Вы читаете: Легендарные торговые пути, сыгравшие важную роль в развитии международной торговли

Легендарные торговые пути, сыгравшие важную роль в развитии международной торговли

Легендарные торговые пути, сыгравшие важную роль в развитии международной торговли

Великий Шелковый путь – дорога, сделавшая из Китая чемпиона мира по экспорту

Этот торговый путь называют первым мостом между Востоком и Западом. Торговая артерия, которая пролегала через Китай, Центральную Азию и Турцию, имела протяженность около 9 600 километров. Караваны верблюдов везли этими дорогами тюки с драгоценными тканями, специями и бронзовыми зеркалами. Благодаря шелковому пути, помимо шелка, Запад получал чай, фарфор и лаки, а сам смог экспортировать на Восток янтарь, серебро и золото.

Великий шёлковый путь сыграл большую роль в развитии экономических и культурных связей народов Азии, Кавказа и Китая. Кроме своего основного назначения – перевозки товаров, он способствовал распространению технологий и инноваций в искусстве (танцы, музыка, изобразительное искусство, архитектура), религии (христианство, буддизм, ислам, манихейство), промышленности (само производство шёлка, а также пороха, бумаги). При этом почти все технологии (за исключением, пожалуй, колесницы в древнейшие времена) распространялись из Китая на запад, а не в противоположном направлении.

Со времен своего расцвета в XII веке (уже тогда этот путь огибал крупные города, чтобы сэкономить время) он продолжает вдохновлять любителей приключений.

Ладанный путь — путь благовония, которое можно назвать «нефтью древности»

На территории Аравийского полуострова росли ароматические растения, которые использовались для производства ладана. Торговля этим благовонием имела экономическое значение, сопоставимое с торговлей нефтью в современном мире.

Караваны вьючных животных доставляли ладан в Египет, Вавилон и Рим. Эта торговля достигла своего апогея между III и II веками до нашей эры. Со временем торговля благовониями пришла в упадок, блеск южноаравийских городов померк. Однако еще долго этим путем пользовались для перевозки соли.

В 2005 году решением ЮНЕСКО участок  Ладанного пути на территории Израиля был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Азии. Этот участок включает в себя руины четырёх набатейских городов: Авдат, Халуца, Мамшит и Шивта.

Янтарный путь — одна из немногих торговых дорог, пролегающих с севера на юг

Янтарь — это окаменевшая на протяжении миллионов лет, смола хвойных деревьев. Его родиной является балтийское побережье, но археологи находят его даже в гробницах фараонов.

Более 3 000 лет тому назад торговля этим драгоценным камнем, которому приписывают магические и целебные свойства, процветала. Купцы начинали свой путь от янтарного берега Балтийского моря, далее они следовали вдоль течений Вислы, Эльбы и Дуная по суше, затем пересекали Средиземное море. И все для того, чтобы обменять его на золото и бронзу.

Кстати, в начале нашей эры Плиний Старший писал о желтом и красноватом янтаре, привезенном из Скифии. Предполагалось, что янтарь не только добывался на территории стародавней Украины, но и обрабатывался в Киеве. При археологических раскопках это предположение подтвердилось.

Оловянный путь — прародитель современных дорожных сетей

Чтобы изготавливать бронзу необходимо было олово. Поэтому купцы средиземноморских стран отправлялись за ним через Галлию в Арморику (историческую область на северо-западе нынешней Франции) и даже на Британские острова.

С конца предыстории к античности, то есть второго тысячелетия до нашей эры, целая сеть торговых путей пересекала Галлию с востока на запад. Изначально для перевозок использовались водные пути — реки Луара и Рона. А после завоевания этих территорий римлянами одной из самых важных торговых артерий стала Агриппиева дорога (Via Agrippa), благодаря которой торговый трафик значительно вырос.

Серебряный путь — дорога, которая стала играть духовную роль

Этот торговый путь находился на Пиренейском полуострове и назывался Via de la Plata (исп. серебряная дорога). Однако, несмотря на название, этот маршрут служил не для торговли серебром, а для передвижения самых разных товаров по всему полуострову, захваченному римлянами в 218 году до нашей эры.

Предполагают, что путаница с названием этого торгового пути произошла от искажения арабского слова «balata» (дорога). Via de la Plata пролегала от города Асторга (север Испании) до города Мерида (юг Испании). Карфагенский полководец Ганнибал со своими слонами также  пользовался этой дорогой.

Впоследствии эта дорога стала играть духовную роль – она стала частью знаменитого Пути Святого Иакова, знаменитой паломнической дороги к предполагаемой могиле апостола Иакова в испанском городе Сантьяго-де-Компостела.

Благодаря своей популярности и разветвлённости этот маршрут оказал большое влияние на распространение культурных достижений в эпоху Средневековья. В настоящее время входит в число памятников всемирного наследия ЮНЕСКО.

Нефритовый путь — один из самых трудных маршрутов 

Азиатские императоры верили, что этот зеленый или белый камень придает им силу и защищает их. У монголов осталась поговорка:

Если тебя безудержно заносит куда-то, если в твое сердце закрались обида и злоба, не дай разгореться этим страстям. Возьми в свои ладони белый и скользкий цагаан хаш (нефрит), сожми его крепче, и он успокоит тебя.

Нефритовый путь шел вдоль северного Тибета и самых опасных регионов Азии, наиболее удаленных от цивилизации. Эти места остаются опасными и в наше время, нередки случаи, когда современные путешественники теряются в этих краях.

Эту дорогу использовали монгольские завоеватели, а позже солдаты во время Второй мировой войны.

Обсидиановый путь – у самых истоков торговли

Во времена великих империй майя (с 2 600 года до 1 520 года до нашей эры) до изобретения металлургии, инструменты для охоты и сельского хозяйства производили из этой очень твердой вулканической породы. Из обсидиана также вытачивали жертвенные ножи и предметы для погребения, отсюда его символическое значение.

Купцы везли его вдоль прибрежных путей из шахт в дебрях Гватемалы и центральной части Мексики до главных городов-государств майя в Мезоамерике, которые простирались от южной Мексики до Сальвадора.

Соляной путь – маршрут «белого золота»  

Соляных путей было много. В Африке такой путь пролегал от Нигера к северу континента. В средневековой Европе соль доставляли с юга вдоль долины Роны в повозках или на плоскодонных лодках, которые тянули батраки или вьючные животные.

В Украине существовал Чумацкий шлях — торгово-извозный путь, по которому чумаки с XVI по XIX век возили соль с черноморского побережья Крыма и Приазовья, а обратно с центральных регионов Украины — зерно и другие сельскохозяйственные продукты.

Золотой путь – в поисках удачи и богатства на Диком Западе

Эта дорога имеет много названий: Mother Road (Мать дорог), Route 66, Главная улица Америки, Шоссе Уилла Роджерса. Следуя маршруту золотоискателей Дикого Запада, этот путь первым пересек США от Чикаго (Иллинойс) до Санта-Моники (Калифорния).

Но после Второй мировой войны президент Эйзенхауэр, впечатленный немецкой сетью автомагистралей, решил внедрить опыт Германии, и Route 66 потеряла свое значение.

В настоящее время этот путь является туристической достопримечательностью США. Шоссе 66 — дорога, по которой движутся в Калифорнию герои романа Дж. Стейнбека «Гроздья гнева».

Одной из самых популярных песен про шоссе 66 является песня  «(Get Your Kicks On) Route 66». Эту песню исполняли многие музыканты, включая Чака Берри, The Rolling Stones и Depeche Mode.

В вымышленном городке Радиатор-Спрингс на шоссе 66 происходит основное действие анимационного фильма «Тачки».

Путь слоновой кости – дорожные пробки в пустыне

Сахара всегда была препятствием для торговли. Тем не менее, с IX века до нашей эры первые караваны, в основном финикийские, отправлялись через эту пустыню на поиски слоновой кости.

Позже огромные караваны верблюдов, численностью иногда более тысячи голов, перевозили соль, арахис, финики и т.д. С XII века до конца XVI дорога по Сахаре способствовала развитию торговли между странами, расположенными к югу от Сахары, и Северной Африкой, которая является воротами в Европу и Америку. Этим же путем перевозили и рабов.

В настоящее время этот путь через пустыню активно используется для доставки продуктов питания, одежды, электроники, сигарет. Правда, сейчас верблюдов заменили грузовики.

Читайте также:

0 0 1
13:00, Июн 19, 2017 Анна Степанюк

История строительства дорог: от первого асфальта к фотоэлектрическому битуму

Статьи

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться:
Share Twitter Pocket Mail Viber Send
Оставить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: