Россияне чувствуют себя бедными и несчастными

Согласно последним данным исследования благосостояния граждан РФ компании IPSOS Comcon — «россияне стремительно беднеют». Опросы, проводимые в городах с населением более 100 тыс. человек с годовой выборкой более 25 тыс. респондентов свидетельствуют — в первом полугодии 2016 года 21% домохозяйств оценивали свое материальное положение «ниже среднего» (денег едва хватает на еду, либо на питание хватает, но уже покупка одежды представляет серьезные сложности) — против 13% в 2013 году.

В первом полугодии 2016 года доля граждан, которые оценивают свое материальное благосостояние ниже среднего и выше среднего, сравнялась с показателями кризисного 2009 года (см. график). Отражением текущего кризиса является и увеличение расходов семей на продовольствие и услуги ЖКХ. По данным IPSOS, в первом полугодии 2016 года доля семей, которые тратили больше половины своих доходов на еду и услуги ЖКХ, составила 63% (в 2015 году таких семей было 59%, в 2013 году — 50%, а в 2009 году — 55%). В январе—июле 2016 года на покупку товаров семьи тратили 55,7% своих доходов, а с учетом платных услуг — фактически 74%, сообщают в Росстате.

По данным официальной статистики, уровень бедности в первом квартале 2016 года составил 15,7%, что на 0,2 процентного пункта ниже, чем в первом квартале 2015 года. Это «объясняется относительно небольшим ростом порога бедности — величины прожиточного минимума — в первом квартале 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015-го (на 1,2% при увеличении денежных доходов в номинальном выражении на 3,7% за указанный период)», — отмечается в июльском мониторинге РАНХиГС, ИЭП и ВАВТ. В то же время слабое повышение прожиточного минимума в первом квартале 2016 года в годовом выражении (при инфляции 8,4%) объясняется снижением цен на картофель (на 38% в годовом выражении), капусту (36%), лук (30%), свеклу (21%) и морковь (20%), входящие в потребительскую корзину, по которой рассчитывается прожиточный минимум.

По данным Росстата, в январе—июле 2016 года в сравнении с тем же периодом 2015 года покупательная способность среднедушевых доходов граждан росла лишь в отношении тех же овощей, а также кур и свинины с костями, сокращаясь в отношении остальных товаров.