Проект Государственного бюджета на 2016 год вызвал в Верховной Раде достаточно бурную реакцию депутатов. В частности, его образовательная часть после обсуждения в профильном Комитете ВР по вопросам образования и науки не нашла поддержки — проект было решено отправить в Правительство на доработку. Вторую версию бюджета в ночь на 25 декабря депутаты все же утвердили вместе с пакетом сопровождающих изменений в Бюджетный кодекс и социальное законодательство. Итак, как был доработан Бюджет и ждет на образование и науку в следующем году?

Среднее образование: медленный рост

Образовательная субвенция, с которой, собственно, финансируются школы, с прошлой недели выросла еще на 655,5 миллионов гривен — это на 2% (более миллиарда гривен) больше, чем в прошлом году — 44,8 миллиарда гривен. На проведение ВНО по сравнению с проектом добавили 1,7 миллионов, и УЦОКО получит на 26% больше финансирования, чем в прошлом году. Подавляющее большинство мелких статей расходов, которые касаются среднего образования, оставили в том же объеме, который был в проекте бюджета, или увеличили на несколько тысяч гривен.

Итак, сенсационных изменений, которые касаются именно школьных финансов, бюджет не принес. Отказались законодатели и от другой предложенной в проекте изменений в Бюджетный кодекс новации — распределять остатки образовательной субвенции на осуществление определенных Кабмином «централизованных мероприятий» (закупку школьных автобусов, финансовую поддержку опорных школ в сельской местности и т.п.).

Неизбежная оптимизация

Впрочем, несколько существенных новаций все же прошли через Верховную Раду. Прежде всего речь идет о норме в Заключительных положениях Закона №3628, согласно которому школы (кроме начальных), в которых учится менее 25 учеников, не будут финансироваться из средств образовательной субвенции. В новой версии проекта, за которую, собственно, проголосовали, появилось предупреждение о том, что начальных школ это не касается — в соответствии с декларируемым правительством принципом доступности начального образования по месту жительства ребенка. А вот малокомплектные школы, которые имеют 5-11 классы, придется до 1 сентября объединить с другими или перевести их учащихся в учебные заведения в соседних селах. В общем, как требует принятый закон, в январе-феврале 2016 областным и Киевской госадминистрациям необходимо будет утвердить региональные планы создания образовательных округов и объединения учебных заведений (ориентировочное сокращение на 5% от общего количества), обеспечить сокращение количества технического и административного персонала школ на 10% (согласного с новыми примерными штатными нормативами, которые должен разработать Кабмин).

Несмотря на то, что области Украины очень заметно отличаются между собой по количеству малокомплектных школ, идея установить одинаковую для всех норму сокращения школьной сети и технических работников представляется довольно нелогичной (и откровенно нелепым является требовать сокращать количество школ от Киева, где их и так отчаянно не хватает).

Серьезные изменения ждут школы-интернаты для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Чтобы способствовать социальной интеграции этих детей, со следующего года будут учиться они в обычных школах, а школы-интернаты превратятся в интернаты, где дети только жить.

Расходы, не связанные непосредственно с обучением, все же переведут на местные бюджеты или родителей: размер платы за питание в детсадах будут устанавливать местные власти, и если раньше родители должны были платить не более 60% стоимости, то теперь от них могут потребовать полную стоимость. Из местных бюджетов будут покрываться расходы на питание детей из социально уязвимых категорий населения и детей с особыми образовательными потребностями в садах, школах и ПТУ.

Объединенные территориальные общины, в которых в этом году состоялись выборы, смогут получать средства на среднее образование непосредственно из государственного бюджета, минуя уровень области и района.

Учителя теперь смогут получать пенсию за выслугу лет только после 55 (раньше для этого надо было иметь 25-30 лет стажа независимо от возраста).

Читайте также: Почему протестуют учёные?

РАЗБРОСАННОСТЬ РАСХОДОВ: ВЫСШАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Университеты, колледжи и техникумы

Расходы на высшее образование по-прежнему достаточно распылены. Всего на подготовку кадров и повышение квалификации приходиться 21, млрд грн, из них лишь 16 млрд — в ведении Минобразования. Подготовку кадров разного уровня будут финансировать 20 различных ведомств, повышение кадров — 21. Общая сумма, которую закладывают на 2016 год на 2,1 млрд грн больше, чем в 2015 году. Выросли расходы на подготовку студентов в вузах III-IV уровней аккредитации. Особенно в подчинении Минобороны (1,28 -> 1,89 млрд грн), МОН (10,76 -> 11,39 млрд грн), МВД (458 -> 730 млн грн), Минздрав (714 -> 800 млн грн) , ГФС вернула себе переданое в МОН в прошлом году финансирование (123 млн грн). Подготовка кадров в вузах I и II уровней аккредитации в системе МОН в целом увеличилась с 3,86 млрд до 4 млрд грн.

Бюджет закладывает подготовку бакалавров и младших бакалавров под несколькими отдельными ведомствами: МОН, Минздрава, Минкультуры, ГФС, Минобороны, Нацгвардия, СБУ и тому подобное. Система поступления на бюджет, которая предусмотрена Законом «О высшем образовании» в 2016 году, требует, чтобы государственные средства, предусмотренные на подготовку бакалавров и младших бакалавров (кроме силовых ведомств) закладывались в единственной строке госбюджета, ведь предполагается общий конкурс, а не для каждого ведомства отдельно. Иначе при автоматизированном распределении поступающих из общего рейтинга по результатам ВНО и выставленными приоритетами будет возникать коллизия, ведь не будет понятно из средств кого именно (МОН, МЗ или Минкульта?) финансируется обучение.

Также Верховная Рада обязала правительство к марту 2016 реформировать систему государственного заказа, определив показатели государственного заказа в соответствии с потребностями экономики и общества. Вероятно такая аморфная норма стала результатом соревнования между Минобразования и Минфином. Экономический блок правительства пытается сузить объемы государственного заказа только с потребностями государства, что означало бы сокращение государственных расходов на высшее образование к подготовке только медиков, педагогов и силовиков. В то же время известно, что Минобразования уже некоторое время разрабатывает проект реформы государственного финансирования высшего образования и не предусматривает таких шагов. Таким образом, Минобразования достигло выгодной для себя нормы, предусматривающей достаточно широкую трактовку и обязанность правительства разработать пакет изменений в законодательство.

Читайте также: Жители оккупированного Крыма смогут поступить в украинские ВУЗы через дистанционное образование

Профессиональное образование

Подготовка рабочих кадров переводится на уровень местных бюджетов (ст. 27 бюджета). Зато колледжи и техникумы все же остаются на финансировании из центрального госбюджета.

Правительство почти не заложило поддержки ПТУ на центральном уровне, как это было в прошлом году, когда в бюджете была предусмотрена субвенция местным бюджетам на подготовку рабочих кадров в размере 5,8 млрд грн. Собственно изменения в Бюджетный кодекс отменили возможность такого финансирования. Фактически централизованное финансирование осталось только для учреждений социальной реабилитации и адаптации, пенитенциарной службы и аграрной сферы.

Приняв вышеупомянутый законопроект № 3628, Верховная Рада обязала местные администрации в марте 2016 разработать региональные планы образовательных округов, которые, кроме школ, предусматривать укрупнения ПТУ, колледжей и техникумов.

Кроме этого, в самом Законе «О Бюджет на 2016 год» правительство обязали осуществить укрупнение сети ПТУ, при этом не допустив их закрытия или перепрофилирования в течение 2016 — 2018, а также сокращение численности работников более 10 процентов ежегодно. Хотя в текст самого бюджета очевидно закралась грамматическая ошибка: «не допустив … сокращение … не более 10 процентов ежегодно».

Также по итогам первого квартала 2016 правительство должно провести мониторинг финансового обеспечения ПТУ за счет средств областных и городских (городов областного значения) бюджетов и в случае необходимости внести предложения относительно изменений в бюджетное законодательство.

Финансировать образование и науку по мере возможностей

Как и в 2015 году проект бюджета предусматривает разрешение Кабмина выполнять любые нормы образовательного и научного законодательства в том объеме, в котором есть на это средства. Также правительство должно будет утвердить особый порядок проведения индексации доходов населения в пределах финансовых ресурсов бюджетов всех уровней (государственного и местного) и бюджетов фондов общеобязательного государственного социального страхования на 2016 год. Как известно, несмотря на аналогичную норму в ЗУ «О бюджете 2015 года», правительство так и не разработало такого порядка в 2015 году.

Отменить внеконкурсное поступление

Законопроект № 3 628 полностью отменял внеконкурсное поступление в вузы, приводя норму ЗУ «О высшем образовании» в полное соответствие с нормой Конституции: «граждане имеют право бесплатно получить высшее образование в государственных и коммунальных учебных заведениях на конкурсной основе». В то же время Верховная Рада разрешила поступать не по ВНО, а по вступительным экзаменам детям-сиротам и лицам, у которых есть заболевания, которые могут быть препятствием для прохождения ВНО. Учитывая существующую систему здравоохранения, в которой каждая медицинская справка имеет свою цену, последнее нововведение закладывает высокие коррупционные риски при приеме в вузы. Кроме этого, Закон «О высшем образовании» был дополнен нормой с уже действующего законодательства о приеме в вузы участников АТО по вступительным экзаменам.

Платные услуги

Принятый Верховной Радой законопроект № 3628 предусматривает, что правительство до апреля 2016 расширит перечень платных услуг, которые могут предоставлять учебные заведения, и их стоимость. Существует опасность, что правительство повторит опыт 2009-2010 годов, пытаясь предоставить вузам право делать платным фактически что угодно: от оплаты пропусков до пользования библиотеками, спортзалами или интернетом. Пагубная практика оплаты пропущенных занятий существует и сейчас в медицинских вузах и других университетах, чем последние нарушают законодательство. В то же время, существует целый ряд платных услуг, которых просто нет в университетах. Например, возможность платного повторного изучения всей дисциплины после академической задолженности или право привлекать средства, полученные от благотворителей или от арендаторов помещений, для наращивания депозитов.

Кроме этого изменения в Бюджетный кодекс (законопроект № 3629) предоставили право государственным и коммунальным вузах или научным учреждениям отнести к собственным поступлениям проценты, начисленные на остаток на текущих счетах, открываемых в банках для размещения средств полученных как благотворительные взносы, гранты или как плата за услуги.

БЮДЖЕТ НАУКИ

Как известно, Президент подписал новый Закон «О научной и научно-технической деятельности». Однако принятый Бюджет фактически не учитывает потребностей на его внедрение. Всего на расходы, связанные с исследованиями, в 2016 году выделят 5,3 млрд грн, которые распределены между 25 распорядителями. Львиная доля этих средств направляется в НАН, МОН и отраслевые академии. По сравнению с прошлым годом, все академии, кроме медицинской, получают меньшее финансирование. В то же время планируется увеличение расходов на исследования в системе МОН (собственное исследование + взнос за участие в программе Горизонт 2020), а также для Государственного космического агентства (49 -> 223 млн грн). Кроме этого, более 185 млн грн распылены между различными ведомствами и министерствами на оплату прикладных исследований и научных экспертиз. Эти средства, в отличие от объемов финансирования НАН и национальных отраслевых академий, никогда не попадают в поле зрения сторонников аудита и сокращение государственных расходов на науку.

Читайте также: Что скрывает бюджет: подводные камни нового бюджетного закона страны

Источник: www.cedos.org.ua