Вы читаете: 7 коррупционных схем, которые используют украинские чиновники

7 коррупционных схем, которые используют украинские чиновники

7 коррупционных схем, которые используют украинские чиновники

Несмотря на антикоррупционные реформы, существует достаточно много схем, позволяющих, к примеру, красть деньги из госбюджета или наживаться на тендерах.

Недавно мы объясняли, почему в Украине так трудно победить коррупцию. Но не все так плохо: уже существуют новые методы, чтобы навсегда оставить коррупционные схемы в прошлом. Главное – чтобы у правительства было желание их применить.

Вот как, по мнению экспертов компании Deloitte, выглядят самые распространенные на сегодня коррупционные схемы в Украине:

1. Махинации в системе Prozorro

Безусловно, внедрение системы госзакупок Prozorro – это огромное достижение в борьбе с коррупцией. Но все же в системе есть свои бреши.

Например, по-прежнему сохраняются коррумпированные схемы отбора поставщиков. Технические условия в системе позволяют сделать так, чтобы участие в тендере мог принять один конкретный поставщик. Для этого достаточно применить следующие ограничения:

  • требование необычных и необязательных договоров и лицензий;
  • необязательные требования к составу или внешнему виду изделий;
  • использование номенклатуры, которая преподносится как оригинальная, хотя товар известен под другой номенклатурой;
  • закупка товара, в котором не нуждается госпредприятие, или закупка нужных товаров с избытком.

Проведение тендера еще не значит, что он будет реализован. Такая ситуация может возникнуть по ряду причин. Например, когда победил «неудобный» поставщик или когда поставщик хочет присвоить предоплату без поставки товаров или услуг. Вспомним хотя бы «Морской торговый порт «Южный», который по окончанию тендера дисквалифицировал 12 участников и подписал контракт с компанией, которая даже не торговалась.

Часто в Prozorro можно наблюдать за махинациями с условиями договора. После завершения тендера условия можно адаптировать таким образом, чтобы поставщик извлек дополнительную выгоду. С этой целью к условиям тендера либо добавляют штрафы, либо поставляют товар более низкого качества или в недостаточном объеме.

В конце концов, в Prozorro существует риск сговора поставщиков, которые могут по очереди побеждать на одинаковых тендерах, предлагая при этом минимальные скидки.

2. Таможня

Здесь главный источник коррупционных схем – искусственная задержка товара. Всегда есть возможность умышленно задержать импорт или экспорт товара. Для этого достаточно предъявить претензии к документации, весу или составу товара. Также можно начать дополнительную проверку или навязать компании необязательные услуги.

В итоге бизнесмены получают убытки из-за несвоевременных поставок товаров, штрафов, нарушения логистической цепи. Все это ведет только к снижению налоговых поступлений.

3. Государственное имущество

В этой сфере распространены махинации со стоимостью аренды. Частные компании могут получить в аренду государственное имущество, стоимость которого определяется в соответствии с внутренними методиками. В результате она далеко не всегда совпадает с рыночной. Из-за этого возникает две проблемы:

  • переоцененное имущество не удается сдать в аренду и оно не приносит пользы;
  • возникают коррупционные риски из-за желания многих компаний арендовать недооцененное имущество.

4. Железная дорога и «Укрзализныця»

«Укрзализныця» сейчас испытывает дефицит грузовых вагонов, поэтому она предоставляет их представителям бизнеса с задержкой. Компании не знают, есть ли свободные вагоны на определенном участке дороги, поэтому представители железнодорожного государственного монополиста могут выделить вагоны «нужным» людям.

Кроме того, на железных дорогах существует проблема воровства. За первые 6 месяцев 2016 года убыток от краж составил 10 млн грн. При этом злоумышленники умудряются воровать все, от зерна до угля и металла. Все это привело к тому, что бизнесмены боятся перевозить товар по железной дороге и отправляют малогабаритный груз автомобильным транспортом.

Ни для кого не секрет, что далеко не всегда «Укрзализныця» предоставляет услуги высокого качества. Иногда представители общественности связывают это с коррупционной составляющей. К примеру, все знают, что белье в поездах используют большее количество раз, чем положено.

Есть в «Укрзализныце» и свои строительно-монтажные управления, которые отвечают за ремонт и строительство. Вот только представители рынка жалуются, что часто их работа является неэффективной и сопровождается кражами.

5. Дноуглубление

Как бизнесмены, так и представители власти жалуются на стоимость и качество дноуглубления в украинских акваториях. Очевидно, что ради избегания коррупционных рисков необходимо тщательно анализировать стоимость и качество данного вида работ.

В процессе дноуглубления реки происходит добыча песка, который необходимо утилизировать. Но есть признаки того, что этот песок продают строительным компаниям. Прибыль от этого получают чиновники, которые отвечают за дноуглубление. Из-за этого государство терпит убытки, а добыча песка отрицательно влияет на экологическое состояние водоемов.

6. Ремонт дорог

Здесь существует проблема неэффективного использования дорожного сбора. Ежегодно каждый украинский автомобилист только за счет топлива пополняет бюджет на 10 тыс. грн. В целом по стране дорожный сбор приносит 2,2 млрд грн в месяц. Кроме того, 272 млн долларов поступает в бюджет за счет растаможки автомобилей. Однако в то же время по качеству дорог Украина занимает 132 место из 136 стран в мире.

У нас до сих пор нет единой системы для жалоб на низкое качество дорог и механизмов контроля ремонтных работ.

7. Сфера перевозок

Частные компании жалуются на то, что не могут планировать стоимость перевозок. Хотя сейчас существует коммерческое программное обеспечение, помогающее рассчитать тариф на перевозку груза, но в действительности компаниям включают в счет различные дополнительные услуги (охрана, уборка и т.д.). При этом методика расчета остается очень запутанной и непрозрачной.

Если говорить о пассажирских перевозках, то в этом сегменте главной проблемой являются квоты на распределение маршрутов между перевозчиками. В большинстве случаев этот процесс происходит непрозрачно. Его контролируют местные органы власти, а это значит, что здесь существуют высокие коррупционные риски.

Как побороть коррупцию?

Министерство инфраструктуры вместе с проектом «Инкубатор 1991», компаниями Deloitte и Microsoft выбрали пять стартапов, которые позволят бороться против коррупции в сфере инфраструктуры. В число победителей вошли:

  • 7 red lines – сервис для контроля железнодорожных перевозок;
  • 8 KOLO  сервис генерации доказательной базы для расследований;
  • Bi Bot – сервис визуализации связей и бизнес-аналитики в сфере публичных финансов;
  • «Розумна країна» – сервис, позволяющий  управлять качеством обслуживания государственных компаний и органов власти;
  • «Єквиток»— проект для повышения эффективности продажи билетов «Укрзализныци».

Эти стартапы стали участниками инкубационной программы и теперь им помогут найти инвесторов. Заботиться об этих проектах будет Министерство инфраструктуры.

Как видим, борьба с коррупцией в Украине наконец-то становится видимой. Поэтому если у вас есть своя идея для стартапа по борьбе против чиновников-коррупционеров, можете обращаться к правительству и инвестиционным фондам, они готовы поддержать перспективные проекты. К примеру, Prozorro тоже начинал существование как волонтерский проект, а сегодня он стал, пожалуй, одним из главных реформаторских достижений в Украине за последние несколько лет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться:
Share Twitter Pocket Mail Viber Send
Оставить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: