Падшие женщины в литературе: о жрицах любви писали даже такие известные писатели, как Пауло Коэльо и Александр Дюма — подборка классических зарубежных романов о порочной любви

К образу падшей женщины обращались многие писатели. Социальное неравенство, сексуальное рабство, моральный выбор, пороки общества — вот лишь немногие темы, которые затрагивают авторы, описывая жизнь проституток. Кто-то им сочувствует и изображает их жертвами жестоких обстоятельств, кто-то историю об их похождениях превращает в манифест о женской свободе.

Трагичные, смешные, назидательные, абсурдные. В нашей подборке — произведения известных авторов о жрицах любви.

«Фанни Хилл. Мемуары женщины для утех» Джона Клеланда (1709)

Написанный в начале XVIII века, этот роман от первого лица повествует о жизни английской куртизанки. В 15 лет, став «горемычной сиротой», провинциалка Фанни Хилл отправляется в Лондон, чтобы «поступить там в услужение». Девушка находит работу прислуги в знатном доме, который на деле оказывается… борделем.

Первый сексуальный опыт простодушная героиня переживает со взрослой напарницей, желающей раскрепостить Фанни, и даже не задумывается о греховности происходящего.

«Я и представить себе не могла, что за этим кроется что-нибудь, кроме чистой доброты. Возможно, думала я, именно так она и выражается в Лондоне», — объясняет героиня.

Несколько наивный и зачастую смешной для современного читателя, этот роман, скорее, напоминает пародию на прозу для взрослых. Добрая хозяйка борделя, дружные работницы, учтивые красавцы-клиенты и внезапно свалившиеся на героиню богатство и любовь на последних страницах книги делают ее похожей на сказку с эротическим уклоном.

К слову, в свое время произведение вызвало довольно громкий скандал в пуританской Англии. На протяжении долгих лет оно было под запретом, а его автору специальная комиссия даже выплачивала пенсию — лишь бы тот больше не писал ничего подобного.

«Жюстина, или Несчастная судьба добродетели» Маркиза де Сада (1791)

Чего только не происходит с бедняжкой Жюстиной, оставшейся без родителей: от врача-содомита ее бросает к разбойникам, насилующим ее, а от них — к монахам-извращенцам. Но эти ужасные события не сломили дух главной героини и, даже отправляясь на смертную казнь из-за несправедливого обвинения в убийстве, воровстве и поджоге, она сохраняет силу духа.

А вот ее сестра Жюльетта выбирает легкий путь и начинает зарабатывать на жизнь развратом. Пока непорочная Жюстина борется за жизнь, эта красавица получает удовольствие: предается любовным утехам и спокойно поднимается по социальной лестнице, меняя одного покровителя за другим.

В конце концов мы видим ее овдовевшей графиней с приличным состоянием и знатным любовником. Именно она, бывшая куртизанка Жюльетта, спустя годы спасает свою сестрицу, случайно встретившуюся на ее пути, от смерти.

Роман пережил три редакции при жизни автора, и только финальная версия представила взору читателя откровенно порнографические сцены, которыми так прославился де Сад.

«Дама с камелиями» Александра Дюма-сына (1848)

Прообразом главной героини этого романа стала Мари Дюплесси — известная французская куртизанка, любовница Дюма-сына, скончавшаяся в 23 года от туберкулеза. Салон этой девушки посещали известные французские писатели: Эжен Сю, Альфред де Мюссе, Роже де Бовуар, Арсен Уссе, а ее последним ухажером стал композитор Ференц Лист, имя которого упоминается в предисловии к роману.

В «Даме с камелиями» кокотка носит имя Маргариты Готье, и уже с первых страниц мы узнаем о ее смерти.

Обворожительная куртизанка вела праздный образ жизни: невзирая на тяжелую болезнь, она пьянствовала и меняла любовников как перчатки. Об этом повествователю рассказывает пылкий юноша Арман Дюваль, желающий выкупить у него приобретенный на аукционе томик «Манон Леско», принадлежавший умершей.

История любви Готье и Дюваля трагична: Маргарита оставила всех своих покровителей, чтобы уединиться с Арманом в деревне, но отец возлюбленного попросил не позорить имя семьи. Тогда девушка приняла решение порвать отношения с дорогим ей человеком и вернуться к прежнему образу жизни. О причине разрыва Дюваль узнает уже после смерти героини.

«Нана» Эмиля Золя (1880)

Считается, что прототипом Анны «Нана» Купо стала французская куртизанка, а по совместительству — натурщица, певица и актриса Бланш д’Антиньи. В числе ее любовников — шеф российских жандармов и управляющий Третьим отделением генерал-лейтенант Мезенцов, известный французский поэт Теодор де Банвиль, вице-султан Египта Исмаил-паша.

Изображая глупую и неопрятную Нана, автор демонстрирует порочную изнанку блеска Второй империи. Он сравнивает парижскую куртизанку с навозной мухой, которая своим прикосновением разлагает окружение: ее любовники умирают, разоряются, уходят от жен, опускаются морально.

Натуралист Золя подробно описывает последние дни жизни падшей женщины, которые приходятся на начало очередной кровавой войны. Пораженная оспой, она лежит в гостинице, и никто из бывших любовников и подруг не решается подойти к ее телу. «Левый глаз, изъеденный гноем, совсем провалился, правый был полуоткрыт и зиял, как чёрная отвратительная дыра.

Из носу вытекал гной. Казалось, зараза, впитанная ею со сточных канав, из мирно процветающих рассадников всякого зла, то растлевающее начало, которым она отравила целое общество, обратилось на неё же и сгноило ей лицо», — пишет автор на последних страницах.

«Пышка» Ги де Мопассана (1880)

Свое прозвище главная героиня новеллы Мопассана получила из-за своей «преждевременной полноты», которая делала ее особенно аппетитной в глазах ухажеров. Во время Франко-прусской войны 1870 года патриотически настроенная Пышка совершает побег из оккупированного немцами Руана.

Она едет на дилижансе с представителями высших слоев, торговцами и двумя монахинями, которые не брезгуют принять из ее рук еду, и при этом настаивают, чтобы она переспала с прусским офицером, не желающим выпустить экипаж из города.

«Раз эта пакостница занимается таким ремеслом и проделывает это со всеми мужчинами, какое же право она имеет отказывать кому бы то ни было?», — считает один из пассажиров.

«Нередко поступок, сам по себе достойный осуждения, становится похвальным благодаря намерению, которое его вдохновляет», — вторит ему монахиня.

Под давлением окружающих женщина решает отдаться ненавистному ей оккупанту. После этого все отворачиваются от нее.

«Жозефина Мутценбахер — История жизни венской проститутки, рассказанная ею самой» (1904)

В начале ХХ века в Вене неизвестный автор опубликовал роман с длинным названием «Josefine Mutzenbacher oder Die Geschichte einer Wienerischen Dirne von ihr selbst erzählt», который быстро стал бестселлером эротической литературы.

Эта книга в каком-то роде представляет феминистский манифест: повествование ведется от лица 50-летней проститутки, которая получила неплохое воспитание благодаря постоянному общению с аристократичными и образованными клиентами и обеспечила себе безбедную старость.

«Без этого жадного, с юных лет загорающегося любым чувственным наслаждением, в каждом пороке детства упражняющегося тела я бы окончательно опустилась, подобно своим подругам, которые умерли в воспитательном доме или зачахли истерзанными и отупевшими пролетарскими женами», — пишет героиня.

В этой книге куртизанка не выступает в традиционном для литературы образе жертвы, а становится, если выражаться современным языком, self-made woman, «женщиной, которая сделала себя сама». Героиня с присущим ей юмором и наслаждением рассказывает о любовных приключениях, случавшихся с ней с ранних лет, и подробно описывает сцены секса, в которых ей довелось участвовать.

За 100 лет в Европе продано более 3 миллионов экземпляров этой книги.

«Яма» Александра Куприна (1915)

Повесть Александра Куприна о жизни публичного дома в российской глубинке многие осудили. Корней Чуковский назвал ее «пощечиной всему современному обществу», а героинь — гадкими.

«Нечего спасать их, воскрешать; их нужно не спасать, а уничтожать», — писал Чуковский.

Между тем, сам автор с сочувствием описывает жизнь российских проституток: одна падает в обморок от усталости на десятом клиенте, другую пытается выкупить посетитель публичного дома. Что же касается главной героини Женьки, то она заболевает сифилисом и начинает со злости заражать всех подряд, пока не встречает доброго кадета Колю — единственного клиента, который обходится с ней вежливо.

Сексуальное рабство, разврат, женское бесправие — такой описывает Куприн жизнь публичных домов на закате Российской империи.

«Одиннадцать минут» Пауло Коэльо (1997)

Добрая сказка от автора самых продаваемых книг на португальском языке рассказывает о жизни Марии — простой девушки из бедной бразильской деревни. Переживая неудачи в личной жизни, героиня решается на отчаянный шаг: она уезжает в Швейцарию, чтобы работать танцовщицей кабаре. Но вместо этого становится элитной проституткой.

Неспособная любить и получать удовольствие от сексуальной близости, бразильянка постепенно приходит к выводу: отношения между мужчиной и женщиной длятся не более одиннадцати минут — именно столько обычно составляет продолжительность полового акта.

Девушка относится к своему ремеслу как к работе: она хочет скопить приличную сумму, чтобы обеспечить себе безбедную жизнь, купив ферму в Бразилии. Но, как это обычно случается в добрых сказках, ее мечтам не суждено сбыться: на своем пути Мария встречает чувственного и богатого мужчину, с которым познает любовь и удовольствие от сексуальной близости.

Читайте далее на hyser: «Зачем мне тот, кому не нужна я» — умная женщина не кладет себя на алтарь любви: что точно не нужно делать в отношениях, если хочешь сохранить себя и любовь