Вы читаете: Что даст децентрализация украинцам и когда ждать ощутимых изменений

Что даст децентрализация украинцам и когда ждать ощутимых изменений

Что даст децентрализация украинцам и когда ждать ощутимых изменений

Об этом свидетельствует социологический опрос, проведенный центром Разумкова и фондом «Демократичні ініціативи». Согласно данным социологов, 27 % респондентов не поддерживают децентрализацию, тогда как за реформу – 42 % граждан страны. О том, почему же почти треть украинцев не оценили децентрализацию, какие проблемы стоят перед реформаторами, какие плюсы для бизнеса имеет реформа и когда Украине удастся стать европейской страной с эффективным распределением власти на местах, мы поговорили с Иваном Лукерей, экспертом «Реанимационного пакета реформ» (РПР).

Реформы должны быть комплексными

По словам эксперта, вопрос любых изменений граждане воспринимают сквозь призму общего состояния дел в стране, политической ситуации, свое социально-экономическое состояние, что выражается через доверие к институтам власти и рынка и отражает состояние дел в стране в целом.

Читайте также:

0 11037 6
20:27, Ноя 28, 2016 Алексей Мельниченко

ТОП-10 стран для заработка за границей

Статьи

«В таком ключе изменения, которые внедряют органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями, по мнению граждан — это хорошо. Но если пенсия низкая, нужно лекарства покупать, социальную помощь не дают, за границу по безвизовому режиму нельзя выехать – в таком случае люди ставят под сомнение любые результаты, в том числе и те, которые действительно имеют место. Поэтому, чтобы украинцы почувствовали изменения, они должны быть комплексными и системными, иначе граждане будут считать, что никаких результатов проведения реформ нет», — объясняет Иван Лукеря.

О первых победах

На сегодняшний день самыми удачными в рамках децентрализации можно назвать реформы инфраструктуры и образования.

«Инфраструктура восстанавливается сверхбыстрыми темпами, чего не было за все предыдущие годы. И речь идет не только о дорогах или о строительстве. Сейчас воссоздается благоприятное пространство для жизни человека – это больницы, амбулатории, парки и другие публичные места, а также дороги, садики, школы. То есть те все вещи, с которыми человек сталкивается ежедневно, выходя на работу, уезжая в больницу или выходя погулять в выходной», — говорит эксперт РПР о позитивных результатах реформы.

Децентрализация: до Польши нам еще далеко

До успехов соседней Польши, например, нам еще далеко. Там на душу населения в инфраструктуру вкладывают 80 долларов, тогда как в Украине – всего лишь пять. Вот почему у нас больницы, дороги в таком плачевном состоянии, а в детские сады — очереди. Однако следует отметить, что в нашей стране внедряется собственная реформа местного самоуправления, построенная на международном опыте совершенно разных стран, поэтому равняться на какое-то конкретное государство не всегда правильно.

Иван Лукеря отмечает, что уже есть ощутимые изменения в сфере образования: «Успешно продолжается реформа образования через создание образовательных округов на базе системы опорных школ. На местном уровне создается сеть образовательных учреждений, обеспечивающих качественное образование, и создаются возможности для получения высшего образования для детей. Таким образом система обеспечивает качественное образование и сбалансированные расходы на одного ученика».

Почему «провалилась» реформа здравоохранения

Однако не все еще удается. К примеру, реформа здравоохранения не принесла должных результатов из-за несовершенного законодательства.

«С одной стороны, начался процесс создания госпитальных округов, которые должны сформировать эффективную систему учреждений здравоохранения на вторичном уровне. С другой стороны, еще не начался процесс реформирования первичного звена системы здравоохранения — органы местного самоуправления базового уровня не могут его начать из-за существующих нормативно-правовых препятствий», — говорит Иван Лукеря.

Как утверждает эксперт, в законодательстве указано, что субъектом предоставления услуг здравоохранения на первичном уровне должен быть центр первичной медико-санитарной помощи (ЦПМСП). Создание таких центров требует от органов местного самоуправления огромных затрат и поэтому нерационально. А органы местного самоуправления не могут оказывать услуги по охране здоровья на базе амбулаторий или фельдшерско-акушерских пунктов.

«Вообще же говорить о том, что реформа состоялась, можно только через пять — семь лет. За это время можно выйти на устойчивость достигнутых изменений», — объясняет эксперт «Реанимационного пакета реформ».

Важно не упустить «окно возможностей»

Реформа местного самоуправления, как и любые другие изменения, наталкивается на неэффективную политическую систему страны — работу Верховной Рады Украины, подготовку к выборам Президента Украины.

«И чем дальше, тем труднее будет обеспечивать принятие реформаторских законопроектов или позитивных изменений. В общем, любая власть в течение года после получения победы на выборах может обеспечить внедрение радикальных изменений. Затем все происходит поступательными темпами — нужно приложить гораздо больше усилий для достижения результатов. Это не невозможно, просто требует больше времени и усилий», — говорит Иван Лукеря.

Поэтому следующее «окно возможностей» — это несколько месяцев перед выборами и год после них.

Нужно ли ускорять реформу?

Также в процессе внедрения децентрализации очень важно на первых этапах согласовывать секторальные вопросы. Реформа местного самоуправления – комплексная. Она включает изменение системы управления, меняет подход к большинству сфер — это вопросы административно-территориального устройства, региональной политики, финансов, жилищно-коммунальных услуг, инфраструктуры, энергетики, образования, медицины и многого другого. Такой системный подход, по мнению реформатора, требует координации большого количества субъектов — министерств, центральных органов исполнительной власти, администраций, местного самоуправления, субъектов хозяйствования. Это, в свою очередь, снижает темпы внедрения реформы.

Но, по словам Ивана Лукери, главное — не темп, а постоянство изменений и их необратимость: «Реформа движется темпами в рамках способности правительства, парламента, гражданского общества, других субъектов. Децентрализация — наиболее подготовленная реформа. И поскольку результаты и глубина проведенной работы достаточно большие, это позволяет говорить о ее необратимости. Реформа местного самоуправления может стать едва ли не единственной комплексной реформой, которая была успешно проведена и результаты которой почувствовали граждане».

Бонусы для малого и среднего бизнеса

Децентрализация, несмотря на все свои плюсы и минусы, дает большие возможности и бонусы для малого и среднего бизнеса.

Читайте также:

1 9181 29
07:32, Авг 27, 2017 Алексей Мельниченко

10 самых надежных б/у автомобилей за разумные деньги

Статьи

«Во-первых, упрощаются условия ведения бизнеса. Уже переданы на уровень местного самоуправления полномочия в сфере регистрации недвижимости и прав на имущество, регистрации бизнеса и физических лиц-предпринимателей, полномочия в сфере архитектурно-строительного контроля, возможности управлять земельными ресурсами, регулировать местные налоги и сборы, другие полномочия. Таким образом, большая часть вопросов деятельности бизнеса была передана на наиболее близкий к бизнесу уровень — местное самоуправление», — рассказывает Иван Лукеря.

Борьба за инвестора

Во-вторых, по словам эксперта, для бизнеса стало больше ресурсов: «Бюджеты местного самоуправления выросли, что позволяет местным властям содействовать развитию бизнеса в своих общинах — создавать благоприятные условия работы, в частности, путем обеспечения коммуникаций, развития инфраструктуры и т. д. Например, если речь идет о городском бюджете, то за его счет восстанавливаются дороги, проводятся жилищно-коммунальные коммуникации и так далее».

Теперь председатели общин (громад) борются за инвестора, пытаются создать наиболее благоприятные условия, чтобы инвестор пришел именно к ним.

Секрет успеха – в участии

Несмотря на результаты соцопроса, говорящие о том, что 18 % жителей Украине еще ничего не знают о децентрализации, другая активная часть общества, по мнению эксперта, показала уникальный пример участия в реализации реформ.

«Представители гражданского общества системно участвуют в выработке решений, в формировании требований, формировании повестки дня, во внедрении принятых решений. Здесь речь идет об общественных объединениях, ассоциациях, организациях совладельцев многоквартирных домов, органов самоорганизации населения – всех тех структурах, которые представляют само гражданское общество. Все эти группы людей по мере возможностей помогают проводить реформы. Пример — высокие темпы создания по всей Украине организаций совладельцев многоквартирных домов (ОСМД). Можно также в пример поставить деятельность коалиции общественных организаций под названием «Реанимационный пакет реформ», — подытожил Иван Лукеря.

Читайте также:

0 17727 3
18:24, Ноя 29, 2016 Алексей Мельниченко

ТОП-10 стран с самыми высокими зарплатами в 2016 году

Статьи

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться:
Share Twitter Pocket Mail Viber Send
Оставить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: