Сага о Toyota: путь от ткацкого станка до Лексуса

Первая Toyota была вовсе не автомобилем, а ткацким станком. И хотя он и не имел ничего общего с научной фантастикой из японских комиксов манга, тем не менее, этот станок произвел революцию в промышленности и заложил основу автомобильной империи.

Это произошло в конце XIX века, в период, известный как эпоха Мэйдзи. В то время император Муцухито решил открыть свою страну миру и современности. Среди его подданных был Сакити Тойода, сын бедного плотника из Ямагучи (деревни, расположенной в 280 км от Токио).

На фото: Сакити Тойода, основатель компании

В ноябре 1896 года у Тойоды возникла гениальная мысль: создать ткацкий станок с автоматической системой отключения. В случае какой-то проблемы, машина сама останавливает ткацкий челнок. Благодаря таким мерам повышенной безопасности, производство было защищено. Предприятие стало процветать, пользуясь повышенным спросом на шелк и текстиль.

Однако в 1904 году русско-японская война замедлила это процветание, и Сакити Тойода стал искать другие пути для развития своего дела. В 1910 году он отправился в США. Оттуда он вернулся с убеждением, что будущее принадлежит машинам и ускорил  процесс индустриализации на своем предприятии.

Когда началась первая мировая война, Япония заняла франко-британскую сторону. Потребности в текстильных изделиях были велики, и 200 ткацких станков Toyoda Boshoku Corporation работали на полную мощь. Тем не менее, провидец Сакити Тойода убедил своего старшего сына искать другие пути для развития бизнеса.

Как и его отец, Киитиро Тойода отправился за вдохновением в США и в Европу. Там в 1929 году автомобиль находился на подъеме. Воодушевленный Киитиро вернулся на родину и застал отца при смерти. Сакити Тойода оставил приемному сыну Ризабуро бразды правления текстильной компанией, а своему родному сыну завещал заниматься преобразованием предприятия. Так, начиная с 1933 года Киитиро начал разрабатывать то, что он считал будущим японской промышленности — автомобиль.

От Тойода к Toyota

Во время правления Хирохито Япония проводила колониальную политику: она присоединила Корейский полуостров, затем аннексировала Маньчжурию (Северо-Восточный Китай). Чтобы поддерживать эту политику, правительство поощряло строительство автомобилей. В 1907 была основана автомобильная фирма Daihatsu (сейчас входит в Toyota Group), в период с 1917 года (основано Mitsubishi ) по 1934 год (Nissan ) появились многие японские производители.

На фото: Киитиро Тойода, сын основателя и продолжатель его дела 

А в мастерских в городе Коромо Киитиро Тойода трудился над разработкой своего первого автомобиля. Вначале его двигатель был похож на мотор Форда V8, самого популярного авто в Японии в то время. Затем его заменили шестицилиндровым рядным двигателем очень похожим на те, которые производил Chevrolet. В разработке кузова дизайнеры Тойода вдохновлялись Chrysler Airflow, делая некоторые изменения. Например, фары они расположили выше, чтобы улучшить видимость ночью. Ибо, как и его отец, Киитиро Тойода был одержим мыслью: выпускать надежный продукт.

И, наконец, в мае 1935 года появилась первая Тойода — A1, изготовленная в трех экземплярах. Чтобы обеспечить успех была проведена буддистская церемония по благословению этого автомобиля. Но он так и остался на стадии прототипа. И только в 1936 году появляется первый серийный автомобиль АА, который компания намерена экспортировать в Америку.

Но есть проблема: имя Тойода звучит плохо. Подрядчик организовывает голосование в Японии, по итогам которого двадцать семь тысяч ответов поддержали решение заменить «d» на «t».

Дело в том, что в японском языке для написания слова Toyota необходимо восемь символов, а число восемь приносит удачу и процветание, — объяснил в 2010 году каналу BBC Сейширо Такешита инвестиционный директор банка Mizuho International.

Вот так нумерология оказалась более эффективной, чем благословения буддийских монахов. Родилась Toyota Motor Corporation.

В период между 1936 и 1942 годами было произведено 1 404 копий модели АА, включая 353 кабриолета AB. Но вторая мировая война сводит на нет коммерческие амбиции Киитиро Тойода. Все АА были уничтожены, не осталось ни одного экземпляра. В 1987 году  пришлось изготовить одну такую модель для празднования пятидесятилетия Toyota Motor Corporation.

На фото: Первый серийный автомобиль Toyota АА

Правда, в 2008 году один молодой человек из Владивостока связался с автомобильным музеем Лаувман, что в Гааге, после того, как нашел уцелевшую модель этой первой серии. Вероятно, эта Toyota была ввезена на территорию Маньчжоу-го, марионеточного государства созданного Японией в результате аннексии Маньчжурии. Позже, после бомбардировки Хиросимы и Нагасаки эта территория отошла СССР. И с 1945 года этот автомобиль спал в сарае. Переданный в музей Лаувман в Нидерландах, он сейчас выставлен именно в том состоянии, в котором его обнаружили.

Jeep для Корейской войны

Конец войны ознаменовал новый старт для Toyota, но совсем нелегкий старт. Япония находилась в руинах. Производство возобновилось выпуском модели SA, которая похожа на Volkswagen Beetle. Но невозможно было продавать автомобили в стране, где людям было нечего есть.

В 1950 году Toyota Motor Corporation находилась в стадии ликвидации. Своим спасением она обязана США и японскому правительству, которое поддержало компанию. Американцы заказали для своих военных, находящихся в Корее, 5 000 грузовиков и внедорожников Jeep, на производство которых японцы получили лицензию. Toyota была спасена.

На фото: Jeep 1961 года

Новый руководитель компании Таизо Ишида принимает всестороннюю политику промышленного развития. Он расширяет завод в Коромо до такой степени, что в 1959 году город меняет название. Теперь он официально именуется Тойота и устанавливает связи с городом-побратимом из США — Детройтом, американской столицей автомобилестроения.

Прагматизм в работе

Америка всегда манила этого производителя. С 1957 года японцы пытались продавать там Crown, но безуспешно. Они не сдаются и совершают международный прорыв со своими внедорожниками 4 × 4. Эти авто хорошо продаются в Азии, в Австралии, Африке и Южной Америке. И быстро завоевывают отличную репутацию: их считают такими же мощными, как британский Land Rover, но дешевле и надежней.

[related_posts id=»177624″]

Настоящее завоевание рынка США пришло с появлением Corolla. Запущенный в 1966 году, этот компактный автомобиль становится бестселлером. Он до сих пор популярен, его продажи превысили 40 миллионов единиц. Уже к 1967 году компания может похвастаться количеством произведенных автомобилей в 3 миллиона. На внутреннем рынке она укрепляет свои позиции в сегменте K-Car (автомобили менее 3,40 м и не более 660 см 3).  Компания покупает Daihatsu, первопроходца среди японских производителей.

На фото: Corolla 1969 года

В 1968 году компания производит более 1 миллиона автомобилей в год, внедряя «тойотизм». Эта версия гибкого серийного производства, жесткого типа управления, работа по принципу «нулевого дефекта», оптимизация производства и рабочего времени. Она вывела японцев на четвертое место в мире в своем секторе. Но не все так гладко. Журналист Сатоши Камата, проводя расследование, устроился на завод и проработал там пять месяцев в качестве чернорабочего. Своим опытом он поделился в книге «Toyota — завод отчаяния» (1973). В книге описан почти тюремный мир, где заработная плата мизерна, при этом работники подвергаются жесткой идеологической обработке.

Но компанию не остановить. Ровесница современной Японии, она работает для величия страны и своей собственной империи. Чтобы обойти 25% таможенных пошлин, которые распространяются на импортные автомобили в США, Toyota открывает там свои заводы. Такой аутсорсинг позволяет ей рационализировать свое производство: пикап Hilux для Южной Азии производится в Таиланде, городские авто Yaris и Aygo в Европе.

Выигрышная ставка на гибрид

В 1997 году Toyota подверглась новой мутации. В то время как в США широко используют бензин, а в Европе предпочитают дизельное топливо, японцы запускают гибрид Prius. Появление этого автомобиля явилось предвестником плана  Toyota Environmental Challenge 2050. Целью этого плана есть: сокращение на 90% выбросов CO2, использование только дождевой воды для фабрик и переход на производство полностью перерабатываемых автомобилей.

[related_posts id=»141379″]

На сегодняшний день японский производитель стал чемпионом по производству гибридов и является лидером в мире автомобилестроения, свергнув в 2007 году с первой ступени пьедестала  General Motors, которую тот занимал на протяжении семидесяти пяти лет.

На фото: Будущая штаб квартира Toyota

В 2015 году Toyota продала более 10 миллионов автомобилей по всему миру, тогда как номер два в этой гонке — Volkswagen не превысил это круглое число. Надо сказать, что стратегический выбор японцев позволил им избежать Dieselgate.  С момента прихода гибридов, доля дизельных двигателей неуклонно снижается. Сегодня она составляет лишь 1% автомобилей в Японии.

Самородок Toyota – Lexus

В 1983 году в аэропорту Лос-Анджелеса Эйдзи Тойода встречали на автомобиле Mercedes. Действительно, если в Японии Toyota имела в своем модельном ряду машины класса от K-Car  до лимузинов, то за границей этот бренд предлагал только популярные модели, слишком скромные для приема большого босса.

Эта ситуация очень рассердила президента компании и он тут же решил запустить проект F1: F, то есть флагман и 1 – значит первый. Его цель: превзойти эталон немецкой роскоши. Так через  шесть лет родился Lexus LS 400. Этот большой седан, уровня S-класса и 7-й серии производился в Японии, но продавать его там не собирались. Приоритет отдавался клиентам из США. Успех не заставил себя долго ждать. Автомобиль, выпущенный в январе 1989 года, к декабрю был продан в 16 000 экземплярах.

На фото: Первый Lexus

Вскоре Lexus завоевывает рынки по всему миру. В Японии же он появился лишь в 2005 году. Чтобы отличаться от роскошных немецких автомобилей, Lexus подготовил козырь: гибридные модели (бензин /электричество) присутствует во всей гамме, от компактного CT до купе RC, включая SUV RX и NX.

Вот уже почти двадцать лет исследовательская фирма из США JD Powers называет эти автомобили самыми надежными из всех существующих.  В 2016 году было продано 700 000 моделей — высшая точка достижений японского автомобильного опыта и японского искусства жизни.