Из за того, что Кабмин не имеет четкого плана действий, министры не могут эффективно выполнять свои обязанности.

Об этом в интервью Gazeta.ua рассказал экономист Борис Кушнирук.

Как оцениваете возможное назначение Ивана Миклоша министром финансов Украины?

— Он был успешным министром финансов Словакии и одним из идеологов удачно проведенных там реформ. Принимая его в свою команду, Гройсман увеличил бы уровень доверия к себе. Получил бы возможность наладить контакт с международными финансовыми организациями.

Но на сколько юридически корректно, чтобы гражданин другого государства стал министром. Хотя бы из соображений, что он получит доступ к государственной тайне.

Что удалось сделать иностранцам в нынешнем правительстве?

— Иностранцами выступает грузинская команда. Яресько и Абромавичус живут в Украине по 10-15 лет.

Положительный момент их назначения — они не пришли на должности для личного обогащения. Это для Украины не характерно. В течение всех лет независимости, в министерства финансов и экономики приходили люди, которые кроме выполнения государственных функций, еще и работали на собственные карманы.

Яресько занималась реструктуризацией долгов. К ней есть вопросы, касающиеся налоговой реформы. Но вариант Южаниной был путем в никуда.

Абромавичус много сделал относительно прозрачности приватизации, дерегуляции.

Однако главного — общей новой экономической философии развития страны от них не получили. Они не объяснили в какой ситуации экономика находится, что хотят достичь и как собираются это сделать.

Какие результаты работы министра здравоохранения?

— Александр Квиташвили наверное самый слабый из министров иностранцев. Но вопрос по эффективности проведения реформ нужно ставить не только к нему, но и ко всей коалиции в парламенте. Они должны были решить, какое Министерство здравоохранения хотят иметь еще до того, как сели в корабль.

Главная проблема — социальная и медицинская политика в коалиционном соглашении были самыми слабыми. Во многих странах министерства соцполитики и здравоохранения комбинированные. Часть функций можно было бы перевести в негосударственный блок. Провести оптимизацию больничных заведений, ввести систему обязательного частного медицинского страхования и передать функции неправительственным врачебным ассоциациям, чтобы они работали в этой сфере. Министерство здравоохранения, в таком случае, вообще должно исчезнуть.

Вопрос не в министре здравоохранения, а в правительстве. Квиташвили подал заявление об увольнении еще летом в прошлом году, но до сих пор остается на посту. Это абсурд.

По какому принципу должно формироваться следующее правительство?

— Должна решать коалиция. Вопрос не в фамилиях, а в том, что будут делать. Правительство должно иметь четкие пункты. Нельзя просто говорить, что хотелось бы сделать без четко прописанного плана. Если не осознавать, где находишься, куда движешься, то не сможешь объяснить людям свои шаги. Будет складываться впечатление, что ничего не происходит, все плохо. Хотя, может быть совсем не так. Если нет четкого курса, министр становится заложником дороги в никуда.

Нужны ли Украине иностранцы на государственных должностях?

— Приглашать иностранцев в правительство проблематично. Они не всегда могут быть эффективны. Чтобы проводить реформы, нужно чувствовать национальные особенности страны. Это не значит, что надо закрывать глаза на коррупцию. Но в рамках политики, которую проводят, должны осознавать ее особенности. Это даст понимание, как действовать и получать результат.

В Украине есть сферы, где иностранцы нужны. Было бы хорошо увидеть их на должности председателя Национального банка, на уровне правоохранительных и судебных органов. Правоохранительная система настолько коррумпирована, что человек из нее — заражен. Бацилла коррумпированности и преступности уже сидит.

Источник: gazeta.ua