постепенное восстановление полномочий. Стоит ли предприятиям уже сегодня готовиться к полноценному возвращению экологического контроля?
25 октября 2024 года Кабинет Министров Украины утвердил постановление № 1211 , которым внесены изменения в Критерии, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности и определяется периодичность проведения плановых мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, воспроизводства и охраны природ. Эти критерии утверждены постановлением Кабинета Министров Украины от 6 марта 2019 г. № 182.
Документ разработан, в частности, для выполнения положений евроинтеграционных рамочных законов Украины - "Об обеспечении химической безопасности и управления химической продукцией" и "Об управлении отходами" - является важным инструментом планирования мероприятий государственного надзора (контроля) за деятельностью субъектов хозяйствования.
Утвержденные изменения в постановление предполагают внедрение четких механизмов:
- определение степени риска от производства хозяйственной деятельности;
- установление периодичности проведения плановых проверок в областях:
- обеспечение химической безопасности и управление химической продукцией;
- предотвращение образования и управления отходами;
- мониторинга, отчетности и верификации выбросов парниковых газов;
- обращение с генетически модифицированными организмами, пестицидами и агрохимикатами;
- обращения озоноразрушающих веществ и фторированных парниковых газов.
Введение риск-ориентированного подхода к проверкам в сфере охраны окружающей среды будет способствовать совершенствованию системы государственного надзора (контроля), повышению объективности, прозрачности и беспристрастности проведения контрольных мероприятий, а также обеспечит их эффективность и прогнозируемость.
Такие изменения позволят оптимально перераспределить ресурсы органов государственного надзора (контроля), сосредоточив внимание на субъектах хозяйствования с повышенным уровнем риска.
❓ Хотя действие постановления Кабинета Министров Украины № 303 формально продолжается, его уже более 15 раз меняли. Недавно Госгеонадра анонсировала обновление 303-го постановления, предусмотрев возможность проверок недропользователей. А какие полномочия Госэкоинспекция реально может реализовать сегодня?
Отсутствие должного государственного надзора (контроля) приводит к систематическим нарушениям экологических норм и требований природоохранного законодательства.
Протокольным решением совещания по вопросам актуальных угроз водной безопасности Украины и путей их преодоления в особый период, состоявшейся 17 апреля 2025 года под председательством Секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Александра Литвиненко, Министерству защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины, Министерству развития общин и территорий Украины, а также Государственной экологической Украины относительно внесения изменений в постановление КМУ №303 . В частности, речь идет об ограничении действия пунктов 1 и 2 этого постановления о плановых и внеплановых мерах государственного надзора (контроля) в сфере соблюдения требований природоохранного законодательства предприятиями централизованного водоснабжения и водоотведения.
Учитывая сложную ситуацию, существует реальная возможность проведения плановых мероприятий государственного надзора (контроля) на территориях, где не ведутся боевые действия. Следуя принципу пропорциональности, целесообразно восстановить природоохранные проверки именно в этих безопасных регионах. Такой подход позволит сохранить баланс интересов: с одной стороны — соблюдать режим военного положения в зонах активных боевых действий, а с другой — обеспечить надлежащий уровень экологической безопасности и эффективный контроль природоохраны в регионах, где это возможно осуществлять без угроз для участников проверок и гражданского населения.
Ужесточение ответственности субъектов хозяйствования за вред, причиненный окружающей среде, приобретает стратегическое значение в контексте восстановления страны и гармонизации с европейскими практиками охраны окружающей среды.
Учитывая вышесказанное, с целью проведения плановых мероприятий государственного надзора (контроля) на территориях Украины, где не ведутся боевые действия, с учетом особенностей правового режима военного положения и соблюдения всех требований безопасности, Государственная экологическая инспекция разработала проект постановления Кабинета Министров Украины «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины 02 Соответствующее письмо от 14 мая 2025 г. № 2301/5/4-25 направлено в Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины для согласования Министром.
Необходимость возобновления проверок также поддержана Председателем Комитета Верховной Рады Украины по экологической политике и природопользованию Олегом Бондаренко.
На сегодняшний день проект постановления подписан Министром защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины Русланом Гринчуком и направлен на согласование в заинтересованные органы государственной власти в соответствии с Регламентом Кабинета Министров Украины, утвержденным постановлением КМУ от 18 июля 2007 года № 950 .
❓Постановление Кабинета Министров Украины № 303 допускает внеплановые проверки в случае угрозы для жизни, здоровья людей или окружающей среды. Кто же принимает решение, что такая угроза действительно существует? Каков алгоритм таких действий?
Согласно пункту 1 постановления Кабинета Министров Украины № 303 прекращено проведение плановых и внеплановых мероприятий государственного надзора (контроля) на период действия военного положения, введенного Указом Президента Украины от 24 февраля 2022 г. № 64 «О введении военного положения в Украине» .
В то же время, согласно пункту 2 этого же постановления, в случае наличия угроз , негативно влияющих на права, законные интересы, жизнь и здоровье человека, окружающую среду или государственную безопасность, а также для выполнения международных обязательств Украины, в ходе действия военного положения разрешено проведение внеплановых мер государственного надзора (контроля) на основании решений центральных органов исполнительной власти .
Статьей 6 Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» (далее – Закон о контроле) определены основания для проведения внеплановых проверок.
Решение о проведении внепланового мероприятия государственного надзора (контроля) из материалов, представленных Государственной экологической инспекцией, принимается Министерством защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины.
Территориальные и межрегиональные органы Госэкоинспекции, руководствуясь статьей 6 Закона о контроле и в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными Госэкоинспекцией, готовят пакет документов с обоснованием негативного влияния на права, законные интересы, жизнь и здоровье человека и окружающую среду. В дальнейшем эти материалы обрабатываются центральным аппаратом Госэкоинспекции и направляются в Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины для принятия решения.
На основании принятого решения Министерства о проведении проверки предприятия, Госэкоинспекция предоставляет соответствующее поручение территориальному или межрегиональному органу для осуществления такой проверки.
❓Ресурс «ЭкоУгроза» декларируется как инструмент быстрого реагирования на экологические инциденты. Действительно ли сообщения через эту систему становятся основанием для внеплановых мер контроля?
«ЭкоУгроза» — это официальный вебресурс и мобильное приложение Министерства защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины, которое позволяет каждому пользователю получить информацию о состоянии воздуха, воды, почвы и других показателях окружающей среды.
В первую очередь, «ЭкоУгроза» предназначена для фиксации фактов причинения вреда окружающей среде вследствие чрезвычайных ситуаций, событий, а также вооруженной агрессии Российской Федерации.
С целью активного и практического использования приложения гражданами государственные инспекторы по охране окружающей природной среды проводят разъяснительную и методическую работу во время пребывания на территории территориальных общин.
По состоянию на 1 июня 2025 года , с момента запуска электронного ресурса Минсреды «ЭкоУгроза» , в Государственную экологическую инспекцию поступило 4 211 обращений , из которых:
- 3 466 передано на проработку в территориальные органы;
- 745 обращений отклонены (по причине: неавторизованный пользователь, несоответствие требованиям Закона Украины «Об обращениях граждан», отсутствие сути поднятого вопроса, дублирование обращений, расхождение геолокации с описательной частью и т.п.).
Состояние обработки электронных обращений относительно фактов причинения вреда окружающей среде, переданных территориальным органам Госэкоинспекции:
- издано приказов - 2 813 ;
- проведены осмотры (обследование) и составлены акты - 2 718 ;
- направлены материалы на внеплановые мероприятия - 205 ;
- верифицирован (подтвержден факт причинения вреда) - 616 ;
- рассчитаны убытки - 30 млрд 298 млн 085 тыс. грн , из них:
- 28 млрд 841 млн 458 тыс. грн — ущерб, нанесенный в результате вооруженной агрессии РФ.
Не верифицировано — 2 593 обращения , из которых:
- не подтвержден факт причинения вреда - 1463 ;
- открыто уголовные производства - 66 ;
- приняты меры по ликвидации последствий - 121 ;
- направлены письма в органы местного самоуправления и предприятия по ликвидации последствий — 251 .
Важно ❗️ Внеплановые меры государственного надзора (контроля) в отношении субъектов хозяйствования осуществляются исключительно в соответствии с требованиями Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности». Подача сообщения через приложение «ЭкоУгроза» не является основанием для автоматического проведения проверки предприятия, составления унифицированной формы акта или применения мер реагирования со стороны Госэкоинспекции.
❓Насколько активно сегодня проводятся внеплановые проверки?
В 2024 году Министерством защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины принято 267 приказов о проведении проверок. С начала 2025 года принято еще 57 таких приказов .
Чаще всего граждане и общественные организации сообщают о фактах:
- загрязнение атмосферного воздуха, грунтов и водных объектов;
- незаконной вырубки лесов;
- уничтожение зеленых насаждений;
- нарушение режима на объектах и территориях природно-заповедного фонда.
Эти нарушения, как правило, наносят значительный вред окружающей среде, нарушают экологическую безопасность и наносят существенный ущерб государству. Они нуждаются в ответном реагировании со стороны Государственной экологической инспекции.
Отдельно следует отметить, что Госэкоинспекция активно сотрудничает с правоохранительными органами. Ее должностные лица привлекаются как специалисты в рамках уголовных производств по фактам экологических правонарушений.
В целях предотвращения уничтожения, незаконного добычи и реализации объектов растительного и животного мира Госэкоинспекцией ежегодно проводятся следующие природоохранные акции и операции:
- «Новогодняя елка»,
- «Первоцвет»,
- «Нерест»,
- Сезон тишины,
- Сезон охоты.
❓До полномасштабного вторжения обсуждалась основательная реформа системы эконадзора, в частности разграничения функций контроля и проверки, новый закон вне ЗУ № 877. Сохранилась ли эта инициатива, и если да – каковы ее ключевые приоритеты сегодня?
Сегодня масштабные разрушения, связанные с войной, вызывают значительную угрозу безопасности окружающей среды и приводят к сокрушительному влиянию на нее.
Одним из приоритетов безопасности государства является эффективная система экологического контроля . Главной целью реформирования Госэкоинспекции является предотвращение загрязнения окружающей среды, а также установление ответственности за ее восстановление.
Государственной экологической инспекцией Украины совместно с Министерством защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины разработан проект Стратегии реформирования государственного экологического контроля . Согласно которой украинская система экологического контроля должна перестроиться по европейскому образцу.
Проект стратегии устанавливает следующие цели:
- Ориентированность системы государственного экологического контроля на предупреждение ухудшения состояния окружающей природной среды;
- Создание системы пропорциональной и неотвратимой ответственности за вред, причиненный окружающей среде и алгоритму устранения последствий причиненного вреда;
- Высокая институциональная способность и добродетель органов государственного экологического контроля;
- Преодоление последствий вооруженной агрессии российской федерации для окружающей природной среды, восстановление экосистем Украины во время войны и в послевоенный период, обеспечение возмещения вреда, нанесенного окружающей среде и восстановление утраченных экосистемных услуг.
❓Как Вы оцениваете уровень экологической ответственности украинского бизнеса сегодня? Видите ли реальные сдвиги – и какие примеры предприятий можно приводить как образцовые?
Нарушение требований природоохранного законодательства и несоблюдение экологической безопасности субъектами хозяйствования могут привести к серьезным негативным последствиям — как для окружающей среды (иногда и необратимых), в которой мы все живем, так и для здоровья человека.
Бизнес должен вводить меры, направленные на минимизацию собственного влияния на окружающую среду. В частности, речь идет об эффективном ежедневном внутреннем контроле со стороны предприятия.
Именно отлаженное внутреннее экологическое планирование, управление, контроль, системность и комплексность подходов дают основания говорить о сознательной экологической политике и ответственной деятельности хозяйствующих субъектов.
Достигать таких целей можно разными способами, в частности путем внедрения экологически безопасных технологий, способствующих:
- сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- уменьшению сбросов в водные объекты;
- снижению объемов образования отходов;
- обеспечению качественной и надлежащей их переработки и т.д.
Мы должны осознавать, что именно те хозяйствующие субъекты, которые заботятся об окружающей среде, вносят реальный вклад в его сохранение, рационально используют природные ресурсы, активно сотрудничают с местными общинами, повышают собственную репутацию, внедряют современные решения и эффективно реагируют на экологические вызовы — именно за ними будущее украинского.
В Украине уже существует немало экологически ориентированных предприятий, и, несмотря на войну, мы наблюдаем устойчивую тенденцию к росту их количества.
❓ Многие предприятия работают в чрезвычайных условиях: разрушение, релокация, нехватка специалистов. Готова ли Госэкоинспекция адаптировать свои подходы к контролю, учитывая реалии времени?
Государственная экологическая инспекция также испытала последствия, вызванные войной — разрушение административных зданий, нехватка специалистов, участие многих сотрудников в боевых действиях. К сожалению, некоторые из них погибли.
Следует отметить, что война приводит не только к критическому влиянию на окружающую природную среду (масштабные пожары, взрывы, загрязнение атмосферного воздуха, водных и земельных ресурсов, уничтожение объектов флоры и фауны), но и существенно влияет на производственную деятельность бизнеса — в частности, через частичное или полное разрушение промышленных предприятий.
Мы осознаем, что предприятия, продолжающие производственную деятельность, сегодня работают в сверхсложных условиях и ежедневно сталкиваются с вызовами, связанными с войной.
Со своей стороны государство приняло ряд мер по облегчению ведения хозяйственной деятельности в условиях военного положения. Например, постановлением Кабинета Министров Украины от 18 марта 2022 г. № 314 «Некоторые вопросы обеспечения производства хозяйственной деятельности в условиях военного положения» установлено, что в этот период субъекты хозяйствования могут приобретать право на осуществление деятельности путем подачи декларации , без необходимости получения документов разрешительного характера.
В то же время хотим отметить: предприятия, которые обеспечивали экологическую безопасность до войны, как правило, продолжают соблюдать соответствующую политику и в период военного положения. Ведь они осознают масштаб потенциального вреда окружающей среде и ее необратимые последствия для здоровья людей и окружающей среды.
Государственный экологический контроль является одним из ключевых механизмов защиты окружающей природной среды. Экологическая безопасность – это составляющая национальной безопасности страны. Поэтому Госэкоинспекция отмечает и призывает субъектов хозяйствования даже в сверхсложных условиях войны соблюдать требования экологической безопасности и природоохранного законодательства.