Сколько должна Украина своим главным кредиторам?

Последний транш от МВФ Украина получила ещё в августе прошлого года. После — долгая пауза в сотрудничестве с Фондом, вызванная сначала отсутствием конкретики с бюджетом-2016, а теперь — с составом будущего правительства. Вместе с тем, это влияет на возможности Украины привлекать средства в других кредиторов.

Собеседник из Администрации президента признал, что без международной поддержки «затормозили» все реформы:

«Мы остановились. Уже два месяца как реформы практически не происходят. Мы не создаем ничего нового. Все проекты, которые касаются международного сотрудничества, замерли. Еще месяц в таком состоянии и мы начнем терять наработанные достижения и быстро откатываться назад».

По данным Минфина и представительства ЕС в Украине, объем оказания помощи нашей стране МФО за годы независимости — 44 млрд долларов и более 15,6 млрд. евро. Несовершенство законодательства, коррупция и отсутствие политической воли на проведение реформ — основные причины, которые не позволяли Украине эффективно использовать средства МФО. Результат — незавершенные программы сотрудничества, низкая выборка средств по действующим проектам.

Трио особых

Тройка главных кредиторов Украины — МВФ, Европейская Комиссия и Всемирный банк.

На первом месте по объемам предоставленных Украине кредитов — МВФ. Общий объем привлеченных за годы независимости кредитов — 29,5 млрд. долл. Киев старательно подписывал различные программы сотрудничества с Фондом, однако ни разу полностью не выполнил взятые на себя обязательства по проведению реформ.

По данным Минфина, в 90-е Украина подписала две программы сотрудничества с Фондом — TNS (системный трансформационный заем) и stand-by. Это были программы, по которым удалось привлечь запланированные суммы на 0,763 млрд. долл. и 1,935 млрд. долл. соответственно. В дальнейшем выборка по одной из подписанных с Фондом программ не была полной — как правило Украина получала несколько траншей, затем в стране начиналась политический или экономический кризис, и сотрудничество с кредитором замораживалось до лучших времен.

На втором месте среди главных кредиторов Украины — Европейский союз. По данным представительства ЕС в Украине, за годы независимости объем предоставленной кредитной и грантовой помощи превысил 12 млрд евро (вместе с кредитами ЕИБ и Евроатома).

Как видно из динамики объемов финансирования Украины Европейским Союзом, грантовая поддержка максимально чувствительна к экономическим тенденциям. В кризисные годы ее объем резко проседал. Так, если в 2008 Украина получила 198,6 млн. евро грантов от ЕС и до этого тенденция была возрастающей, то в 2009 сумма помощи уменьшилась — 156,9 млн. евро. Затем объемы грантов снова начали постепенно расти и в 2012 году достигли отметки в 294 млн. евро. В последние годы наблюдаем спад — в 2014 получено 283,45 млн. евро, в 2015 — на 46% меньше, или 152,5 млн. евро.

В общем из года в год общий объем финансирования от Европейской Союза растет.

Третий основной кредитор — Всемирный банк. По данным Минфина, с момента обретения Украиной независимости ВБ предоставил займов на 11,9 млрд. долл.

Но пока сотрудничество Украины с этим кредитором достаточно напряжено и требует взаимодействия на уровне всех причастных к реализации проектов ведомств.

89364ce-original-new-top

Украина традиционно никогда не отличалась высокой выборкой. «Хорошей считается выборка 30% и выше. В Украине такая выборка была в 2013 и 2014 годах. В прошлом году она уже снизилась до 15%. В этом мы боремся за то, чтобы достичь к концу года 10%. На сегодня выборка составляет 6,8%, не выбрано 2,3 млрд. долларов «, — сообщила старший менеджер портфеля проектов Всемирного банка в Украине Клавдия Максименко. По ее словам, в целом по региону хорошая выборка в Азербайджане — 22%, Хорватии — 20%, Молдове — 26,8%, Сербии — 24%, Турции — 21%
Причины низкой выборки в Украине, условно, можно разделить на два блока.

Первый связан с законодательством.

На начальном этапе сотрудничества с ВБ не все предприятия и города понимают, что партнерство с МФО не предусматривает работу исключительно в рамках украинского законодательства. Всемирный Банк работает по международным правилам и в некоторых случаях они отличаются от украинских. Право работать по международным принципам украинским получателям дает подписание с кредитором соглашения о привлечении займа. «Но есть местные органы власти, территориальные органы казначейства и ДФС. Как правило, им нужно время на то, чтобы привыкнуть и понять, что некоторые вещи происходят в их городе или на отдельных предприятиях по-другому, и в случае необходимости — оформить необходимые разъяснения», — поясняет Максименко.

Ранее, добавляет она, много сложностей возникало с бюджетными расходами. Ежегодно в бюджете закладывается определенная сумма на выполнение проекта. Но очень много контрактов рассчитаны не на один, а на три-четыре года. Возникали ситуации, когда, например, на контракт общей стоимостью 300 млн. долл. из бюджета на определенный год предполагалось 50 млн. долл. Поскольку контракт превышал допустимые бюджетом расходы были проблемы с регистрацией таких контрактов в казначействе. С этим разобрались — Минфин помог и выпустил разъяснения.

Второй блок — касается политических факторов. «При каждой новой власти меняются министры, заместители министров, координаторы проектов. Назначение новых должностных лиц занимает определенное время. Затем работа по проектам продвигается примерно год, а потом — снова наступает очередной период кадровых изменений», — поясняет Максименко.

Планируется, что 31 марта Всемирный банк пересмотрит кредитный портфель по Украине. Сокращение портфеля не планируется, заверили знакомы с планами кредитора собеседники. Самое важное — вместе с представителями правительства определиться с дальнейшим шагами для более эффективной реализации проектов.

Кредиты МФО: курс отпугивает заемщиков

Основные реципиенты средств по секторальным проектами развития — коммунальные предприятия. Далеко не всегда они находятся в хорошем финансовом состоянии и, как правило, не имеют валютной выручки. Из-за девальвации нацвалюты их задолженность в гривневом эквиваленте увеличилась в разы. Падение экономики и курсовые риски отбивают у них желание брать на себя дополнительные валютные обязательства. Собеседники в Минфине говорят, что в 2014-2015 годах, когда гривня начала падать, случались единичные случаи, когда КП пытались всячески оттянуть момент привлечения иностранных кредитов.

Теоретически защитить КП от валютных рисков могло бы государство, создав, к примеру, государственный фонд или отдельную строку расходов в госбюджете «на покрытие валютных рисков». Однако, по словам исполнительного директора Международного Фонда Блейзера Олега Устенко, маловероятно, что в украинских реалиях такое учреждение будет функционировать. «Подобный вариант сработал бы, скажем, в любой скандинавской стране, где уровень коррупции минимален», — говорит эксперт.

Есть и другой аспект этой идеи. «Создание такого государственного фонда стало бы дополнительным бременем для государственного бюджета», — утверждает финансовый аналитик компании Concorde Capital Юрий Товстенко. К тому же «лишних» средств на подобные цели в бюджете нет.

В прошлом году правительство решило проблему по-своему: позволило КП покрывать курсовую разницы по кредитам средствами субвенций, полученными на компенсацию разницы в тарифах. В этом году субвенция не предусмотрена в связи с повышением тарифов.

По мнению Товстенко, в решении этой проблемы целесообразен второй вариант — страхование валютных рисков. Осенью 2014 с инициативой создания агентства по страхованию рисков выступил президент Петр Порошенко. Эта идея достаточно активно обсуждалась в украинском экспертном кругу и предлагалась для реализации ЕБРР. Министерство экономического развития и торговли даже начало работу над законопроектом, но документ так и не был разработан.

Теоретически, страхование могло бы происходить через структуры международных финансовых институтов, предоставляющих кредит. В Европе уже существуют экспортно-импортные банки, которые предоставляют подобные услуги. Потенциально, в случае предоставления Украине кредитов Америкой, эти функции могла бы взять на себя OPIC (Overseas Private Investment Corporation — корпорация частных иностранных инвестиций).

По словам Товстенко, возможен также вариант страхования путем заключения фьючерсных контрактов. В начале прошлого года украинские фондовые биржи запустили торговлю фьючерсами на доллар и евро, но объемы торгов этими инструментами оказались мизерными — около 700 млн. грн. «Весь цивилизованный мир может хеджировать валютные риски. У нас из-за неразвитости фондового рынка воплотить в жизнь эти методы невозможно», — отмечает Товстенко.

НДС превратился в проблему

Отдельные сложности в реализации проектов на средства МФО связанные с уплатой налогов.
Принцип работы МФО — кредитные средства не расходуются на уплату налогов. По закону платить налоги должна украинская сторона.

Яркий пример — ситуация которая сложилась с кредитом ЕИБ «Николаевводоканал» в размере 15,5 млн. евро. Платить 20% НДС водоканал отказывался из-за дефицита средств. Город и государство помогать не спешили. Отсутствие понимания как платить НДС практически на несколько лет парализовало проект. В феврале этого года заместитель директора КП Андрей Мисюра сообщил: погашение налогов будет осуществляться путем софинансирования: 40% за счет средств городского бюджета, и 60% — из государственного бюджета.

Казалось, это прогресс, но реализовать все это на практике все равно пока не получается. Причин две. Во-первых, нужно вносить изменения в госбюджет, а это требует времени и договоренностей с парламентом. Во-вторых, это не единственный вопрос, который нужно урегулировать.

О чем речь? В случае с проектом в Николаеве теоретически можно внести поправки и увеличить финансирование. В процессе уплаты всеми контрагентами налогов технически этот НДС «замыкается», то есть государство все равно получит его обратно и избежит дополнительных расходов.

С другими проектами все сложнее. К примеру, среди получателей средств по проекту ЕИБ Ukraine early recovery (восстановление инфраструктуры на Донбассе, 200 млн. евро) преимущественно неплательщики НДС — детские сады, социальные учреждения и др.

«Если освобождать от уплаты налогов отдельных подрядчиков, или делать исключения для отдельных проектов — сталкиваемся со сложностью администрирования и рисками использования этих льгот для минимизации налоговых обязательств. Если возлагать дополнительные обязательства на государство и увеличивать расходы — пусть около 150 млн. грн, но эти средства нужно где-то взять. Где — нужно думать. На сегодня они не заложены в бюджете», — рассказал источник в правительстве.

Есть еще один невыясненным момент. «По некоторым нашим проектам возникают ситуации, когда генподрядчик — нерезидент, но часть работ для него выполняет субподрядчик-резидент. В таких случаях неясно как правильно распределить выплату НДС. По нашим правилам за нерезидента НДС платит получатель услуг (КП или город). А вот что сделать с той частью налогов, которая касается резидента — непонятно», — отмечает Клавдия Максименко.

Пока четкого понимания, как решить указанные проблемы, в правительстве не существует.
Для государства уплата налогов за получателей средств — не лучший вариант. «Были случаи, когда Минфин выделял средства на уплату налогов, а потом выяснялось, что КП распределило их между подрядчиками. Или еще хуже — против КП открывалась уголовное дело и средства на его счетах арестовывали», — приводит пример собеседник из Минфина.

С надеждой на лучшее

В Минфине надеются, что в этом году ситуация с выборкой улучшится.

Так, в прошлом году много сделано по подготовке документации по проекту реконструкции гидроэлектростанций «Укргидроэнерго». Именно поэтому в 2016 можно рассчитывать на ускорение релизации проекта и увеличение выборки. Этот проект финансируется за счет МБРР, ЕИБ и ЕБРР.

dni

Определяющим для сотрудничества с кредиторами будет установление политической стабильности. От этого зависит возобновление сотрудничества с МВФ. Есть информация, что проект меморандума с Фондом практически готов. Свои окончательные поправки еще не подала АП.

«Понимаете, в АП есть разные взгляды на то, какими они должны быть. В том числе и на перспективы пенсионной реформы», — намекнул источник в Администрации Президента. По его словам, для выполнения программы сотрудничества с Фондом необходимо принять 12 законопроектов, в том числе три — в отношении формата работы таможни, проект закона об особенностях осуществления сделок с государственным, гарантированным государством долгом и местным долгом (№3367), урегулировать вопросы финансирования ПТУ и др. МВФ — индикатор для других финансовых организаций. Восстановив сотрудничество с ним, Украина получит доступ к средствам других кредиторов. Не сделать этого Украина не может. Альтернативы средствам МФО нет.

Внутренняя банковская система нашего государства не может обеспечить инвестиционные потребности. Во-первых, деньги на украинском рынке дорого стоят. И очень мало проектов способны продемонстрировать такую ​​рентабельность, чтобы в будущем покрыть непомерно высокие процентные ставки. Во-вторых, очень немногие из украинских банков готовы предоставлять долгосрочные займы. Учитывая то, что большинство проектов, особенно в жилищно-коммунальном секторе, имеют длительные сроки окупаемости (иногда даже 20-30 лет) такой вариант просто невозможен.

Источник: Экономическая правда