В самом сердце Южной Кореи, городе Ульсане, находится нефтеперерабатывающий завод Onsan. Одна из улиц, примыкающих к территории НПЗ, названа в есть министра нефти Саудовской Аравии Али аль-Наими. Все дело в том, что компания Saudi Arabian Oil контролирует 65% акций корейского нефтеперерабатывающего комплекса.

Взяв в прошлом году под свой контроль третий по величине нефтеперерабатывающий завод Кореи, Саудовская Аравия продолжила следовать трендам нефтяного бизнеса. Пока цены на нефть за последние два года обвалились более чем на 50%, Саудовская Аравия и другие лидеры нефтяного рынка пытаются привлечь как можно больше покупателей.

Компания Saudi Aramco, крупнейший добытчик нефти в Саудовской Аравии, для конкурентной борьбы на внешних рынках покупает акции иностранных НПЗ, что обеспечивает королевству стабильные рынки сбыта. Aramco уже инвестировала деньги в три проекта в Азии. Пока Иран готовится увеличить экспорт нефти, Саудовская Аравия хочет расширить свое влияние в регионе. Для этого страна готова тратить миллиарды долларов на проекты, которые будут простираться от Индонезии до Вьетнама.

Владение НПЗ в Азии – «часть долгосрочного плана по укреплению саудовской доли рынка в ключевом регионе», – говорит Мустафа Ансари, аналитик Arab Petroleum Investment, государственного банка развития в Даммаме.

Саудовская Аравия выбрала метод, который она уже использовала три десятилетия назад в США. Тогда в условиях обвала цен на нефть с 1988 года в Америке было куплено три НПЗ в Техасе и Луизиане. Стратегия сработала: американская нефтяная компания Motiva Enterprises LLC, 50% акций которой принадлежат Aramco, импортировала 65 млн баррелей саудовской нефти в первые восемь месяцев 2015 года. Это более чем в три раза превышает показатель импорта саудовской нефти крупнейшей американской компанией ExxonMobil.

Ключевой момент

Проникновение в Азию произошло в стратегически важный для Саудовской Аравии момент. После падение цен на нефть в этом году на 34% королевство вынуждено затянуть пояс. Кроме того, новый король отказался от традиционной консервативной дипломатии предшественников.

Тем временем Aramco, руководителем которой недавно стал Амин Нассер, планирует и дальше наращивать свое влияние по всему миру. Сосредоточившись на добыче нефти, Aramco стремится к 2025 году удвоить продуктивность до 10 млн баррелей в день. Это позволит Aramco отобрать в ExxonMobil звание самой мощной нефтяной компании в мире.

Борьба за азиатский рынок

Другие нефтяные страны тоже используют похожую стратегию. Кувейт собирается открыть свой НПЗ во Вьетнаме, который будет обеспечивать 90% нефти в этой азиатской стране. Оман владеет половиной НПЗ в Индии и частью нефтехимической промышленности в Китае. Иран и Катар тоже планируют инвестировать в азиатские проекты, связанные с нефтью.

Впрочем, Саудовская Аравия остается явным лидером. В 2004 году Aramco приобрела 15% японского НПЗ с мощностью 395 тыс. баррелей в день. В 2007 году компания купила за 1,3 млрд долларов 25% НПЗ в китайском Гуанчжоу, который способен производить 240 тыс. баррелей в день. Aramco еще в 1991 году инвестировала в корейский завод (670 тыс. баррелей в день), а за последний год заплатила 2 млрд долларов, чтобы увеличить свою долю с 35% до 65%.

Самый привлекательный, но одновременно и самый проблемный рынок, – китайский. Саудовская Аравия начала продавать Китаю свою нефть в конце 90-х годов и с тех пор почти не сталкивалась там с конкуренцией. Но сегодня этот рынок переполнен. Сначала Россия отобрала в Саудовской Аравии звания главного поставщика нефти, а затем в Китай зашли Ирак и Ангола.

Aramco назначила руководителем китайского офиса Набила аль-Нуаима, который великолепно зарекомендовал себя в Японии. О важности китайского рынка для Саудовской Аравии свидетельствует то, что министр нефти Али аль-Наими отправляет в Китай только проверенных людей и очень прислушивается к их мнению.

Китайский рынок

Начиная с 2011 года, Aramco ведет переговоры с China National Petroleum по поводу приобретения завода в провинции Юньнань мощностью 260 тыс. баррелей в день. Однако после того, как в 2011 году Саудовская Аравия купила 40% акций, стороны пока что не могут пойти дальше.

«Главная проблема Саудовской Аравии заключается в том, что нефтяной рынок некоторых азиатских стран нельзя назвать либеральным, – говорит Бассам Фаттух, директор Оксфордского института энергетических исследований. – Местные власти часто требуют продавать бензин и другие виды топлива по льготным ценам или даже себе в убыток».

Хотя Китай и сокращает субсидии на топливо, на местном рынке все еще сложно получить выгоду, продавая бензин и дизельное топливо.

Таким образом аль-Фалих намекнул на более открытый рынок.

Aramco удалось добиться большего успеха в Индонезии. Компания достигла соглашения об инвестировании в НПЗ в центре Явы мощностью 370 тыс. баррелей в день. Также планируется модернизировать два завода Pertamina, принадлежащих индонезийской государственной нефтяной компании.

По словам министра энергетики Индонезии Судирмана Саида, Aramco получит половину завода на острове Ява. Об этом он заявил в прошлом месяце в ходе встречи с заместителем принца Мохаммада бен Салмана, который курирует работу компании Aramco.

«Мы оптимистически настроены  по поводу нашего сотрудничества и ждем, что оно будет только расширяться», – сказал министр.

Читайте также: История взлётов и падений цен на нефть