Разница в экономическом развитии между процветающим севером и депрессивным югом Италии в последнее время стала еще более ощутимой. Различия между Ломбардией, которая находится возле Швейцарских Альп, и Калабрией, расположенной на крайнем юге страны, сейчас заметнее, чем разница между экономиками Германии и Греции.

«Вследствие последней рецессии юг лишился значительной части производства, – говорит Стефано Прециозо, глава института стратегий и исследований Svimez, который занимается проблемами южных регионов Италии. – Процесс разделения итальянской экономики, который начался в 2001 году, сейчас ускорился, и может понадобиться много лет, чтобы уравновесить экономическое развитие юга и севера».

Это значит, что большая часть населения Италии, живущая в южной области, которую еще называют Медзоджорно, вообще не чувствует экономических улучшений. Генеральный директор Банка Италии Сальваторе Росси, который родился в южном городе Бари, 3-го декабря заявил, что разочарование в регионе достигло рекордного уровня и продолжает расти.

«Когда бизнес в стране пытался справиться с последствиями рецессии, успешные компании из северной Италии попали под влияние организованных преступных группировок, в том числе из юга», – заявили представители Assolombarda, расположенной в Милане ассоциации промышленников Ломбардии. Итальянские правоохранительные органы тем временем фиксируют активизацию мафиозных кланов на севере страны.

Роберто Савиано автор мирового бестселлера «Гоморра», книги о неаполитанской мафии, в открытом письме к правительству также выразил беспокойство по поводу перемещения криминальных элементов на север.

«Юг покидают не только те, кто надеется улучшить жизнь в эмиграции, – написал Савиано в августе в открытом письме к премьер-министру Маттео Ренци, призывая правительство к активным действиям. – Даже мафия сейчас бежит с юга – теперь она не инвестирует в регион, а просто грабит его».

Блеск севера, нищета юга

Хотя сейчас экономическое развитие двух частей Италии существенно отличается, их экономический потенциал в период с 1995 по 2001 год находился примерно на одном уровне. Расхождение началось после перехода страны к евро. Сегодня север остается индустриальным сердцем Италии, где работают такие мощные компании, как Ferrari и Luxottica. В то же время на юге, согласно государственной службе статистики Италии, более 18% домашних хозяйств испытывают проблемы с запасами воды.

Маттео Ренци любит расхваливать мощь Ломбардии и соседних регионов, заявляя, что их экономика сильнее экономики Германии. Однако он очень редко говорит о юге, который состоит из шести регионов и двух островов – Сицилии и Сардинии.

В июне уровень безработицы на юге превысил 20%. Это более чем в два раза превышает уровень безработицы на севере и на 8% выше среднего показателя по стране.

Цены на жилье обвалились еще во время финансового кризиса 2008 года и с тех пор не продемонстрировали даже намека на восстановление. Министр финансов Карло Падоан 1-го декабря в очередной раз повторил, что правительство рассматривает ряд мер, направленных на помощь бедным южным регионам Италии.

Слабое восстановление

Динамика ВВП Италии

«Восстановление экономики Италии происходит очень медленно, вследствие чего юг не ощущает экономического роста уже восемь лет подряд», – говорит Стефано Прециозо. В начале года в отчете Svimez, создание которого частично профинансировало государство, предсказывалось, что регион начнет показывать первые признаки экономичного восстановления уже в 2015 году.

Раффаелла Тенцони, основательница лондонского консалтингового агентства ADA, заявила, что правительство может поддержать устойчивое развитие региона, присмотревшись к похожим экономикам, которые также характеризируются низким уровнем ВВП и сложной средой для ведения бизнеса. К таким принадлежат, например, Сербия или большинство стран-кандидатов на членство в Европейском Союзе.

«Здесь можно ввести такую же мягкую налоговую систему, как во всех этих странах», – предлагает Тенцони.

Однако определенная надежда на развитие южных регионов существует. Например, компания Fiat Chrysler Automobiles наняла более 1 500 работников для своего завода в Мельфи, коммуне, расположенной в южной провинции Базиликата. Компания к концу года планирует отправить в Северную Америку более 80 000 внедорожников.

Региональные лидеры также рассчитывают на приток на Сицилию и в Апулию туристов из севера Африки. Однако для этого необходимо улучшить транспортное сообщение и другую инфраструктуру. Ожидается, что активизация движения кораблей через Суэцкий канал в Египте будет способствовать загруженности итальянских портов в Калабрии.

И все же итальянскому правительству необходимо как следует позаботиться о проблеме разных темпов экономического развития отдельных регионов страны. Иначе южная часть страны может окончательно потерять индустриальные и человеческие ресурсы, из-за чего под угрозой окажется вся экономика Италии.

Читайте также:

Какие страны рискуют не выполнить бюджетный план Еврозоны?

Как трудоустроиться за рубежом