«Провал в начале года». Компания Google прекратила работу над роутерами-беспилотниками

Проект по разработке беспилотных летательных аппаратов с кодовым названием Titan закрыла корпорация Alphabet, которой принадлежат активы компании Google.

Компания Titan Aerospace была куплена Google еще в 2014 году — тогда она разрабатывала беспилотники, летающие на высоте 20 тысяч метров и выполняющие аэрофотосъемку и сбор погодных данных. Но после покупки проектная группа занималась не съемкой и прогнозированием погоды, а более благородным делом — в Google пытались «накрыть» всю планету интернетом. Однако что-то пошло не так.

X — полусекретная лаборатория, основанная еще в 2010 году и известная созданием очков Google Glass, разработкой самоуправляемого автомобиля и проектом по запуску стратостатов для раздачи интернета в труднодоступных местах. За почти семь лет существования лаборатория не выпустила ни одного готового продукта, но зато в ней обсудили не менее 500 идей и отправили в разработку 30-40 из них. Правда о большинстве проектов никто ничего не знает. Известно только о самоуправляемых машинах, испытания аэростатов проекта Loon и разработку беспилотников для раздачи интернета, которую в конечном счете все-таки завершили, перебросив все силы на уже упомянутые воздушные шары. Представитель экспериментального подразделения заявил, что проект, предполагающий использовать для тех же целей аэростаты, выглядит более многообещающим с экономической и технической точек зрения. Но деталей, конечно, раскрывать никто не стал. Ведь главное в работе Google X — эксперименты.

Руководитель лаборатории — Астро Теллер — в интервью журналисту российского Esquire рассказал, что его сотрудники никогда не стремятся создать сразу идеальный прототип. Вместо этого они делают нечто работающее и сразу же это тестируют. «Вот мне пришла в голову мысль: «Хм, а будет ли мой ноутбук плавать?» Кидаю его в воду, он идет ко дну. Но я знал это заранее, а значит, это дебильный эксперимент, полный провал. А вот если полученное знание оказалось новым и интересным — это успех. Когда мы начали делать Loon, мы хотели понять, сможем ли мы с земли общаться с шарами? Мы знали, что экспериментальный шар, поднимаясь все выше, будет раздуваться до тех пор, пока не лопнет, но зато мы узнали, что можем общаться с ним — отлично, галочка. Люди всегда говорят о провалах не так, как мы, они говорят о провалах как об Окончательном-Конце-Вещей. Провал — когда ты не знаешь, что теперь делать.»

По словам Теллера, главная задача лаборатории — искать для Google проблемы. «Они отбираются по трем главным принципам: проблема должна быть масштабной, ее решение — достаточно радикальным и похожим на научную фантастику, а решить ее можно сейчас. Разработки лаборатории изменят будущее: например, люди могут разучиться водить автомобили. Но это не страшно, ведь есть достаточно причин, чтобы вообще не пускать человека за руль — робот справится лучше»

Идея беспилотных аппаратов, раздающих интернет по всему миру, оказалась просто еще одним экспериментом, за которым следили извне. Теллер рассказал, что помимо этого лаборатория долгое время трудилась над проектом персонального летательного средства. «Да, назовите это реактивным ранцем, джетпаком. Первая реакция у всех — ничего себе! Когда я говорю «джетпак», вы представляете себе ранец, который стреляет реактивной струей и поднимает вас. Но проблема в том, что как только выхлоп закончится, вы покойник. Если у самолета откажут двигатели, его все равно можно посадить, а здесь нет. Поэтому мы стали думать в сторону чего-то вроде одноместного вертолета, лопасти которого похожи на семена-вертолетики клена — у них такой разрез, что подъемная сила тормозит падение. Так, может быть, из нашего ранца должны прорастать лопасти, которые при приземлении складывались бы обратно? Мы создали прототип, но остановились. Штука получилась очень громкой, просто беда. А Google не хочет летать над домами людей с ревом мотоцикла, нам по нраву тишина и покой. И, конечно, она была слишком прожорливой — 20 литров бензина на два километра полета».