Вы читаете: Что даст децентрализация украинцам и когда ждать ощутимых изменений

Что даст децентрализация украинцам и когда ждать ощутимых изменений

Что даст децентрализация украинцам и когда ждать ощутимых изменений

Об этом свидетельствует социологический опрос, проведенный центром Разумкова и фондом «Демократичні ініціативи». Согласно данным социологов, 27 % респондентов не поддерживают децентрализацию, тогда как за реформу – 42 % граждан страны. О том, почему же почти треть украинцев не оценили децентрализацию, какие проблемы стоят перед реформаторами, какие плюсы для бизнеса имеет реформа и когда Украине удастся стать европейской страной с эффективным распределением власти на местах, мы поговорили с Иваном Лукерей, экспертом «Реанимационного пакета реформ» (РПР).

Реформы должны быть комплексными

По словам эксперта, вопрос любых изменений граждане воспринимают сквозь призму общего состояния дел в стране, политической ситуации, свое социально-экономическое состояние, что выражается через доверие к институтам власти и рынка и отражает состояние дел в стране в целом.

Читайте также:

0 11037 6
20:27, Ноя 28, 2016 Алексей Мельниченко

ТОП-10 стран для заработка за границей

Статьи

«В таком ключе изменения, которые внедряют органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями, по мнению граждан — это хорошо. Но если пенсия низкая, нужно лекарства покупать, социальную помощь не дают, за границу по безвизовому режиму нельзя выехать – в таком случае люди ставят под сомнение любые результаты, в том числе и те, которые действительно имеют место. Поэтому, чтобы украинцы почувствовали изменения, они должны быть комплексными и системными, иначе граждане будут считать, что никаких результатов проведения реформ нет», — объясняет Иван Лукеря.

О первых победах

На сегодняшний день самыми удачными в рамках децентрализации можно назвать реформы инфраструктуры и образования.

«Инфраструктура восстанавливается сверхбыстрыми темпами, чего не было за все предыдущие годы. И речь идет не только о дорогах или о строительстве. Сейчас воссоздается благоприятное пространство для жизни человека – это больницы, амбулатории, парки и другие публичные места, а также дороги, садики, школы. То есть те все вещи, с которыми человек сталкивается ежедневно, выходя на работу, уезжая в больницу или выходя погулять в выходной», — говорит эксперт РПР о позитивных результатах реформы.

Децентрализация: до Польши нам еще далеко

До успехов соседней Польши, например, нам еще далеко. Там на душу населения в инфраструктуру вкладывают 80 долларов, тогда как в Украине – всего лишь пять. Вот почему у нас больницы, дороги в таком плачевном состоянии, а в детские сады — очереди. Однако следует отметить, что в нашей стране внедряется собственная реформа местного самоуправления, построенная на международном опыте совершенно разных стран, поэтому равняться на какое-то конкретное государство не всегда правильно.

Иван Лукеря отмечает, что уже есть ощутимые изменения в сфере образования: «Успешно продолжается реформа образования через создание образовательных округов на базе системы опорных школ. На местном уровне создается сеть образовательных учреждений, обеспечивающих качественное образование, и создаются возможности для получения высшего образования для детей. Таким образом система обеспечивает качественное образование и сбалансированные расходы на одного ученика».

Почему «провалилась» реформа здравоохранения

Однако не все еще удается. К примеру, реформа здравоохранения не принесла должных результатов из-за несовершенного законодательства.

«С одной стороны, начался процесс создания госпитальных округов, которые должны сформировать эффективную систему учреждений здравоохранения на вторичном уровне. С другой стороны, еще не начался процесс реформирования первичного звена системы здравоохранения — органы местного самоуправления базового уровня не могут его начать из-за существующих нормативно-правовых препятствий», — говорит Иван Лукеря.

Как утверждает эксперт, в законодательстве указано, что субъектом предоставления услуг здравоохранения на первичном уровне должен быть центр первичной медико-санитарной помощи (ЦПМСП). Создание таких центров требует от органов местного самоуправления огромных затрат и поэтому нерационально. А органы местного самоуправления не могут оказывать услуги по охране здоровья на базе амбулаторий или фельдшерско-акушерских пунктов.

«Вообще же говорить о том, что реформа состоялась, можно только через пять — семь лет. За это время можно выйти на устойчивость достигнутых изменений», — объясняет эксперт «Реанимационного пакета реформ».

Важно не упустить «окно возможностей»

Реформа местного самоуправления, как и любые другие изменения, наталкивается на неэффективную политическую систему страны — работу Верховной Рады Украины, подготовку к выборам Президента Украины.

«И чем дальше, тем труднее будет обеспечивать принятие реформаторских законопроектов или позитивных изменений. В общем, любая власть в течение года после получения победы на выборах может обеспечить внедрение радикальных изменений. Затем все происходит поступательными темпами — нужно приложить гораздо больше усилий для достижения результатов. Это не невозможно, просто требует больше времени и усилий», — говорит Иван Лукеря.

Поэтому следующее «окно возможностей» — это несколько месяцев перед выборами и год после них.

Нужно ли ускорять реформу?

Также в процессе внедрения децентрализации очень важно на первых этапах согласовывать секторальные вопросы. Реформа местного самоуправления – комплексная. Она включает изменение системы управления, меняет подход к большинству сфер — это вопросы административно-территориального устройства, региональной политики, финансов, жилищно-коммунальных услуг, инфраструктуры, энергетики, образования, медицины и многого другого. Такой системный подход, по мнению реформатора, требует координации большого количества субъектов — министерств, центральных органов исполнительной власти, администраций, местного самоуправления, субъектов хозяйствования. Это, в свою очередь, снижает темпы внедрения реформы.

Но, по словам Ивана Лукери, главное — не темп, а постоянство изменений и их необратимость: «Реформа движется темпами в рамках способности правительства, парламента, гражданского общества, других субъектов. Децентрализация — наиболее подготовленная реформа. И поскольку результаты и глубина проведенной работы достаточно большие, это позволяет говорить о ее необратимости. Реформа местного самоуправления может стать едва ли не единственной комплексной реформой, которая была успешно проведена и результаты которой почувствовали граждане».

Бонусы для малого и среднего бизнеса

Децентрализация, несмотря на все свои плюсы и минусы, дает большие возможности и бонусы для малого и среднего бизнеса.

Читайте также:

1 9591 29
07:32, Авг 27, 2017 Алексей Мельниченко

10 самых надежных б/у автомобилей за разумные деньги

Статьи

«Во-первых, упрощаются условия ведения бизнеса. Уже переданы на уровень местного самоуправления полномочия в сфере регистрации недвижимости и прав на имущество, регистрации бизнеса и физических лиц-предпринимателей, полномочия в сфере архитектурно-строительного контроля, возможности управлять земельными ресурсами, регулировать местные налоги и сборы, другие полномочия. Таким образом, большая часть вопросов деятельности бизнеса была передана на наиболее близкий к бизнесу уровень — местное самоуправление», — рассказывает Иван Лукеря.

Борьба за инвестора

Во-вторых, по словам эксперта, для бизнеса стало больше ресурсов: «Бюджеты местного самоуправления выросли, что позволяет местным властям содействовать развитию бизнеса в своих общинах — создавать благоприятные условия работы, в частности, путем обеспечения коммуникаций, развития инфраструктуры и т. д. Например, если речь идет о городском бюджете, то за его счет восстанавливаются дороги, проводятся жилищно-коммунальные коммуникации и так далее».

Теперь председатели общин (громад) борются за инвестора, пытаются создать наиболее благоприятные условия, чтобы инвестор пришел именно к ним.

Секрет успеха – в участии

Несмотря на результаты соцопроса, говорящие о том, что 18 % жителей Украине еще ничего не знают о децентрализации, другая активная часть общества, по мнению эксперта, показала уникальный пример участия в реализации реформ.

«Представители гражданского общества системно участвуют в выработке решений, в формировании требований, формировании повестки дня, во внедрении принятых решений. Здесь речь идет об общественных объединениях, ассоциациях, организациях совладельцев многоквартирных домов, органов самоорганизации населения – всех тех структурах, которые представляют само гражданское общество. Все эти группы людей по мере возможностей помогают проводить реформы. Пример — высокие темпы создания по всей Украине организаций совладельцев многоквартирных домов (ОСМД). Можно также в пример поставить деятельность коалиции общественных организаций под названием «Реанимационный пакет реформ», — подытожил Иван Лукеря.

Читайте также:

0 17727 16
18:24, Ноя 29, 2016 Алексей Мельниченко

ТОП-10 стран с самыми высокими зарплатами в 2016 году

Статьи

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться:
Share Twitter Pocket Mail Viber Send
Оставить комментарий
Оставить комментарий

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий, вы должны войти на сайт

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: