Публичные выступления: секреты успешных адвокатов

На самом деле, это серьезная физическая нагрузка. Я видел адвокатов, покидающих зал суда после четырехчасовой защиты, багровых, с дрожащими руками, похудевших на два килограмма, — вспоминает Матье Арон, журналист, автор книги «Великие защитительные речи теноров адвокатуры».

Несмотря на то, что каждый из них имеет свой стиль, в основе всего лежат хорошо зарекомендовавшие себя методы.

Хорошая защитительная речь строится, как сценарий блокбастера. Она включает в себя: завязку, интригу и развязку, — объясняет Паскаль Креанж, член страсбургской адвокатуры и автор книги «Введения в искусство защитительной речи».  Как актер, адвокат должен уметь рассказать историю и оживить ее, и все это лишь при помощи модуляции своей манеры говорить.

Совет № 1: играйте и используйте театральные техники

Каролин Виньо, в прошлом адвокат, а ныне актриса, это подтверждает:

Иногда вы должны замедлить свою речь, делая паузы, а иногда следует помолчать. Это позволяет привлечь внимание. Чтобы подчеркнуть какую-то деталь, следует приглушить голос и говорить на нижних частотах.

Как разбудить судью, который начинает клевать носом? У Каролин был в практике такой случай. Вместо того, чтобы резким замечанием вернуть внимание судьи, адвокат прекратила говорить и молчала до тех пор, пока судья не поднял голову. Тогда она продолжила: «Итак, я говорила о..»

Если же говорить быстро, создается впечатление, что мысль незначительна. Чтобы сделать ее более убедительной, нужно повторить ее в речи несколько раз.

Это вопрос ритма, — уверяет Каролин Виньо. Например, когда я выхожу на сцену не в лучшей форме, шутки, которые хорошо работали вчера, могут не пойти в этот раз. Происходит это потому, что они были поданы не в том темпе. Также и в зале заседаний.

Параллели с театральным миром на этом не заканчиваются. Еще один секрет для выступающих публично: и на подмостках, и в судах, и на трибунах ораторы используют один метод. Нужно прикусить себе язык (в буквальном смысле слова), чтобы усилить выделение слюны. Это поможет горлу не пересохнуть.

Также с древних времен адвокаты осознавали важность эмоционального регистра, чтобы придать силу своей речи.

Вы должны задаться вопросом, какое чувство вы хотите вызвать у собеседника,  — советует Каролин Виньо. Если это гнев, попробуйте поставить себя в это состояние. Например, можно грохнуть кулаком по столу. Это будет убедительно.

Этот метод особенно популярен у известных французских адвокатов, таких как Эрик Дюпон-Морети и Роберт Бадинтер. Последний, в своей знаменитой речи против смертной казни, стараясь разделить с аудиторией тот ужас, который наводила на него гильотина, заявил: «Вы хотите разрезать человека пополам?»

Совет № 2: отрепетируйте свой текст, чтобы быть максимально уверенным в себе

Выбор жестких слов или шокирующих образов не должен быть случайным. Юристы могут не один день подбирать слова и выражения, которые в итоге попадут в яблочко. Также следует подобрать правильный тон, чтобы слова имели максимальный эффект.

Недостаточно просто написать свой текст на бумаге, — предупреждает адвокат Карим Лауафи, победитель прошлогоднего конкурса адвокатов.

На фото: выступление участника конкурса адвокатов парижской коллегии адвокатуры

В течение двух столетий молодые юристы соревнуются на знаменитом конкурсе в рамках конференции парижской коллегии адвокатов. Претенденты на звание секретаря, то есть победителя, должны подготовить речь на заданные темы. Из сотен кандидатов определяют двенадцать победителей. Темы часто бывают провокационными. Кому-то из участников достается роль убеждающего, а кому-то отрицающего. Примеры тем для конкурса:

  • Настоящая смелость существует только в воображении?
    Злые люди – несчастны?
    Равенство – это амбиция посредственностей?
    Праздность – мать всех добродетелей?
    Власть заслуживает одиночества?
    Нужно ли держать обещания?
    Существуют ли вопросы без ответов?

В процессе подготовки Карим повторял свою речь вслух сначала наедине с собой, а потом несколько раз перед близкими. И только, когда молодой человек почувствовал себя лучшим, он готов был выйти на трибуну.

Вы должны иметь уверенность в себе. Или, по крайней мере, уметь произвести такое впечатление, — добавляет лауреат конкурса.

Правильный настрой помогает оправиться, когда дела пошли не так, как планировалось. Каролин Виньо помнит суд, во время которого прокурор иронизировал над аргументами, которые подготовила защита. Адвокат не растерялась и начала свою речь со слов: «Я благодарю вас за вступление, дорогой коллега.»  Таким образом она заставила публику улыбнуться, завоевала симпатию и вернула себе преимущество.

Совет № 3: структурируйте свои мысли

Филипп Билгер, почетный судья и основатель Института слова, говорит о другом подходе к подготовке публичных выступлений. Он категоричен: лучшие выступления имеют безупречную структуру, но при этом создают впечатление импровизации.

Искусство быть естественным и способность хорошо подать свои мысли — это лучшие качества оратора.

В идеале, — говорит Филипп Билгер, — развивать свою мысль в процессе речи. Вот, где самое настоящее красноречие.

Сам он никогда не писал свои обвинительные речи, когда был генеральным прокурором. Он мог просто нацарапать несколько ключевых слов на листе бумаги.

Главное — это структурировать свои мысли и изложить их тезисно. Каждый тезис будет синтезировать в себе определенную часть выступления, которую уже на месте надо развивать.

Для такой работы, нет никакой волшебной формулы, просто надо развивать и питать свой ум, изучая великие произведения философии. Я сомневаюсь в эффективности махания руками и других бесполезных жестах на публику, — добавляет Филипп Билгер. Есть, конечно, основы: хорошая артикуляция, визуальный контакт с партнером.. Но решающую роль будут играть правильные слова.

[related_posts id=»165142″]

Бизнес адвокат Жан Вуаль, который защищал Жака Ширака, Доминика Стросс-Кана и Джерома Каюзака соглашается с этим подходом. Он не считает себя красноречивым адвокатом. По его словам, убедительная речь должна направить слушателя в нужное русло и вести его по единственному возможному пути.

Я произношу свои защитительные речи так же, как разговариваю обычно, — говорит он, — я говорю их по памяти, но я не учу их наизусть. Просто следую логической нити моего повествования, то есть плыву вверх по течению.

Его записи служат ему напоминанием, когда необходимо восстановить точно факт или цитату. По его словам, очень важно сохранять гибкость, чтобы приспосабливаться к обстоятельствам. Например, бывают ситуации, когда нужно сократить свою речь. Адвокат, как актер, прислушивается к аудитории.

[related_posts id=»157581″]

Особенные техники известных французских адвокатов

Жак Верже: принципиальный вопрос. Этот метр адвокатуры любит оставить факты в стороне и  затеять византийский спор на тему: а имеем ли мы право судить? Как часто те, кто обращаются с жалобами, сами являются виноватыми? Жак Верже часто разыгрывал эту карту, чтобы критиковать работу судебной системы.

Эрик Дюпон-Морети : лобовая атака. «Людоед», вот как называют коллеги этого адвоката. Для него ничего не стоит нанести противнику жесткий удар. «Мне неприятно защищаться перед вами, потому что я ненавижу вас», — выдал он однажды в адрес председателя суда. Рекордсмен по оправдательным приговорам, он любит разыгрывать лобовую атаку.

Роберт Бадинтер: глаза в глаза. Свои защитительные речи он учит наизусть, чтобы ни на миг не терять зрительный контакт с собеседником. Он уверен, что это лучший способ убедить человека. Ярый противник смертной казни, он провел блестящие речи, убеждая общественность в своем мнении.

Джордж Кижман: искусство остроумия. «Самый яркий среди нас», — говорят о нем и его недоброжелатели, и его поклонники. У него свой триптих красноречия: культурность, литературность и большое чувство юмора. Его острый ум и находчивость всегда на службе в жарких спорах с оппонентами. Джордж Кижман не колеблется, выпуская шипы, чтобы уколоть противника, но при этом он никогда не опускается до оскорблений