Вы читаете: Городской транспорт: экскурс в прошлое и прогнозы на будущее

Городской транспорт: экскурс в прошлое и прогнозы на будущее

Городской транспорт: экскурс в прошлое и прогнозы на будущее

Мало кто задумывается, но вплоть до 19 века горожане передвигались по городу чаще всего пешком. Города, заключенные в стенах фортификационных укреплений, занимали небольшую площадь. Большинство городских жителей не имели средств передвижения, да и работали чаще всего там же, где жили.

Парижане, долгое время вообще не имели выбора: в 1294 году правом передвигаться по городу в карете пользовался лишь король Филипп Август. Это королевское решение имело целью  уменьшить заторы на мостах через Сену, тем более что в то время мостов было всего два. Последующие правители долго не упраздняли эти ограничения. И лишь в начале 17 века богатые парижане стали передвигаться на маневренных крытых носилках, паланкинах.

В 1640 году предприниматель Николя Соваж решил воспользоваться ослаблением правил дорожного движения и основывал компанию по аренде карет. Фирма находилась в гостинице под вывеской «Святой Фиакр». Вот почему наемный гужевой транспорт получил имя этого святого. Фиакры, по сути, являются предками современного такси.

Первый омнибус

В 1662 году философ и математик Блез Паскаль открыл фактически первое в мире предприятие общественного транспорта. Король Людовик XIV разрешил ему использовать в Париже многоместные повозки, которые «для удобства граждан» курсировали по фиксированному маршруту, согласно расписанию.

Этот общественный транспорт действовал только для буржуа; мелкий люд (солдаты, пажи, лакеи, чернорабочие) не имели право совершать на нем поездки. Кроме того, цена на поездку была достаточно высока (эквивалент 40 гривен). Эти факты объясняют, почему в 1677 году после многообещающего начала этот сервис перестал существовать. Богатые буржуа и аристократы вернулись к передвижению в частных каретах и на фиакрах, которые становились все более комфортными.

1828 год знаменует собой возрождение общественного транспорта — в Париже основывают компанию омнибусов. Фирма насчитывала 100 транспортных средств, действующих на 10 регулярных маршрутах. Это был коммерческий успех, после которого последовал финансовый крах: извозчики оставляли себе слишком большую долю доходов. Как бы то ни было, это начинание находит своих последователей. Они улучшают сервис, модулируют цену в зависимости от длины пути и предлагают билеты на поездки с пересадками.

В эпоху Второй империи городские власти приняли омнибусы на государственную службу. В 1855 году префект Осман предоставил монополию на их эксплуатацию Генеральной компании омнибусов. Часть доходов предприятия поступает в городской бюджет. В 1880-х годах Генеральная компания омнибусов имела крупнейшую в мире конюшню: 17 500 лошадей, около 1 500 омнибусов и трамваев с империалами.

В это же время по Европе и США технический прогресс шагает дальше: американец Франк Дж. Спраг и немец Вернер фон Сименс изобретают электрический трамвай, его прототип начинает действовать в Париже в 1881 году. На этом изобретатели не останавливаются и предлагают использовать составы из вагонов, то есть первые поезда метро.

И хотя долгое время Париж был в авангарде развития городского транспорта, в конце 19 века происходит заминка: власти задерживают электрификацию, считая неэстетичными висящие на столбах провода. А Генеральная компания омнибусов, которая обеспечивает 80% поездок по французской столице и ее пригородам, не решается запретить остановки по требованию, снижающие скорость ее транспорта.

В 1899 году отмечаются случаи борьбы с антиобщественным поведением: Le Petit Journal упоминает «скандальные сцены», которые происходили во время наводнения в Версале, когда «омнибусы брали штурмом, расталкивая друг друга локтями и кулаками».

Развитие метрополитена

Парижский метрополитен — один из старейших метрополитенов в Европе (четвёртый после лондонского, будапештского и метрополитена Глазго). Однако его первые проекты вязли в глупых дебатах. Противники подземки предсказывали, что, пересекая «слои нечистот» поезда будут выпускать вредные для парижан «зараженные испарения».

Защитники метро, основываясь на успехе лондонской подземки, утверждали, что метро позволит перенаправить пассажиропоток и сохранить красоту бульваров Османа, ибо в плохую погоду месиво грязи на их мостовых представляло собой плачевное зрелище.

В конце концов, в 1900 году парижское метро начало свою жизнь. Первые линии метрополитена прокладывались строго под проезжей частью улиц; отклонение от оси улиц грозило попаданием в подвалы и погреба домов. Некоторые станции имеют искривлённую платформу из-за недостаточной ширины улиц. По этой же причине боковые платформы на некоторых станциях находятся не точно друг против друга.

К 1912 году метро и электрические трамваи положили конец конным омнибусам.

Автомобили, автомобили, буквально все заполонили

В межвоенный период происходит рост автомобильной промышленности, что в очередной раз меняет картину городского транспорта.

В те годы обвиняли трамваи, якобы они мешают движению. Было предложено заменить их на автобусы. Это была победа автомобильного лобби, а также экономическая и экологическая аберрация. Ведь и тогда было понятно, что трамвай может перевезти пассажиров в три раза больше, чем автобус, при этом не загрязняя окружающую среду, — говорит Данель Тийе, генеральный секретарь музея городского транспорта.

В 1937 году в Париже исчез последний трамвай. Столица показала плохой пример, остальная часть Франции последовала ему, в 1960-е годы остается лишь несколько трамвайных линий в Сент-Этьене и Лилле.

Читайте также:

0 443 4
18:56, Май 04, 2017 Анна Степанюк

Mercedes: 130 лет и все еще в топе

Бизнес и финансы

После Второй мировой войны пресса и элита убеждены, что общественный транспорт исчезнет, так как у каждого будет личный автомобиль. Следующие три десятилетия во Франции наблюдается настоящий автомобильный бум. Строительство кольцевой дороги и скоростного пути на правом берегу Сены вызывают протесты некоторых парижан.

Автомобиль существует, нужно приспосабливаться, поэтому речь идет о том, чтобы сделать Париж удобным и для людей и для машин, — убеждает граждан президент Жорж Помпиду в 1971 году.

Первый нефтяной шок в 1973 году, увеличение пробок, возникновение экологических проблем инициируют возвращение общественного транспорта. В Париже активно расширяют сеть метро и сеть пригородных поездов RER. В 1998 году торжественно открывают первую линию без водителя (14), которая тянется к самым окраинам города. Это начало конца автомобильного превосходства.

В 1992 году возвращается трамвай, сначала в пригородах между Сен-Дени и Бобиньи, а затем в 2006 году в Париже. Развивается и индивидуальный экологический транспорт: сеть велопроката Vélib получает широкую популярность среди населения.

Несмотря на то, что городские власти принимали меры: делали бесплатным проезд в метро, регламентировали выезд на улицы города машин в соответствии с номерами (по определенным дням – четные номера, по другим – нечетные), вопрос чрезмерной загазованности воздуха французской столицы пока так и не решен.

Как мы будем передвигаться по городу завтра?

  1. Автомобили станут беспилотными и будут в совместном использовании. К 2050 году автомобиль обойдется без водителя и владельца. Роботы-такси оптимизируют движение пассажиров, используя мощные алгоритмы.
  2. Общественный транспорт будет работать по требованию. Будучи также беспилотным, он будет функционировать круглосуточно. Автобусы будут приезжать по требованию и смогут выстраивать уникальные маршруты от двери до двери.
  3. Совместное использование автомобиля на короткие дистанции: к 2030 году, в то время как беспилотное вождение завоюет мир, классические автомобили должны будут иметь много пассажиров, чтобы получить право передвигаться по городу. Этому будет способствовать рост цен на топливо, городские пошлины и дорогая парковка.
  4. Гибкая система использования дорог и паркингов. Беспилотные электрические автомобили будут парковаться только в подземных паркингах, освобождая поверхность для более широких тротуаров, автобусных полос и велосипедных дорожек. Зная, что лучше полностью истощить батарею перед зарядкой, неиспользованная электроэнергия будет питать локальные электросети тех же паркингов.
  5. Появятся новые виды передвижения: городские канатные дороги, речной транспорт, летающие автомобили.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться:
Share Twitter Pocket Mail Viber Send
Оставить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: