Чего достиг экс-министр образования Квит за 2 года на этой должности?

В разгар февральских событий на Майдане, 21 февраля 2014 года, когда украинские студенты, заняв здание Министерства образования и науки (МОН), потребовали отставки главы ведомства Дмитрия Табачника, на эту должность был назначен президента Киево-Могилянской академии Сергей Квит, который анонсировал масштабные реформы.

И вот, спустя два года, Квит оставляет ведомство, а из обещанного — выполнена только часть. Кроме принятых законов «О высшем образовании» и «О научной и научно-технической деятельности», Квит может гордиться присоединением Украины к европейской программе по исследованиям «Горизонт-2020», успешным проведением вступительных кампаний и удачным переводом вузов из оккупированной части Донбасса в подконтрольные Киеву города. Но обещанные изменения украинского образования несколько забуксовали. В частности потому, что денежные проблемы не обошли и МОП — ориентир в семь процентов ВВП на образование не соблюдается: в 2014 году, по данным Госстата, расходы бюджета на образование составили 6,4 процента, в 2015 — 5,5.

На университетской ниве

Еще в должности ректора Квит отличился жесткой оппозицией к главе МОН времен экс-президента Виктора Януковича Дмитрию Табачнику. «Министерство образования и науки само по себе никаких реформ проводить не может по определению. Потому что оно не имеет для этого ни финансовых ресурсов, ни специальных полномочий», — говорил тогда он. После смены ректорского кресла на министерское Квит большое внимание уделил именно вопросам высшего образования.

Читайте также: Кабмин повысил зарплаты госслужащим

1 июля 2014 Верховная Рада приняла новый закон «О высшем образовании», подготовленный рабочей группой под руководством Згуровского после ожесточенных дискуссий и получения тысяч предложений. Документ вводит академическую и финансовую автономию вузов, меняет систему академических уровней — в частности, убирает советские категории «специалиста» и «кандидата наук», а также предусматривает жесткую борьбу с плагиатом. «Министр Квит и его команда выстраивали систему автономии высших учебных заведений. Тоже самое делал и комитет Верховной Рады, возглавляемый Лилией Гриневич», — объясняет проректор Киевского национального университета имени Шевченко Владимир Бугров ожидания относительно продолжения политики ведомства.

Экс-руководитель Украинского центра оценивания качества образования Игорь Ликарчук наоборот считает, что новый закон не стал революционным, а значительную часть его положений министерству Квита реализовать не удалось. В частности, значительную часть полномочий Министерство должно передать Национальному агентству по обеспечению качества высшего образования (НАОКВО). Впрочем, оно так и не начало свою работу — в его состав были избраны люстрованные чиновники, из-за чего министерство не признало результаты конкурса.

Невыполненное домашнее задание

Рамочный закон об образовании, который должен был начать коренные изменения в средней школе, до сих пор не принят. От учителей все чаще звучит критика в адрес министерства — в частности, относительно частой смены учебников, их дефицита, а также новой системы ведения базы выпускников. Из-за введения последней приказом от 26 марта есть риск того, что после окончания девятого и одиннадцатого классов школьники могут не получить свидетельства и аттестаты, считает директор специализированной школы № 148 Киева Сергей Горбачев. Первый заместитель министра образования Инна Совсун пояснила, что МОН планирует отказаться от централизованного изготовления документов об образовании не только в вузах, но и в школах. Последние, по ее словам, будут самостоятельно печатать аттестаты, а государство сэкономит 10 миллионов гривен.

Читайте также: Автомобильные мошенничества в Киеве теперь делают по-новому

Однако комплексное реформирование школ так и не начато. «В среднем образовании еще «и плуг не ходил»- все, что делалось, особенно последний год — это метания между зарубежным опытом, личным опытом, какими-то совершенно ненужными мерами», — убежден Ликарчук. Министерство пока начало эксперимент с «опорными школами», которые бы позволили оптимизировать число общеобразовательных учебных заведений. О неэффективности действующей системы свидетельствует и статистика — в Украине на одного учителя приходится 8,5 учащихся, тогда как в Германии — 16, в Великобритании — 17.

Расписание реформ

«Нужно, наконец, правильно завершить учебный год. То есть там есть такие задачи, требующие немедленного решения. Например, сейчас есть угроза того, что вовремя дети не получают аттестаты, нельзя такого допускать», — рассказала Гриневич украинским СМИ о своих первых шагах в должности образовательного министра. По ее словам, срочно также нужно провести тендер по печати учебников. В планах нового министра — новые стандарты образования для профильной старшей школы, а также построение новой модели профессионально-технического образования.

И Ликарчук, и Бугров считают Гриневич компетентным и «наиболее подготовленным» к этой должности специалистом. От нее ожидают шагов по продолжению имплементации закона «О высшем образовании», сокращение количества вузов, а также запуска реформы средней школы. Первой женщине на должности министра образования Украины также придется срочно решать вопрос с поступлением в вузы учащихся с временно оккупированных территорий и искать новые пути к оптимизации образовательного бюджета.

Читайте также: НБУ вводит ограничения на выдачу наличных в банкоматах

Источник: www.dw.com