Согласно оперативным данным ГФС, в январе-мае индикативные показатели Минфина по поступлениям в общий фонд госбюджета выполнены на 105,8%. Ударными темпами росли сборы НДС как с ввезенных в страну, так и произведенных здесь товаров, а также налога на прибыль предприятий. Всего в январе-мае 2016 года в сводный бюджет поступило 254,9 млрд грн., что на 28,2% больше января-мая 2015 года. «ДС» выясняла у экспертов, с чем связана такая динамика и есть ли у ГФС шанс удержать рекордные темпы по сборам до конца года.

Эксперт по вопросам таможенной политики Института общественных исследований Юрий Федчишин

Динамика поступлений сейчас положительная, но для начала года это обычная картина. Более сложно будет во втором полугодии. Количество судебных споров с ГФС растет. Это говорит о том, что «низы» скоро по-старому уже не смогут.

Исходя из фискальной составляющей, на наполнении бюджета в этом году позитивно может сказаться усиление борьбы с контрабандой и конвертационными центрами. Объективно, в этих направлениях накоплены значительные скрытые резервы, которые некоторые эксперты оценивают в колоссальные суммы. И как раз в этой сфере у фискалов достаточно законодательных инструментов, их нужно просто применять более активно.

Мало перспектив при нынешней системе для увеличения поступлений от ЕСВ и НДФЛ, а дефицит пенсионного фонда сейчас проблема номер один. Что касается налога на прибыль, то это традиционно договорной налог. Правила бухучета в Украине таковы, что без инициативы со стороны ГФС его не платят. Сборы по налогу на прибыль сейчас выполняются за счет договоренностей, но часто взамен на взаимозачеты по другим налогам. А проблема с ЕСВ связана с непродуманным снижением этого налога без компенсаторов.

Читайте также: Стало известно сколько будет стоить iPhone 7

Заместитель директора ОО «Общественный аудит» Андрей Вигиринский

Я вижу высокую вероятность перевыполнение плана бюджетных поступлений. Хотя об этом будем говорить после того, как будет пересмотрен Закон Украины «О государственном бюджете», с учетом расходов, которые вырастут. Скорее всего это произойдет в конце июля, или в сентябре-октябре. В любом случае не позднее, поскольку необходимо обеспечить финансирование увеличенной расходной части по социальным выплатам.

Наполнению госказны будут способствовать увеличение ставок, девальвация в первом квартале 2016 года, инфляционные поступления. Возможно фактором 3-4 кварталов станет экономический рост, впрочем оно будет несущественным. Высокая вероятность роста НДС и рентных поступлений в силу увеличения закупочных цен газодобывающего предприятия и повышение тарифов, аккумулировать больше валовая прибыль поставщиков и производителей коммунальных услуг. Рост цен на топливо в 3-4 квартале, вызванное подорожанием сырья на международных рынках, приведет к повышению поступлений по акцизам и соответственно от операций по реализации на АЗС.

Недобор будет вероятно только в части ЕСВ, если сравнивать с прошлым годом, в силу уменьшения ставки, а также отсутствия пока действительной детенизации, которая за счет увеличения базы налогообложения должна компенсировать уменьшение ставки.

Положительным фактором может стать конкурентная приватизация, с растущими поступательными шагами аукциона, по всем запланированным 20-мя крупными предприятиями, или хотя бы по основным из них. Обеспечение объективного таможенного оформления будет способствовать наполнению бюджета, ожидания после реформирования таможни — 50 млрд, грн. Хотя, разумеется, этого не будет в полной мере в текущем году, поскольку половина бюджетного периода позади. Однако предложенные к созданию центры противодействия контрабанде, в случае, если они профункционують даже один квартал, смогут частично повысить показатели доходов.

Читайте также: В Украине сократилось количество людей, которые могут выйти на пенсию по вредности

Виктор Пинзеник, член парламентского комитета по вопросам бюджета

Бюджетная динамика текущего года значительно хуже прошлогодней. За пять месяцев 2016 года поступления в общий фонд госбюджета выросли всего на 6,2%. За этот же период в прошлом году показатель прироста составил 48%.

Законом о государственном бюджете предусмотрен план роста доходов общего фонда на уровне 11,7%. Я ориентируюсь на этот показатель. Из пяти бюджетных месяцев хорошие результаты показал только январь (+43,9%). Чуть выше планки закона оказался показатель мая. Но три других месяца не дотягивали до ориентира, а апрель даже продемонстрировал значительный  минус (-14,4% к апрелю 2015 года). Итоговая кумулятивная динамика: прирост за 5 месяцев — 6,2%, что почти в два раза ниже предусмотренного законом роста. Это сигнал, который требует реакции Минфина и фискальных органов.

Такие цифры не дают оснований  ожидать выполнения утвержденного законом показателя доходов, который был заложен при утверждении бюджета. Правда, за пять месяцев ни одной гривни еще не перечислил в казну НБУ, который должен перечислить в бюджет в 38 млрд. грн. Но даже с учетом этой цифры план выполнен не будет. Нужно учитывать и фактор значительного уменьшения  темпов инфляции.  По итогам мая она составила 7,5% (в годовом измерении). В прошлом году этот показатель составлял 58,4%.

Читайте также: Кубив рассказал, как выход Британии из ЕС может отразиться на украинской экономике