Повышение тарифов «Укрзализныци» убивает украинский экспорт

Железная дорога может обойтись без повышения тарифов, если сосредоточится на повышении эффективности и борьбе с коррупцией.

Эксперты Федерации работодателей Украины по итогам анализа «тарифного армагедона», организованного руководством железной дороги, пришли к выводу, что рост железнодорожных тарифов на грузоперевозки на 25%, запланированный «Укрзализныцей» на 2017 год, уничтожит значительную долю украинского экспорта, сделав продукцию национальных производителей неконкурентной на мировых рынках.

«Мы не могли не отреагировать на приказ Министерства инфраструктуры о повышении тарифов на 25%. Мы хотели показать нелогичность, непубличность этого решения. Есть соответствующая аналитика, где очень четко видно, что рост тарифов приведет к снижению объемов перевозок…Пострадает экономика страны в целом. Это абсолютно неверная политика ежегодного тарифного роста на экономику страны. В нашем понимании, это один из элементов, который будет негативно влиять на экономическое развитие», — отметил глава Совета ФРУ Дмитрий Олийнык.

Эксперты ФРУ установили, что в результате повышения ж/д тарифов существенно вырастет стоимость продукции всех основных украинских экспортеров. В частности, цена тонны черных металлов увеличится на 7-8 долларов, железорудного сырья – на 1-2,5 доллара, зерновых и угля – на 1-1,5 доллара. Металлурги и аграрии потеряют значительную часть экспортных рынков, считают в Федерации, а увеличение себестоимости угля обернется подорожанием электроэнергии, за которое придется расплачиваться промышленности и населению.

«Главный вывод – тарифная политика «Укрзализныци» на 2017 год – это попытка решить проблемы собственной неэффективности за счет грузоотправителей. Кроме того, увеличение тарифов нанесет очередной удар по ключевым секторам экономики», — говорят в Федерации работодателей.

Размещенный на сайте ФРУ анализ, свидетельствует, что с 2010 года тарифы на железнодорожные перевозки повысились в 2,3 раза, при этом грузовая база за этот период сократилась на 28%. Наибольший рост ж/д тарифов произошел в последние два года – на 30% в 2015 году, и еще на 15% в 2016 году.

Рост тарифов «Укрзализныци» является самым высоким среди соседствующих с Украиной стран.   По мнению экспертов, железная дорога может обойтись без повышения тарифов, если сосредоточится на повышении эффективности и борьбе с коррупцией. Ведь прибыль от грузовых железнодорожных перевозок в Украине выше, чем, например, в Казахстане или России. В частности, 10 миллионов тонн грузов на железную дорогу можно привлечь за счет транзита. Дополнительные 1,5-2,5 миллиарда гривень найдутся, если исключить кражи сотрудниками УЗ дизельного топлива.

Также, нуждается в оптимизации количество персонала – «Укрзализныця» в пересчете на одного своего работника перевозит рекордно малое количество грузов в сравнении с соедними странами.

Как сообщалось, ранее отраслевые ассоциации аграриев, химиков, металлургов, производителей стройматериалов обратились в Антимонопольный комитет Украины с призывом не допустить планируемого повышения грузовых тарифов «Укрзализныци».