Эксперты проанализировали, как Гройсман намерен выполнять Соглашение об ассоциации с ЕС

После недавней публикации Плана действий нового Кабмина под руководством Владимира Гройсмана многие задались вопросом: а настроено ли новое украинское правительство выполнять Соглашение об ассоциации?

Для того чтобы составить свое мнение, мы решили «просканировать» план и проверить, есть ли в нем задания, которые касаются адаптации европейского законодательства, предусмотренные Соглашением об ассоциации.

В результате нашего анализа мы пришли к следующим выводам:

Положительные тенденции:

1. Правительственный план учитывает почти все обязательства в части адаптации украинского законодательства к законодательству ЕС, которые Украина должна выполнить в 2016 году.

На данном этапе мы имеем обязательства в 10 сферах. Три сферы касаются 4-го раздела Соглашения об ассоциации «Торговля и вопросы, связанные с торговлей» и семь сфер – 5-го раздела соглашения «Экономическое и отраслевое сотрудничество».

В рамках 4-го раздела в Правительственном плане предусмотрена адаптация законодательства в сфере государственных закупок, интеллектуальной собственности и санитарных и фитосанитарных мер.

В рамках 5-го раздела предусмотрена адаптация законодательства в секторах окружающей среды, транспорта, социальной политики, энергетики, деятельности компаний и налогообложения.

2. Еще в двух сферах предусмотрена адаптация не всех директив, а именно в сфере «Деятельность компаний» Украина обязана адаптировать Регламент ЕС 1606/2002 Европейского парламента «О применении международных стандартов бухгалтерского учета», однако он не учтен в правительственном плане.

Также в правительственном отчете в сфере «Налогообложение» не предусмотрена адаптация Директивы №2008/118/ЕС Относительно общих условий акцизного сбора (спирт и алкогольные напитки, табачные изделия и энергоносители)».

На что стоит обратить внимание:

1. Несмотря на то, что Правительственный план предусматривает адаптацию почти всех директив, которые мы обязаны принять в 2016 году, это невозможно увидеть в самом документе невооруженным глазом.

В нем нет отдельного пункта, который фиксирует обязательства Украины в части адаптации законодательства к требованиям ЕС.

Чтобы понять, зафиксированы ли сами обязательства в Правительственном плане, нам пришлось проанализировать все обязательства в части изменений законодательства на 2016 год в Соглашении об ассоциации и сравнить их с теми обязательствами в Правительственном плане, где есть ссылки на европейское законодательство.

Это исключительно проблема не до конца проработанной методологии Правительственного плана, ведь если задачи в рамках Соглашения об ассоциации фактически вмонтированы в Правительственный план, это должно быть видно всем, а не только узкому кругу специалистов, которые интересуются Соглашением об ассоциации.

2. Для эффективного выполнения Соглашения об ассоциации Украине необходимо установить единый действенный центр в системе органов государственной власти, который будет осуществлять оценку соответствия украинского законодательства требованиям европейского.

Сейчас такую оценку проводят все министерства, Правительственный офис по европейской интеграции в секретариате Кабинета министров Украины и комитет Верховной рады по вопросам европейской интеграции.

Это создает неудобства в работе, ведь

в результате таких согласований возникает много замечаний, которые часто противоречат друг другу и требованиям ЕС.

Такие неувязки возникают потому, что очень много структур приобщены к согласованию, а также потому, что у нас очень мало специалистов, которые знают право ЕС и могут дать профессиональную оценку. Сейчас для нас важно иметь один центр, который будет проводить анализ законодательства на соответствие требованиям ЕС.

В ситуации, когда у нас сейчас есть профильный вице-премьер, отвечающий за европейскую интеграцию и координирующий работу Правительственного офиса европейской интеграции в секретариате Кабмина, таким центром должен стать офис, тем более, что за последний год там стало работать много специалистов по праву ЕС.

3. Одними из самых сложных антикоррупционных обязательств в рамках Соглашения об ассоциации является обязательство в части «Конкуренция».

Украина уже начала выполнять свои обязательства в этой части. А именно: принят закон, обязывающий Антимонопольный комитет публиковать свои решения, а также закон о концентрации.

Однако, помимо этих обязательств, мы должны адаптировать Регламент (ЕС) № 1/2003 от 16 декабря 2002 г. по имплементации правил конкуренции, который предусматривает возможность пересмотра в судах решений Антимонопольного комитета в части наложения штрафов на компании за нарушение конкуренции.

Это важная антикоррупционная директива, ведь очень много лет АМКУ злоупотреблял тем, что нынешнее законодательство не дает возможности бизнесу обратиться в суд и добиться пересмотра решения АМКУ в части наложения штрафа на бизнес (по сути, и в части размера штрафа).

Конкуренция – это важный раздел, касающийся работы Зоны свободной торговли между Украиной и ЕС и влияющий не только на работу украинского бизнеса, но и на деятельность инвесторов и международных компаний, которые хотят быть защищенными от злоупотреблений со стороны АМКУ.

Источник: Европейская правда