5 октября задержание Татьяны Крупы, депутата партии «Слуга народа», главного врача Хмельницкой медико-социальной экспертной комиссии (МСЭК), а также ее сына Александра Крупы, главы Пенсионного фонда Хмельницкой области, раскрыло масштабную коррупционную схему.
Подпишись на Hyser.com.ua в Google News! Только самые яркие новости!
ПодписатьсяРасследование показало, что семья накопила более 10 миллионов долларов наличными, распределила их по Австрии, Польше, Турции и Испании и владела тремя десятками объектов недвижимости в Украине и Европе. Этот арест поднял острые вопросы о том, как Татьяне Крупе удавалось сохранять свое влиятельное положение в течение 16 лет подряд.
Несмотря на шесть запросов, направленных властям, официального ответа получено не было, что побудило Государственное бюро расследований начать тщательное расследование. Информация, полученная «Цензор», свидетельствует о том, что правоохранительные органы в Хмельницком знали о масштабах коррупции, организованной Крупой, но были соучастниками, извлекая выгоду из незаконной системы.
Во время обыска, проведенного агентами ГБР в офисе Татьяны Крупы, было обнаружено 104 000 долларов. Эти средства были взятками, полученными в период с 2 по 4 октября от 30 человек, в размере примерно от 3 000 до 4 000 долларов на человека за справки об инвалидности. Мошенническая операция проводилась ежедневно, граждане стояли в очереди, чтобы получить документы об инвалидности.
Большинство недавних взяткодателей были женщинами, что предполагает более широкую схему. Во многих случаях жена-инвалид позволяла своему мужу получить статус опекуна, тем самым освобождая его от военной мобилизации.
Эта схема скрывала статистику уклонения, поскольку официальные заявления об инвалидности подавались на имя женщин, что затрудняло властям обнаружение уклонения от призыва. Эта коррупция напрямую подрывала усилия национальной обороны, нарушая мобилизацию в военное время.
Расследование ГБР показало, что местные сотрудники правоохранительных органов, особенно прокуроры Хмельницкой области, активно извлекали выгоду из незаконной деятельности Крупы. Почти всем старшим прокурорам области Татьяна Крупа выдала справки об инвалидности, что позволило им получать государственные пенсии по инвалидности.
Эти прокуроры, включая членов их семей, годами пользовались этими пенсиями, пользуясь должностью Александра Крупы как главы областного Пенсионного фонда.
Также был приведен список старших должностных лиц, идентифицированных как получатели мошеннических пенсий по инвалидности (он еще и не до конца полный):
1. Олейник Алексей Леонидович, прокурор Хмельницкой области;
2. Олейник Ирина Александровна, жена прокурора области, прокурор прокуратуры Хмельницкой области до 2024-го года, по нашим данным сейчас перевелась в областной ТЦК Минобороны;
3. Мартынюк Александр Григорьевич, начальник отдела прокуратуры;
4. Нагребецкий Сергей Станиславович, заместитель начальника отдела прокуратуры;
5. Олейник Роман Владимирович, руководитель Шепетовской окружной прокуратуры;
6. Галус Олег Петрович, начальник отдела прокуратуры области;
7. Луговой Алексей Петрович, начальник отдела прокуратуры области;
8. Лазаренко Владимир Владимирович, начальник отдела прокуратуры области;
9. Щербатюк Александр Евгеньевич, начальник отдела прокуратуры, по нашим данным сейчас один из руководителей в государственной пенитенциарной службе;
10. Никитюк Петр Григорьевич, начальник отдела прокуратуры области;
11. Шпак Олег Александрович, начальник отдела прокуратуры области;
12. Сидельников Руслан Викторович, начальник отдела прокуратуры области;
13. Войтюк Михаил Павлович, начальник отдела прокуратуры области;
14. Козлюк Олег Петрович, начальник отдела прокуратуры области;
15. Коханский Владимир Владимирович, начальник отдела прокуратуры области;
16. Максимчук Николай Васильевич, начальник отдела прокуратуры области;
17. Барахтенко Игорь Михайлович, начальник отдела прокуратуры области;
18. Львовский Олег Николаевич, начальник отдела прокуратуры области;
19. Веселовская Ольга Петровна, прокурор прокуратуры области;
20. Сарело Владимир Петрович, прокурор прокуратуры области;
21. Лисова Оксана Емельяновна, прокурор прокуратуры области;
22. Романюк Роман Леонидович, прокурор прокуратуры области;
23. Балюк Виталий Александрович, прокурор прокуратуры области;
24. Лунь Юлия Анатольевна, прокурор прокуратуры области;
25. Пронозюк Виталий Игоревич, прокурор прокуратуры области;
26. Галишук Александр Владимирович, прокурор прокуратуры области;
27. Яремчук Ольга Алексеевна, прокурор областной прокуратуры;
28. Базан Александр Викторович, руководитель окружной прокуратуры;
27. Олейник Роман Владимирович, руководитель окружной прокуратуры;
28. Стецюк Сергей Иванович, руководитель Волочиской окружной прокуратуры;
29. Комар Иван Васильевич, руководитель окружной прокуратуры города Хмельницкого;
30. Терлецкий Александр Цезаревич, заместитель руководителя окружной прокуратуры;
31. Бандура Борис Борисович;
32. Зубик Юрий Михайлович;
33. Арсенюк Виктор Николаевич;
34. Лысюк Иван Викторович;
35. Заремба Александр Иванович;
36. Полищук Михаил Анатольевич;
37. Благовисный Андрей Станиславович;
38. Витюк Евгений Александрович;
39. Боднарук Татьяна Евгеньевна;
40. Скрынник Максим Вадимович;
41. Лютак Богдан Васильевич;
42. Кушнир Дмитрий Владимирович;
43. Гучинская Ирина Николаевна;
44. Туз Юрий Антонович;
45. Васильева Любовь Владимировна;
46. Прокопчук Виталий Николаевич, прокурор окружной прокуратуры;
47. Питель Марина Васильевна;
48. Сухоребрий Сергей Анатольевич, прокурор Летичевской окружной прокуратуры;
49. Наконечный Сергей Александрович, руководитель Хмельницкой окружной прокуратуры.
Этот список включает десятки должностных лиц, большинство из которых занимают руководящие должности в областной прокуратуре и ее подразделениях.
Следователи установили, что выдача листков нетрудоспособности обеспечивала безопасность работы, что затрудняло их перевод или увольнение. Эти должностные лица также использовали свой статус, чтобы избежать переезда за пределы Хмельницкого, где у них был доступ к имуществу и другим льготам.
Расследование показало, что Алексей Олейник, областной прокурор, был одним из первых, кто подал заявление на получение инвалидности в 2017 году в возрасте всего 37 лет, получив первоначальную пенсию в размере 34 397 гривен. В 2023 году и Олейник, и его жена получали ежегодные пенсии в размере 251 260 гривен каждый. Аналогичные закономерности были выявлены и у других прокуроров.
Сергей Стецюк, глава Волочиской районной прокуратуры, задекларировал 251 160 гривен пенсионного дохода в 2023 году, а его жена Елена Стецюк получила 32 200 гривен.
Иван Комар, глава Хмельницкой районной прокуратуры, получил 251 160 гривен, а его жена Ирина Комар собрала 32 925 гривен.
В общей сложности мошеннические пенсии, полученные 50 выявленными должностными лицами, составляют не менее 54,1 миллиона гривен, некоторые из них датируются 2016 годом.
Эти пенсии были выкачаны из средств налогоплательщиков, что отвлекало ресурсы, которые могли бы быть использованы на защиту и помощь настоящим инвалидам и пенсионерам.
Коррупционная сеть вышла за рамки прокуроров и включила местных чиновников и правоохранительные органы. Семья Крупы действовала как преступная организация, раздавая взятки, манипулируя государственными ресурсами и защищая друг друга в рамках сети общих интересов. Их влияние охватывало четыре президентские администрации, а Татьяна Крупа даже безуспешно баллотировалась в Блок Порошенко в 2015 году, прежде чем стать депутатом от партии «Слуга народа» в 2020 году. После этого ее сын Александр Крупа был назначен главой областного Пенсионного фонда.
В 2020 году Алексей Олейник был назначен областным прокурором, что еще больше укрепило контроль семьи над местной администрацией. Сертификаты МСЭК, выданные Татьяной Крупой, не только защищали чиновников, но и обеспечивали карьерный рост таким образом, чтобы максимально повысить удобство и прибыль.
Расследование подчеркивает необходимость срочных реформ и ответственности. Все удостоверения об инвалидности, выданные МСЭК Хмельницкого, должны быть пересмотрены, а все сотрудники правоохранительных органов, уличенные в получении статуса инвалидности ложным путем, должны быть немедленно уволены, привлечены к ответственности, а их активы конфискованы. Деньги, украденные из государственного бюджета, должны быть возвращены и перенаправлены на поддержку военных усилий и законных пенсионеров.
Во время войны эта коррупционная сеть поставила под угрозу национальную безопасность, способствуя уклонению от призыва и краже у настоящих инвалидов.
Расследование должно обеспечить привлечение к ответственности каждого члена преступной группы, как в прокуратуре, так и в других правоохранительных органах.