«Газ наступает». В связи с ростом цен на бензин, в Украине растет количество нелегальных газозаправок

Рост цен на дизель и на бензин дает видимые результаты. Многие украинцы предпочитают переводить авто на сжиженный газ.

Водителей не останавливает стоимость установки ГБО на машину (от 240 до 1,5 тыс. евро в зависимости от модели авто, производителя оборудования и уровня «гаражности» СТО, где проводится установка): двойная экономия (11 грн за литр пропан-бутана против 22—23 грн за литр А-92) позволит окупить эти растраты меньше, чем за год.

В итоге темпы «газификации» в Украине в прошлом году побили все рекорды. Сегодня в Киеве и других крупных городах страны ездит, по разным оценкам, от 25 до 45% машин, которые прошли такую «модернизацию».

«Причина — в соотношении цен разных видов моторного топлива, — поясняет директор консалтингового агентства «А-95» Сергей Куюн. — Если до 2014 года рост рынка сжиженного газа был обеспечен при условии, когда цена газа составляла 60% от цены бензина, то с 2015 года цена газа составляет в среднем порядка 45% от цены бензина. Рынок и раньше развивался, теперь же он развивается вдвое быстрее за счет того, что экономия на использовании газа в авто очень высока. В этом году динамика сохранится, потому что пропан-бутан, по нашим прогнозам, продолжит дешеветь по отношению к бензину и дизельному топливу». Процветают. Только в Киеве насчитали 300 нелегальных газовых заправок

НИЖЕ РЫНОЧНОЙ. Чем больше машин ездит на газу, тем больше этого газа они потребляют. «Объемы реализации автогаза сейчас составляют больше трети на рынке автомобильных топлив», — отмечает директор СТО Motor Gas Роман Матвеев. Соответственно, растет число желающих заработать на реализации этого вида моторного топлива. Речь идет не только о расширении инфраструктуры сетевых заправок, но и о появлении полулегальных или вообще незаконных АГЗС, которые торгуют газом по цене ниже рыночной. Так, в столице таких заправочных пунктов специалисты КГГА насчитали порядка 300 — это больше, чем количество легальных объектов газоснабжения! Заправляться из таких «бочек» многим кажется очень выгодно, ведь в стихийной рознице газ может быть дешевле на 2—3 грн.

ДВОЙНЫЕ СТАНДАРТЫ. Нелегальные газозаправки торгуют дешевле благодаря тому, что не платят налоги. Многим нашим согражданам, в силу низкого уровня доходов, это, по большому счету, не важно — людям важнее свой карман. Однако мало кто задумывается, что такие заправки не проходят проверки, а значит, нельзя быть уверенным в качестве топлива, которое поступает в авто.

«В Украине существуют два стандарта качества для сжиженных газов, — рассказали нам в группе компаний «Смарт Энерджи«. — Это ГОСТ 27578-87 «Газы углеводородные сжиженные для автомобильного транспорта» и ДСТУ 4047—2001 «Газы углеводородные сжиженные топливные для коммунально-бытового потребления». Автогаз должен соответствовать первому стандарту, а второй регламентирует состав технических смесей, которые больше подходят для бытовых нужд (например, отопления. — Ред.)».

Отличаются ПБА (пропан-бутана автомобильный) и СПБТ (смесь пропана и бутана технического) по целому ряду показателей.

[related_posts id=»181879,181863″]

Но можно сказать, что ПБА — более «чистая» смесь, адаптированная специально под нужды машины. В СПБТ допустимо меньше пропана, большее содержание серы, жидкого остатка и других «посторонних» компонентов. Согласно исследованию Института потребительских экспертиз (проводилось в октябре прошлого года), сетевые заправки продают потребителю именно ПБА, а «бочки» почти повсеместно торгуют технической смесью.

«Для автомобиля это не смертельно, — констатирует Куюн. — Но лучше, дальше и больше авто проедет все же на автомобильном газе». Например, жидкий остаток СПБТ скапливается в баках и засоряет фильтры, а повышенное содержание серы усиливает коррозию деталей топливной аппаратуры. Газ для авто, в отличие от СПБТ, имеет зимнюю и летнюю марки: зимой в нем должно быть больше пропана, а летом — бутана.

Картинки по запросу пропан бутан заправки

РАЗБОДЯЖЕН И ОПАСЕН

Технический газ вместо автомобильного не самый большой недостаток нелегальных заправочных пунктов. «Помимо того, что такие заправки не платят налогов, они отбивают свою привлекательную цену постоянными недоливами, — утверждает Куюн. — На сетевых заправках газовые колонки регулярно проверяются на точность налива, а вот до «бочек» такие проверки не доходят. Поэтому нередки ситуации, когда авто на вроде полном баллоне едет на 30—50 км меньше, чем обычно». Измерить точность налива газа самому практически невозможно: его не пропустишь через мерный стакан и не нальешь в канистру. В отличие от топливного индикатора в бензиновом баке, в газовом баллоне индикация работает очень условно. Так что понять, сэкономили вы или сэкономили на вас, можно лишь по километражу.
Кроме того, реальны риски залить в авто загрязненный, а то и вовсе «бодяжный» газ.

«Резервуары на АЗС должны проходить периодические гидравлические испытания и внутренний осмотр, так как со временем в них накапливаются отложения (влага, конденсат, механические примеси. — Ред.), — рассказали нам в компании Shell. — Недобросовестные участники рынка могут игнорировать эту процедуру. Также водителям могут предлагать некачественный газ, вплоть до подмешивания в конечную смесь непереработанного ШФЛУ — это широкая фракция легких углеводородов (сырье, из которого в процессе переработки можно выделить смесь пропан-бутана)».

Такие эксперименты не слишком хорошо сказываются на здоровье автомобиля.

«Наш сервис сталкивался с тем, что клиентам, которые регулярно заправлялись на таких стихийных заправках, впоследствии пришлось менять большую часть из всей системы ГБО: баллон, магистрали, редуктор, форсунки. По сути, это равносильно тому, чтобы заново установить ГБО», — подчеркивает Матвеев.
new_image2_339

ОЦЕНКА ЗА ПОВЕДЕНИЕ

К сожалению, определить качество автогаза до того, как вы им заправились, нереально. Безусловно, на АГЗС должен быть сертификат на реализуемое моторное топливо, и любой водитель имеет полное правило с ним ознакомиться. Но вот понять, соответствует ли залитое топливо этому документу, можно лишь по поведению машины.

«Может загореться значок check engine, который сигнализирует об ошибке двигателя, — перечисляет Матвеев. — Авто может не развивать положенную мощность. Двигатель может заглохнуть через 100 м после заправки. Если такие симптомы присутствуют — вам залили мусор. Специализированные СТО могут диагностировать поломку и выдать заключение, что неисправности ГБО вызваны использованием топлива, не соответствующего стандартам качества. С таким заключением водитель может требовать у АГЗС компенсацию стоимости ремонта».

По словам Матвеева, это может сработать с сетевыми заправками: достаточно чека о покупке сжиженного газа и экспертного заключения. Но серые «бочки» будут всячески отнекиваться от претензий, поэтому чек сохраняйте всегда. А если проблемы с автомобилем возникли непосредственно после заправки — берите свидетелей и возвращайтесь для отбора проб подозрительного газа.

«По закону покупатель имеет право затребовать отбор так называемой арбитражной пробы, — акцентируют в группе компаний «Смарт Энерджи«. — Проба соответствующим образом помещается в контейнер, опечатывается, указывается время и место отбора. Обязательно должна стоять подпись оператора АГЗС, который отобрал эту пробу, и самого покупателя. Эта проба передается в сертифицированную лабораторию, которая определяет состав продукции и ее соответствие стандартам». Но, естественно, требовать выполнения закона вы можете только у заправок, по этому закону установленных.