Антимонопольный комитет Украины дал разъяснения относительно повышения тарифов на автоперевозки пассажиров

Вопрос ценообразования на услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, выполняющим рейсы на территориях соответствующих областей, лежит в плоскости контроля договорных взаимоотношений между автомобильными перевозчиками, соответствующими областными, районными государственными администрациями и органами местного самоуправления.

Антимонопольный комитет Украины дал разъяснения относительно повышения тарифов на перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на пригородных и междугородных внутриобластных автобусных маршрутах. Об этом сообщили в пресс-службе АМКУ.

В комитете отмечают, что, согласно статье 5 Закона Украины «Об автомобильном транспорте», госрегулирование и контроль в сфере автомобильного транспорта реализуется путем проведения центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, в частности тарифной политики на автомобильном транспорте.

Кроме того, согласно статье 28 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» к компетенции исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов относятся полномочия по установлению в порядке и границах, определенных законодательством, в частности, тарифов на транспортные услуги.

В соответствии со статьей 6 Закона Украины «Об автомобильном транспорте» областные госадминистрации и органы местного самоуправления соответственно формируют в пригородном и междугородном сообщении сеть автобусных маршрутов общего пользования, которые не выходят за пределы территории области, и городских автобусных маршрутов общего пользования, а также осуществляют в пределах своих полномочий контроль за соблюдением законодательства в сфере автомобильного транспорта на соответствующей территории.

На выполнение Закона Украины «Об автомобильном транспорте» областные и районные государственные администрации и органы местного самоуправления проводят конкурсы и заключают договоры с победителями, осуществляют контроль за выполнением условий этих договоров. В то же время, одной из существенных и неотъемлемых условий договора должна быть цена (стоимость проезда), поскольку перевозчики во время проведения конкурса для определения соответствующего перевозчика на автобусных маршрутах общего пользования должны соревноваться между собой, в том числе посредством предложения установки соответствующей стоимости услуг перевозки.

Таким образом, соответствующие органы власти и органы местного самоуправления, которые являются организаторами пассажирских перевозок на соответствующей территории, полностью отвечают за организацию надлежащей перевозки пассажиров, определение на конкурсных условиях перевозчиков, заключение договоров с такими перевозчиками и контроль за соблюдением указанными перевозчиками соответствующих условий перевозок и государственных социальных стандартов.

Учитывая изложенное, указанные вопросы относятся к компетенции соответствующих государственных администраций и органов местного самоуправления.

Однако, отдельные госадминистрации отстраняются от выполнения полномочий по проведению тарифной политики, возложенных на них законодательством, ссылаясь на извлечение из приложения к постановления Кабинета министров Украины от 25.12.1996 №1548 пункта по установлению областными государственными администрациями тарифов на перевозку пассажиров и багажа автобусами, работающими в обычном режиме движения, в пригородном и междугородном внутриобластном сообщении.

В настоящее время органами АМКУ исследуется вопрос относительно ситуации, которая сложилась с самоустранением соответствующих госадминистраций по контролю за тарифами на перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на пригородных и междугородных внутриобластных автобусных маршрутах.

Ранее сообщалось, что проезд в киевских маршрутках может подорожать до 8 гривен.