Как автомобильная промышленность будет выглядеть через 20 лет

На прошлой неделе американская компания Ford и китайская Baidu достигли соглашения об инвестировании 150 млн долларов в Velodyne – компанию, которая производит оптические датчики. Их сейчас активно используют для создания самоуправляемых автомобилей.

Подобные сделки на рынке происходят чуть ли не каждую неделю. В 2015 году производители автомобилей и технологические стартапы часто подписывали соглашения о сотрудничестве. Увеличение количества совместных проектов отчетливо демонстрирует намерения автомобильных компаний. Они осознают, что к 2020 году отрасль начнет кардинально меняться, и без сторонней помощи приспособиться к этим переменам будет сложно. Например, компания Ford намерена представить свой беспилотный автомобиль в 2021 году.

Сегодня в отрасли автомобилестроения доминируют три новые тренды: сервисы совместного использования авто, беспилотные машины и электрокары. Любая из этих тенденций сама по себе сильно бы повлияла на отрасль, а вместе они создают революционный эффект. В этих условиях даже гиганты рынка чувствуют себя в опасности.

Сервисы совместного использования

На данный момент именно каршеринг больше остальных трендов изменил автомобильный рынок. Сейчас приложения для заказа машин использует небольшая доля потребителей, однако инвесторы ожидают, что она будет постепенно увеличиваться. Ключевой вопрос заключается в том, будут ли новые службы такси главным транспортом для людей, и не начнут ли потребители отказываться от личных автомобилей.

Смещение акцента в сторону аренды машин не станет смертельным ударом для производителей автомобилей, ведь сервисам наподобие Uber, Zipcar и Lyft все равно придется покупать машины. Но все же продажа автомобилей подобным компаниям или водителям, которые будут возить на машинах других людей, заметно отличается от продаж непосредственно потребителям. К примеру, большинство автопроизводителей США на данный момент делает ставку на сотрудничество с компаниями-дилерами.

В значительной мере Tesla не может пробиться на массовый рынок потому, что традиционные производители машин реализуют свои автомобили через дилеров. Кроме того что такой вид продаж обеспечивает компаниям нужные связи и опыт, так еще и американское правительство требует, чтобы продажи машин осуществлялись в таком виде. Поэтому Tesla и другие похожие проекты испытывают проблемы с появлением на рынке.

После смещения акцента на каршеринг успех автопроизводителей будет определяться наличием больших заказов от Google или Uber. В таких условиях свой шанс получат компании, которые работают над инновационными видами транспорта и новыми методами продаж.

Беспилотные автомобили

Появление самоуправляемых машин может стать наиболее грандиозным изменением в автомобильной индустрии. Разумеется, они могут ударить по традиционным автопроизводителям. Чтобы создать беспилотную машину, необходимо разработать качественное программное обеспечение. Автомобильные компании из США никогда не могли занести себе в актив работу с компьютерными технологиями.

Google инвестирует много денег в процесс создания самоуправляемой машины, поскольку компания надеется, что огромный опыт в сфере разработки программного обеспечения позволит ей занять лидирующую позицию в автомобильной индустрии.

Стоит отметить, что традиционные автомобильные компании тоже нашли выход из положения: они заказывают разработку ПО сторонним компаниям. Американские эксперты полагают, что с каждым годом автономные машины будут усложняться. Их внешний вид будет меняться не так радикально, но водителю все реже придется управлять транспортным средством. В один прекрасный день руль в автомобиле и вовсе станет ненужным. Но большие автопроизводители, скорее всего, смогут подстроиться под новый тренд благодаря умению интегрировать сторонние компоненты. Кроме того, налаженная система производства и большие дилерские сети позволят традиционным компаниям занять более выгодную позицию, чем новичкам, которым придется производить беспилотный транспорт с нуля.

Электромобили

Современные автомобили работают благодаря двигателю внутреннего сгорания, который имеет свои плюсы и минусы. Традиционные производители автомобилей также выпускают коробки передач, бензобаки, радиаторы и другие механизмы. Но если машины будут ездить с помощью батарей, то традиционное производство отойдет в прошлое.

Над этим сейчас работает компания Tesla во главе с Илоном Маском. Бизнесмен решил, что лучше создать электрокар с нуля, чем перестраивать с бензина на электричество традиционное производство автомобилей. Впрочем, пока что электромобили не могут соперничать с обычными машинами. В прошлом году в США продали 17 млн новых автомобилей, и только 115 тыс. среди них (меньше 1%) были электрическими или гибридными.

Главный барьер для электрокаров – высокая стоимость в сравнении с бензиновыми аналогами. Потребители среднего класса отдают предпочтение традиционным авто, несмотря на более экономный расход топлива в электромобилях и значительные государственные субсидии.

Сочетание этих трендов может навредить традиционной автомобильной промышленности

Каждую отдельно взятую проблему лидеры автомобильного рынка смогли бы решить. Но против них играет взаимосвязь и одновременное внедрение перечисленных трендов. К примеру, электрокары не очень привлекают потребителей, но зато они могут пользоваться спросом у сервисов совместного использования. В таком случае от автомобиля не требуют длины пробега в 500 км, которая сейчас доступна только машинам на бензине. Главное – чтобы запаса энергии хватило на работу до обеда, а затем водитель сможет подзарядить свой электромобиль.

Если электрокары будут выпускать с учетом подобного режима  использования, то производители смогут оборудовать машины меньшей батареей, благодаря чему удастся уменьшить вес электромобиля и улучшить эффективность использования энергии.  Безусловно, для каршеринговых сервисов энергоэффективость машин играет очень важную роль, ведь они вынуждены оплачивать топливо.

Производство беспилотных автомобилей органично впишется в инновационный процесс. До тех пор пока машинами управляют водители, такси будут оставаться пятиместными седанами. Сейчас невыгодно работать с двухместными машинами. Однако когда по дорогам начнут ездить автономные автомобили, миниатюрные машины станут популярными. Часто пассажиры заказывают такси только для себя, поэтому они бы согласились проехаться на маленьком одноместном электрокаре.

Благодаря легкости и эффективности подобных автомобилей стоимость услуг такси продолжила бы снижаться. Одно- или двухместный электромобиль будет заметно отличаться от пятиместного седана, при этом отпадет необходимость оплачивать услуги водителя. Так что использование самоуправляемых автомобилей и электрокаров позволит выйти на рынок новым игрокам.

Вместе с тем рост популярности каршеринга позволит быстрее внедрить технологию беспилотного управления. Здесь очень важную роль играют карты, в связи чем фаворитом в гонке за создание самоуправляемых машин считают Google. Преимущество компании заключается в доступе к подробным картам фактически любой улицы мира. Раньше картами Google пользовалась Uber, но недавно компания заявила, что планирует создать собственные картографические данные.

Если производители автомобилей собираются продавать машины непосредственно потребителям, то у них возникает одна большая проблема: сначала необходимо разработать подробную карту целой страны. Вряд ли кто-то захочет покупать автомобиль, который не позволяет выехать за город.

Если сдавать автомобили в аренду, то эта проблема не выглядит настолько серьезной. Можно начать работу в одном большом городе и сделать свой сервис популярным только там. Клиентов, как правило, устраивает такси, которое ездит только по городу.

Аренда самоуправляемых машин принесет и другие плюсы. Производители программного обеспечения начнут отвечать за безопасность, поэтому аварии также будут на их совести. В их интересах будет доступ автомобилей к регулярному техобслуживанию и ремонту. Так что поначалу беспилотные автомобили могут и не попасть в свободную продажу – их можно будет использовать только как такси. В таком случае традиционные автомобильные компании растеряют все свое преимущество.

Беспилотные электромобили для аренды будут значительно отличаться от традиционных автомобилей современности. В них не будет водителя, а двигатель станет гораздо компактнее, вследствие чего можно будет задуматься об изменении форм и конфигураций: развернутые сиденья, сенсорные экраны и телевизоры, вмонтированные столы и даже кровати для отдыха во время длинных поездок.

Как выживут автомобильные гиганты

Как видим, через пару десятилетий сегодняшние лидеры автомобильного рынка столкнутся с рядом проблем. Однако не стоит ставить на них крест, поскольку у них есть один сильный козырь в борьбе против проектов Кремниевой долины – возможность производить миллионные партии автомобилей. В Долине только Tesla старается достичь массового производства машин, но и ей эта задача дается с трудом. Каждая новая модель компании появляется на рынке с задержкой, а недавно ее представители объявили, что Tesla собирается привлечь 2 млрд долларов инвестиций для расширения производственных мощностей. Если планы компании сбудутся, то она сможет производить по 500 тыс. автомобилей в год.  Это составит примерно 3% общего ежегодного объема продаж в США.

Производство автомобилей – сложное и продолжительное занятие, поэтому автомобильные гиганты сейчас могут использовать преимущество своего колоссального опыта. Правда, пока что лидеры рынка и компании из Кремниевой долины заинтересованы в сотрудничестве. Но сложно предсказать, насколько удачным будет такое партнерство.

Начнут ли Google и Uber самостоятельно разрабатывать автомобили, а затем отправлять их на сборку к автомобильным корпорациям, подобно Apple, которая пользуется услугами компании Foxconn из Китая? Или же Google будет только поставлять автомобильным компаниям программное обеcпечение, а Uber – покупать готовые машины? Вероятно, что в будущем и вовсе появятся новые компании, которые будут сочетать преимущества автомобильной и технологической индустрий.

Сейчас мы только стоим на пороге больших перемен и наблюдаем за тем, как компании по обе стороны тратят миллиарды долларов, чтобы застолбить за собой лидерскую позицию через пару десятков лет.