31 мая Верховная Рада приняла законопроект, которым снизила ставки акцизного налога на импортные подержанные автомобили от 7 до 28 раз. Например, акциз на бывшие в употреблении автомобили с объемом двигателя до одного литра вместо прежних 1436 евро, по новому закону, может составлять всего 100 евро. То есть, этот акциз снижается сразу в 14 раз. Если президент Украины Петр Порошенко подпишет этот закон, он вступит в силу с первого июля и будет действовать в течение двух с половиной лет.

По закону, в Украине можно будет завозить только те авто, двигатели которых соответствуют экологическому стандарту «Евро-5». Их начали строить в конце 2009 года, и это означает, что разрешён завоз машин, не старше шести лет. Еще одно ограничение — одно физическое или юридическое лицо сможет завезти по таким ставкам только одно авто и только раз в год. А еще 365 дней после ввоза лицо не сможет его отчуждать. Отдельным пунктом закона запрещено завозить по льготным ставкам машины с территории государства, которое признано оккупантом или агрессором в отношении Украины.

Угроза «серого» импорта

Последний пункт должен означать, что экономическими методами закрывается импорт подержанных авто из России. Однако гендиректор Всеукраинской ассоциации автомобильных дилеров и экспортеров Олег Назаренко отметил, что это ограничение легко обойти. «Нас ожидает рост «серого» рынка новых российских автомобилей, которые будут завозиться, например, через территорию Беларуси как подержанные. Это нанесет ущерб госбюджету из-за недополучения высоких ставок акциза и повредит интересам официальных украинских дилеров и экспортеров», — считает Назаренко.

Он также не ожидает роста заказов на ремонт и обслуживание подержанных европейских машин на станциях автосервиса членов своей Ассоциации. Ведь большинство на рынке запчастей в Украине и дальше будут составлять подержанные, а не новые части и агрегаты. «95% запчастей, которые сегодня поставляются в Украину — это контрафактный товар, или те авто, которые как бы едут транзитом в Россию, а на самом деле разбираются в Украине на запчасти. К тому же, мировой автопром не предоставляет нам таких скидок на машины и запчасти, как той же же России», — отметил президент Всеукраинской ассоциации автомобильных дилеров и экспортеров.

В отличие от него, директор Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский прогнозирует приход на украинский рынок западных компаний, специализирующихся на продаже подержанных автомобилей. «Следует ожидать роста привлекательности украинского вторичного авторынка для таких компаний и формирование на нем нескольких крупных дилерских сетей», — считает экономист. Главными проблемами развития этого сектора экономики он назвал традиционные для Украины проблемы низкой покупательной способности населения, «проблемы с качеством украинских дорог и тяжелую общеэкономическую ситуацию».

Купить авто в Евросоюзе

Эксперты не исключают роста количества украинцев, которые теперь смогут позволить себе покупать европейские подержанные авто. К их услугам в ЕС работают целые специализированные порталы в интернете с широким выбором машин на любой вкус и кошельки. А когда выбор сделан, будущий автовладелец может воспользоваться специальным режимом получения шенгенской визы в консульском отделе посольства Германии в Украине.

Правда, для этого кроме обычных документов, которые подают остальные путешествующие в ФРГ, заявителю придется подготовить выписку из торгового реестра от фирмы, которая приглашает. Или предоставить справку о предпринимательской деятельности лица, которое его приглашает. К тому же, консульство может потребовать подтверждения наличия достаточного количества средств для покупки авто или запчастей. Это может быть выписка о движении средств или блокировании банковского счета. Однако, эта норма действует только в случае, если заявление на получение визы с целью покупки авто подается впервые, сообщает официальный сайт консульского отдела посольства ФРГ.

Источник: www.dw.com