Рост цен на дизель и на бензин дает видимые результаты. Многие украинцы предпочитают переводить авто на сжиженный газ.

Водителей не останавливает стоимость установки ГБО на машину (от 240 до 1,5 тыс. евро в зависимости от модели авто, производителя оборудования и уровня «гаражности» СТО, где проводится установка): двойная экономия (11 грн за литр пропан-бутана против 22—23 грн за литр А-92) позволит окупить эти растраты меньше, чем за год.

В итоге темпы «газификации» в Украине в прошлом году побили все рекорды. Сегодня в Киеве и других крупных городах страны ездит, по разным оценкам, от 25 до 45% машин, которые прошли такую «модернизацию».

«Причина — в соотношении цен разных видов моторного топлива, — поясняет директор консалтингового агентства «А-95» Сергей Куюн. — Если до 2014 года рост рынка сжиженного газа был обеспечен при условии, когда цена газа составляла 60% от цены бензина, то с 2015 года цена газа составляет в среднем порядка 45% от цены бензина. Рынок и раньше развивался, теперь же он развивается вдвое быстрее за счет того, что экономия на использовании газа в авто очень высока. В этом году динамика сохранится, потому что пропан-бутан, по нашим прогнозам, продолжит дешеветь по отношению к бензину и дизельному топливу».

НИЖЕ РЫНОЧНОЙ. Чем больше машин ездит на газу, тем больше этого газа они потребляют. «Объемы реализации автогаза сейчас составляют больше трети на рынке автомобильных топлив», — отмечает директор СТО Motor Gas Роман Матвеев. Соответственно, растет число желающих заработать на реализации этого вида моторного топлива. Речь идет не только о расширении инфраструктуры сетевых заправок, но и о появлении полулегальных или вообще незаконных АГЗС, которые торгуют газом по цене ниже рыночной. Так, в столице таких заправочных пунктов специалисты КГГА насчитали порядка 300 — это больше, чем количество легальных объектов газоснабжения! Заправляться из таких «бочек» многим кажется очень выгодно, ведь в стихийной рознице газ может быть дешевле на 2—3 грн.

ДВОЙНЫЕ СТАНДАРТЫ. Нелегальные газозаправки торгуют дешевле благодаря тому, что не платят налоги. Многим нашим согражданам, в силу низкого уровня доходов, это, по большому счету, не важно — людям важнее свой карман. Однако мало кто задумывается, что такие заправки не проходят проверки, а значит, нельзя быть уверенным в качестве топлива, которое поступает в авто.

«В Украине существуют два стандарта качества для сжиженных газов, — рассказали нам в группе компаний «Смарт Энерджи«. — Это ГОСТ 27578-87 «Газы углеводородные сжиженные для автомобильного транспорта» и ДСТУ 4047—2001 «Газы углеводородные сжиженные топливные для коммунально-бытового потребления». Автогаз должен соответствовать первому стандарту, а второй регламентирует состав технических смесей, которые больше подходят для бытовых нужд (например, отопления. — Ред.)».

Отличаются ПБА (пропан-бутана автомобильный) и СПБТ (смесь пропана и бутана технического) по целому ряду показателей.

[related_posts id=»181879,181863″]

Но можно сказать, что ПБА — более «чистая» смесь, адаптированная специально под нужды машины. В СПБТ допустимо меньше пропана, большее содержание серы, жидкого остатка и других «посторонних» компонентов. Согласно исследованию Института потребительских экспертиз (проводилось в октябре прошлого года), сетевые заправки продают потребителю именно ПБА, а «бочки» почти повсеместно торгуют технической смесью.

«Для автомобиля это не смертельно, — констатирует Куюн. — Но лучше, дальше и больше авто проедет все же на автомобильном газе». Например, жидкий остаток СПБТ скапливается в баках и засоряет фильтры, а повышенное содержание серы усиливает коррозию деталей топливной аппаратуры. Газ для авто, в отличие от СПБТ, имеет зимнюю и летнюю марки: зимой в нем должно быть больше пропана, а летом — бутана.

РАЗБОДЯЖЕН И ОПАСЕН

Технический газ вместо автомобильного не самый большой недостаток нелегальных заправочных пунктов. «Помимо того, что такие заправки не платят налогов, они отбивают свою привлекательную цену постоянными недоливами, — утверждает Куюн. — На сетевых заправках газовые колонки регулярно проверяются на точность налива, а вот до «бочек» такие проверки не доходят. Поэтому нередки ситуации, когда авто на вроде полном баллоне едет на 30—50 км меньше, чем обычно». Измерить точность налива газа самому практически невозможно: его не пропустишь через мерный стакан и не нальешь в канистру. В отличие от топливного индикатора в бензиновом баке, в газовом баллоне индикация работает очень условно. Так что понять, сэкономили вы или сэкономили на вас, можно лишь по километражу.
Кроме того, реальны риски залить в авто загрязненный, а то и вовсе «бодяжный» газ.

Популярные статьи сейчас

Леся Никитюк пожаловалась на сложную поездку и показала свои снимки в велосипедках

Ах, эти ножки! Тина Кароль "завела" всех украинцев фотографией в мини

Кара Божья и апокалипсис: пророчества Иоганна Кеплера начинают сбываться. Он говорил об этом еще в 1610-м году

Поклонники в шоке, они и не догадывались: Звезда "Беверли Хиллс" рассказала о страшном диагнозе

Показать еще

«Резервуары на АЗС должны проходить периодические гидравлические испытания и внутренний осмотр, так как со временем в них накапливаются отложения (влага, конденсат, механические примеси. — Ред.), — рассказали нам в компании Shell. — Недобросовестные участники рынка могут игнорировать эту процедуру. Также водителям могут предлагать некачественный газ, вплоть до подмешивания в конечную смесь непереработанного ШФЛУ — это широкая фракция легких углеводородов (сырье, из которого в процессе переработки можно выделить смесь пропан-бутана)».

Такие эксперименты не слишком хорошо сказываются на здоровье автомобиля.

«Наш сервис сталкивался с тем, что клиентам, которые регулярно заправлялись на таких стихийных заправках, впоследствии пришлось менять большую часть из всей системы ГБО: баллон, магистрали, редуктор, форсунки. По сути, это равносильно тому, чтобы заново установить ГБО», — подчеркивает Матвеев.

ОЦЕНКА ЗА ПОВЕДЕНИЕ

К сожалению, определить качество автогаза до того, как вы им заправились, нереально. Безусловно, на АГЗС должен быть сертификат на реализуемое моторное топливо, и любой водитель имеет полное правило с ним ознакомиться. Но вот понять, соответствует ли залитое топливо этому документу, можно лишь по поведению машины.

«Может загореться значок check engine, который сигнализирует об ошибке двигателя, — перечисляет Матвеев. — Авто может не развивать положенную мощность. Двигатель может заглохнуть через 100 м после заправки. Если такие симптомы присутствуют — вам залили мусор. Специализированные СТО могут диагностировать поломку и выдать заключение, что неисправности ГБО вызваны использованием топлива, не соответствующего стандартам качества. С таким заключением водитель может требовать у АГЗС компенсацию стоимости ремонта».

По словам Матвеева, это может сработать с сетевыми заправками: достаточно чека о покупке сжиженного газа и экспертного заключения. Но серые «бочки» будут всячески отнекиваться от претензий, поэтому чек сохраняйте всегда. А если проблемы с автомобилем возникли непосредственно после заправки — берите свидетелей и возвращайтесь для отбора проб подозрительного газа.

«По закону покупатель имеет право затребовать отбор так называемой арбитражной пробы, — акцентируют в группе компаний «Смарт Энерджи«. — Проба соответствующим образом помещается в контейнер, опечатывается, указывается время и место отбора. Обязательно должна стоять подпись оператора АГЗС, который отобрал эту пробу, и самого покупателя. Эта проба передается в сертифицированную лабораторию, которая определяет состав продукции и ее соответствие стандартам». Но, естественно, требовать выполнения закона вы можете только у заправок, по этому закону установленных.