Вы читаете: Городской транспорт: экскурс в прошлое и прогнозы на будущее

Городской транспорт: экскурс в прошлое и прогнозы на будущее

Городской транспорт: экскурс в прошлое и прогнозы на будущее

Индивидуальный, коллективный, частный, государственный - городской транспорт никогда не прекращал развиваться. Рассмотрим прогресс городского транспорта на примере законодателя мод Парижа.

Мало кто задумывается, но вплоть до 19 века горожане передвигались по городу чаще всего пешком. Города, заключенные в стенах фортификационных укреплений, занимали небольшую площадь. Большинство городских жителей не имели средств передвижения, да и работали чаще всего там же, где жили.

Парижане, долгое время вообще не имели выбора: в 1294 году правом передвигаться по городу в карете пользовался лишь король Филипп Август. Это королевское решение имело целью  уменьшить заторы на мостах через Сену, тем более что в то время мостов было всего два. Последующие правители долго не упраздняли эти ограничения. И лишь в начале 17 века богатые парижане стали передвигаться на маневренных крытых носилках, паланкинах.

В 1640 году предприниматель Николя Соваж решил воспользоваться ослаблением правил дорожного движения и основывал компанию по аренде карет. Фирма находилась в гостинице под вывеской «Святой Фиакр». Вот почему наемный гужевой транспорт получил имя этого святого. Фиакры, по сути, являются предками современного такси.

Первый омнибус

В 1662 году философ и математик Блез Паскаль открыл фактически первое в мире предприятие общественного транспорта. Король Людовик XIV разрешил ему использовать в Париже многоместные повозки, которые «для удобства граждан» курсировали по фиксированному маршруту, согласно расписанию.

Этот общественный транспорт действовал только для буржуа; мелкий люд (солдаты, пажи, лакеи, чернорабочие) не имели право совершать на нем поездки. Кроме того, цена на поездку была достаточно высока (эквивалент 40 гривен). Эти факты объясняют, почему в 1677 году после многообещающего начала этот сервис перестал существовать. Богатые буржуа и аристократы вернулись к передвижению в частных каретах и на фиакрах, которые становились все более комфортными.

1828 год знаменует собой возрождение общественного транспорта — в Париже основывают компанию омнибусов. Фирма насчитывала 100 транспортных средств, действующих на 10 регулярных маршрутах. Это был коммерческий успех, после которого последовал финансовый крах: извозчики оставляли себе слишком большую долю доходов. Как бы то ни было, это начинание находит своих последователей. Они улучшают сервис, модулируют цену в зависимости от длины пути и предлагают билеты на поездки с пересадками.

В эпоху Второй империи городские власти приняли омнибусы на государственную службу. В 1855 году префект Осман предоставил монополию на их эксплуатацию Генеральной компании омнибусов. Часть доходов предприятия поступает в городской бюджет. В 1880-х годах Генеральная компания омнибусов имела крупнейшую в мире конюшню: 17 500 лошадей, около 1 500 омнибусов и трамваев с империалами.

В это же время по Европе и США технический прогресс шагает дальше: американец Франк Дж. Спраг и немец Вернер фон Сименс изобретают электрический трамвай, его прототип начинает действовать в Париже в 1881 году. На этом изобретатели не останавливаются и предлагают использовать составы из вагонов, то есть первые поезда метро.

И хотя долгое время Париж был в авангарде развития городского транспорта, в конце 19 века происходит заминка: власти задерживают электрификацию, считая неэстетичными висящие на столбах провода. А Генеральная компания омнибусов, которая обеспечивает 80% поездок по французской столице и ее пригородам, не решается запретить остановки по требованию, снижающие скорость ее транспорта.

В 1899 году отмечаются случаи борьбы с антиобщественным поведением: Le Petit Journal упоминает «скандальные сцены», которые происходили во время наводнения в Версале, когда «омнибусы брали штурмом, расталкивая друг друга локтями и кулаками».

Развитие метрополитена

Парижский метрополитен — один из старейших метрополитенов в Европе (четвёртый после лондонского, будапештского и метрополитена Глазго). Однако его первые проекты вязли в глупых дебатах. Противники подземки предсказывали, что, пересекая «слои нечистот» поезда будут выпускать вредные для парижан «зараженные испарения».

Защитники метро, основываясь на успехе лондонской подземки, утверждали, что метро позволит перенаправить пассажиропоток и сохранить красоту бульваров Османа, ибо в плохую погоду месиво грязи на их мостовых представляло собой плачевное зрелище.

В конце концов, в 1900 году парижское метро начало свою жизнь. Первые линии метрополитена прокладывались строго под проезжей частью улиц; отклонение от оси улиц грозило попаданием в подвалы и погреба домов. Некоторые станции имеют искривлённую платформу из-за недостаточной ширины улиц. По этой же причине боковые платформы на некоторых станциях находятся не точно друг против друга.

К 1912 году метро и электрические трамваи положили конец конным омнибусам.

Автомобили, автомобили, буквально все заполонили

В межвоенный период происходит рост автомобильной промышленности, что в очередной раз меняет картину городского транспорта.

В те годы обвиняли трамваи, якобы они мешают движению. Было предложено заменить их на автобусы. Это была победа автомобильного лобби, а также экономическая и экологическая аберрация. Ведь и тогда было понятно, что трамвай может перевезти пассажиров в три раза больше, чем автобус, при этом не загрязняя окружающую среду, — говорит Данель Тийе, генеральный секретарь музея городского транспорта.

В 1937 году в Париже исчез последний трамвай. Столица показала плохой пример, остальная часть Франции последовала ему, в 1960-е годы остается лишь несколько трамвайных линий в Сент-Этьене и Лилле.

Читайте также:

0 407 120
18:56, Май 04, 2017 Анна Степанюк

Mercedes: 130 лет и все еще в топе

Бизнес и финансы

После Второй мировой войны пресса и элита убеждены, что общественный транспорт исчезнет, так как у каждого будет личный автомобиль. Следующие три десятилетия во Франции наблюдается настоящий автомобильный бум. Строительство кольцевой дороги и скоростного пути на правом берегу Сены вызывают протесты некоторых парижан.

Автомобиль существует, нужно приспосабливаться, поэтому речь идет о том, чтобы сделать Париж удобным и для людей и для машин, — убеждает граждан президент Жорж Помпиду в 1971 году.

Первый нефтяной шок в 1973 году, увеличение пробок, возникновение экологических проблем инициируют возвращение общественного транспорта. В Париже активно расширяют сеть метро и сеть пригородных поездов RER. В 1998 году торжественно открывают первую линию без водителя (14), которая тянется к самым окраинам города. Это начало конца автомобильного превосходства.

В 1992 году возвращается трамвай, сначала в пригородах между Сен-Дени и Бобиньи, а затем в 2006 году в Париже. Развивается и индивидуальный экологический транспорт: сеть велопроката Vélib получает широкую популярность среди населения.

Несмотря на то, что городские власти принимали меры: делали бесплатным проезд в метро, регламентировали выезд на улицы города машин в соответствии с номерами (по определенным дням – четные номера, по другим – нечетные), вопрос чрезмерной загазованности воздуха французской столицы пока так и не решен.

Как мы будем передвигаться по городу завтра?

  1. Автомобили станут беспилотными и будут в совместном использовании. К 2050 году автомобиль обойдется без водителя и владельца. Роботы-такси оптимизируют движение пассажиров, используя мощные алгоритмы.
  2. Общественный транспорт будет работать по требованию. Будучи также беспилотным, он будет функционировать круглосуточно. Автобусы будут приезжать по требованию и смогут выстраивать уникальные маршруты от двери до двери.
  3. Совместное использование автомобиля на короткие дистанции: к 2030 году, в то время как беспилотное вождение завоюет мир, классические автомобили должны будут иметь много пассажиров, чтобы получить право передвигаться по городу. Этому будет способствовать рост цен на топливо, городские пошлины и дорогая парковка.
  4. Гибкая система использования дорог и паркингов. Беспилотные электрические автомобили будут парковаться только в подземных паркингах, освобождая поверхность для более широких тротуаров, автобусных полос и велосипедных дорожек. Зная, что лучше полностью истощить батарею перед зарядкой, неиспользованная электроэнергия будет питать локальные электросети тех же паркингов.
  5. Появятся новые виды передвижения: городские канатные дороги, речной транспорт, летающие автомобили.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться:
Facebook Twitter Pocket Mail
Оставить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: