Вряд ли кто-то станет спорить, что самая большая ценность нашей страны — это люди.

Но в то же время они — и самое большое зло. Ведь, если говорить о точках соприкосновения гражданина и государства, каждому бы из нас хотелось, чтобы их было как можно меньше, чтобы меньше было необходимости выстаивать в очередях, меньше было причин для согласования и уточнения в маленьких и больших начальников.

Как сказала основательница ICT Centra (IGov) Яника Мерил, обосновывая необходимость внедрения электронного правительства: «Нет людей — не коррупции».

Эксперты и международный опыт свидетельствуют о том, что именно применение ИТ-технологий в таможенных процессах является залогом эффективности работы таможни и упрощения процедур торговли.

В последнее время много публикаций в прессе касается проведения реформ в Государственной фискальной службе, в том числе и в таможенном блоке.

Но если в прессе живо обсуждаются вопросы внедрения автоматического возмещения НДС, использование РРО, то на проблему электронного декларирования пока не обращают особого внимания. Но она присутствует и заключается в следующем.

Что имеем сегодня?

При подготовке пакета документов к подаче в таможенный орган брокер с помощью соответствующих программ формирует только один электронный документ — электронную таможенную декларацию, по определенным форматам обмена сообщениями, и к ней добавляет сканированные разрешительные документы в формате PDF.

То есть произошло подмена понятия электронного декларирования на «PDF» — декларирование.

Что такое электронная таможня в идеале?

Это оформление всех таможенных деклараций, в автоматическом режиме, без прямого контакта с инспектором таможни. Ни одного человека в процессе! На данный момент сегодня это мечта.

Отправляешь импортную электронную декларацию, напомню, что там только одна электронная форма, а все остальное — сканированные копии документов, и — вовсю с документами на таможню, где тебя ожидает контакт с инспектором.

История вопроса

Популярные статьи сейчас

Известный футболист продает свой суперкар. Фото

"Ее зовут Моника": Юрий Шатунов засветился в обществе молоденькой красотки. Волочкова и рядом не лежала. Фото

Даже дети съехались: с Заворотнюк случилась беда, теперь не поможет ничего

Не войдете ни в одни двери: названа каша, от которой ужасно разносит

Показать еще

В 2011-2012 годах Гостаможслужба, будучи отдельной структурирую, не в составе ДФС, что важно, занимала активную позицию во внедрении таких называемых унифицированных электронных разрешительных документов (Уэддей).

Было подготовлено постановление правительства » Об утверждении Порядка информационного обмена между таможенными и другими государственными органами с помощью электронных средств передачи информации «.

В рамках реализации указанного постановления проекты соглашений об информационном сотрудничестве были не только разработаны, но и направлены в органы государственной власти на согласование.

Практически было реализовано электронный обмен разрешительными документами с 6-ю министерствами и ведомствами.

Постановление также предусматривала создать технические задания на разработку типовой составляющей системы «е-документ» и типового организационно-технического решения для комплексной системы защиты информации, в ней содержится — это поручалось Госкоминформнауки и Госспецсвязи.

Тема с использованием электронной документов тем более актуальна, так как в соответствии с Таможенным кодексом, декларант должен подавать вместе с электронной таможенной декларации лишь несколько документов, один из которых «инвойс».

При этом его подача в качестве электронной информации уже решена путем использования так называемого «электронного инвойса».

Поэтому возникает вопрос к тем брокеров, которые прикрепляют к электронной таможенной декларации, документы, не предусмотренные ТКУ. А потом возмущаются, когда там находят «разногласия», повышающие таможенную стоимость, «кричат», что в таможне все коррумпированы.

При этом действительно повышается проверке ЭМП, поэтому, если вы прикрепили, например, договор, то таможенник обязательно его прочитает, найдет какие-то «разногласия», в СМР не найдет нужной информации и тому подобное.

Почему никто не хочет работать по Кодексу, прикрепляя только один инвойс ?!

Сегодня декларанту поступает только сообщение о начальном этапе принятия электронной декларации и сведения о окончательный вариант ее оформления, не считая запросы инспектора о необходимости представления дополнительного пакета документа.

Между тем желательно было бы, чтобы декларанту приходили сообщения о состоянии дел в каждый конкретно взятый промежуток времени. То есть, чтобы декларант в любой момент знал, на каком этапе находится ГТД, при этом что такой мониторинг прохождения этапов таможенного оформления можно просматривать на экране телевизора, установленного возле единственного окна в месте таможенного оформления.

Если такой мониторинг существует на практике, то почему его нельзя применить и в сфере действительной подачи электронных деклараций через всемирную сеть Интернет?

Особенно необходимо получать уведомления об отправке в любой специализированное подразделение — таможенная стоимость, классификация — и расшифровку конкретного действия декларации с добавлением номера телефон конкретного должностного лица, на данный осуществляет оформление ЭМП на этапе, его должности и возможно название подразделения, в случае необходимости дальнейшего обращения до антикоррупционного сервиса «Пульс».

Или другой пример из реальной жизни

Нужно, чтобы электронная декларация, поданная таможенному органу, автоматически попадала в соответствующую базу данных и ей так же автоматически присваивался номер, а также определялся инспектор, будет ее оформлять, с обязательной фиксацией времени принятия в базу или указанием очередности в очереди.

По факту: подаешь декларацию и пытаешься дозвониться на пост, где «занято» может быть по полдня. О нервы и потерянное время не стоит и вспоминать.

Сейчас все так, потому что распределение ЭМП осуществляется по принципу «свободная касса», только что-то таможенные инспекторы не требуют быстро поднимать руки, как в «Макдональдсе».

Другой вопрос, который неизвестно по каким причинам остается нерешенным, это возможность получения сообщений о сгенерированные формы контроля автоматизированной системы анализа и управления рисками (АСАУР).

На сегодня при оформлении наряда в электронном виде в портах с помощью информационной системы портового сообщества экспедиторы уже видят все формы контроля за контейнером, которые назначает таможня — взвешивание, сканирование, обзор.

Почему декларант не имеет возможности видеть эти формы контроля сразу при регистрации декларации и планировать свою работу?

Если назначен, например, обзор, то пока декларация будет оформляться час-два до проведения осмотра, декларант имеет нормальную возможность доехать из офиса в таможню, поставить машину на рампу и ждать инспектора с чашкой кофе у контейнера.Почему эта информация так засекречена?

Сейчас во всем мире, в том числе и в Украине, реализовано большое количество электронных сервисов, где оплата производится электронными карточками, Pay Pal, Web-money и тому подобное.

Почему нельзя осуществить доплату таможенных платежей в электронном виде без поездок в таможенный орган за визой?

Почему до сих пор не может таможенному брокеру (декларанту) получить авторизованный доступ к информации об остатке средств на счете предприятия в таможне, для того, чтобы понимать, хватит ли их для оформления очередной декларации, вместо того чтобы получить отказ в таможенном оформлении?

Что же тормозит создание и внедрение действенной системы электронного документооборота и планомерное внедрение безбумажных технологий во всех сферах деятельности таможенной службы ?

Во-первых, отсутствие согласованной позиции относительно механизмов внедрения электронного обмена информацией с государственными органами, которые выдают соответствующие разрешительные документы.

Во-вторых, вопрос перехода на электронный документооборот и внедрение подсистем «электронного правительства» — онлайн-запросы на предыдущие решения по таможенной стоимости.

В-третьих, удобный доступ к тарифной информации (по аналогии с европейской системой TARIC, доступ к открытой статистической информации).

Вместе с тем именно решение этих проблем, особенно при взаимодействии с другими госорганами и другими организациями и учреждениями, является основой дальнейшего развития не только всей таможенного дела, но и основой «электронного правительства» и не самым главным моментом в преодолении коррупции.

Если смогла это сделать маленькая Эстония, где в настоящее время 98% налоговых и таможенных деклараций подается в Интернете. Если уже есть опыт удачного внедрения электронной коммуникации во Львове и Харькове.

Если сегодня был презентован электронное искусство экологии, то это дает нам надежду на то, что электронная таможня — не такое уж неподъемная задача, к тому же есть все необходимые специалистов, и полное понимание этапов, которые следует пройти, чтобы желаемое стало реальным.

И если говорить о глобальной борьбе с коррупцией, цель нашего государства стать на уровень Канады и Сингапура, которые являются лидерами среди электронных правительств мира.

Регистрация рождения ребенка, брака, поиск жилья и обращения в полицию в этих странах происходят через Интернет, что устраняет необходимость лишних объяснений, затраты времени и нервов. А значит сэкономленное время граждане этих стран могут тратить на творчество и самореализацию.

Источник: Украинская Правда