Плохой ли вы начальник?

Довольно часто по личным и не объективным причинам мы не любим своих начальников. Что является поводом неприязни к своему боссу? Ведь никто не будет отрицать того факта, что плохие начальники действительно существуют. И плохими их делает примерно один и тот же набор управленческих привычек. Существует семь основных поведенческих моделей, которые необходимо избегать, если вы начальник любого уровня, додерживайтесь их, если не хотите стать объектом ненависти со стороны собственных подчиненных и сослуживцев.

1. Нерешительность

Плохой начальник будет бесконечно анализировать или принимать временные решения, которые станут постоянным поворотом назад к проблеме.

Ситуация №1. Анатолий — руководитель одного интернет издания, который никак не может определиться с выбором организации для освоения разработки новой рекламной кампании. Сотрудники бесконечно тратили время на пустые обсуждения, потенциальные организации приносили презентации за презентациями. Это стало причиной того, что цель многократно терялась и находилась вновь, организации выходили с игры, а директор продолжал решать вопрос. Итогом нерешительности стал срыв сроков по оформлению необходимых документов. Интернет издание подмочила свою репутацию, как со стороны заказчика, так и со стороны организаций. Время потраченное сотрудниками на поиски необходимой организации было потрачено впустую.

2. Чрезмерная драма

Преувеличивать самые незначительные возникшие проблемы склонны многие. За пределами работы окружающие обычно игнорируют эту особенность драматизировать все, что происходит и мешает это только ему самому. Намного  хуже, когда склонностью к излишней драматизации страдает ваш начальник. Любая рабочая проблема становится катастрофой мирового масштаба. Любая конкуренция воспринимается не иначе как удар, а каждый рабочий день не проходит без конфликтов в борьбе за правое дело. Совещание с участием таких боссов стабильно превращается в реалити-шоу «Скоро мы все умрем!».

Ситуация №2. Клиент просит уточнения некоторых пунктов отчетов? Плохой начальник очень расстроен. С особой интонацией, по которой вы должны понять, что принесли плохую весть, он сообщает вам о том, что по всей видимости отчет теперь вообще не примут, хотя мы все усердно работали над этим заказом, если мы его потеряем то нам придётся принимать особые меры и урезать заработную плату.

Происходит неосознанная манипуляция предполагая, что ваше чувство вины, даже на пустом месте стало отлично мотивацией. Но помогает ли чрезмерная драматургия мотивировать на долгое время? Маловероятно. Скорее наоборот. Люди имеют свойство уставать от эмоционального давления и скоро вовсе перестают на него реагировать. Нервозность и неадекватность в оценке критичности ситуации не помогает повышению эффективности. Она способствует потере времени и сил, которые уходят на незначимые переживания.

3. Зацикленность на прошлых победах

Еще одним распространенным качеством плохих руководителей — неумение меняться и адаптироваться к нововому.  Такие управленцы всегда стараются повторить старый успех с помощью тех же старых средств и методов, даже если они безбожно устарели или просто неуместны в текущей ситуации.

Для коллег и подчиненных, сильная вера начальника в прошлое достижение часто сочетается с его упрямством, что превращает любую возможность продвижения компании вперед из труднодостижимой в невыполнимую. Если сравнивать с зацикленными на старом менеджерами успешные управленцы относятся к своим прошлым успехам с сильной осторожностью, так как понимают сложность повторения одного и того же в разных ситуациях.

4. Излишний контроль

Очень распространенный тип плохого босса —  начальник, который помешанный на контроле. В решении любой проблемы существует только два решения: его и ошибочное. А еще он не при каких обстоятельствах никому не доверяет.

Подобный подход может быть уместен в армии, профессиональном спорте или спецслужбах. Но если деятельность вашей компании предполагает хоть немного креатива, одержимость руководителя контролем над всеми этапами каждого процесса и недоверие работе подчиненных уничтожают любую инициативу и не дают раскрыться индивидуальным качествам.

5. Самоуверенность

Очень обидно, когда за проделанную работу вас никогда не благодарит, да и помимо этого по умолчанию приписывать все достижения себе. Плохой начальник редко задумывается о причинах, следствиях и общем вкладе в работу. Все его время выделено, на то что бы восхвалять и напоминать всем о том, как сложно дерать одному всю работу на своих  плечах.

Когда дела идут в гору главным молодцом, в работе есть кто? Конечно Босс! А вот если что-то пошло не по плану, всегда виноват кто-то другой. Склонность искать и громко находить виноватых выдает  плохого начальника. Между тем хороший руководитель понимает, что серьезная ошибка, как правило, является таким же следствием командной игры, как и убедительный успех и ответственность за нее лежит в первую очередь на нем. А индивидуальные промахи не являются поводом для публичной порки.

6. Любимчики

Руководство относится к одним сотрудникам слишком, как им кажется, строго, на других просто не обращает, а вот третим все буквально сходит с рук. Любые их ошибки остаются незамеченными, премии начисляются на пустом месте, они идут в отпуск в любое подходящее им время. Склонность к выделению в организации любимчиков встречается очень часто, это раздражает сотрудников больше всего. Естественно, босс тоже человек: кто то нравится ему больше, кто то меньше. Но, в отличие от плохого, хороший руководитель дает каждому из подчиненных возможность проявить себя вне зависимости от своего к нему отношения.

7. Раздражительность

Нетерпеливый тип управленца легко вывести из себя, он с удовольствием выплеснет свое гнев на любого подчиненного. У каждого есть своя история про раздражительного начальника. Но есть особые экземпляры, которые переходят всякие границы.

Ситуация №3. Директор небольшой строительной фирмы Михаил Иванович стал известным в своем профессиональном окружении, напав с кулаками на бывшего сотрудника, когда тот попытался поинтересоваться положенным ему расчетом. Окончание подобных историй, редко бывает справедливым для подчиненных. Собственная репутация среди сотрудников и коллег Михаила Ивановича совершенно не волновала и не волнует, в суд потерпевшие обращаются редко, а законных правил корпоративной культуры просто не существует.

О чем следует задуматься?

 

Статистически большая часть боссов имеет более или менее средний уровень управленческого таланта  в сочетании с сильными и слабыми сторонами. При этом свойство совершатьошибки имею все без исключения. По этому не стоит сильно переживать и падать духом, если вы узнали в вышеописанных примерах себя. Не стоит так же сразу хвататься за вилы, если вы узнали в них своего начальника. Запомните то, что человеческое поведение корректируется. А какой же из вас управленец, если вы не можете взять себя в руки и попробовать сделать следующее:

Быть решительным. Проблема выбора возникает у всех людей, но это не повод позволять сомнениям останавливать процесс принятия необходимых решений. Достойный руководитель принимает решения быстро и взвешенно, потому что понимает, какие последствия могут нести долгие бессмысленные обдумывания.

Удерживать чрезмерную эмоциональность. Истерика и агрессия не добавляют руководителю авторитета в глазах подчиненных. Если все детство и юность на ваше поведение пытались влиять с помощью чувства вины и страха, вы можете стать первым в своем окружении, кто положит конец этой грубой практике и начнете общаться с подчиненными, как со взрослыми ответственными людьми.

Держать под контролем эго. В любых достижениях необходимо отдавать себе отчет в том, что без конкретной работы, проделанной конкретными людьми, ваш управленческий талант будет незаметный.

Читайте также:

Самые невыносимые начальники, или кого надо бояться

Как убедить начальника повысить вам зарплату