Со скандальными стройками в Украине будут бороться по-новому

Согласно законопроекту №4733-1, внесённому в Верховную Раду Украины, может появиться новая схема сертификации строек.

Слишком сложные категории

Сейчас объекты делят на пять категорий сложности. На первой люди не могут находиться восемь и более часов в день (теплицы, склады, павильоны и др.). Вторая категория — малоэтажные частные жилые дома и небольшие магазины.

Граница между третьей и четвертой категорией нечеткая, ведь объединяет их средний класс последствий, отличия по количеству людей, находящихся на объекте, и ценности здания с точки зрения культурного наследия. Пятая — это крупные объекты, от культурных центров до атомных станций.

Проблемы у застройщиков начинаются на этапе получения разрешительной документации: для I-III категорий применяется декларативный принцип (ГАСИ уведомляют о начале и завершении строительства), а для IV-V — разрешительный (строительство можно начинать, лишь получив от ГАСИ разрешение, так же здание вводят в эксплуатацию).

Застройщики массово пытались занизить категорию сложности, чтобы проводить объект по более простой разрешительной системе. По данным ГАСИ, на каждом пятом объекте, который пытались выжать за третью категорию, обнаружился «подлог». Всего таковых в 2014-15г зафиксировали около 17 тыс. объектов.

«Существующая система создает пространство для злоупотреблений и строительных афер со стороны недобросовестных застройщиков, ведь органы госархстройконтроля уполномочены проверять декларативные документы только на полноту данных. Недобросовестные застройщики пользуются декларативным принципом и вносят в бумаги недостоверные данные. Наиболее частое нарушение — отсутствие действующих документов на земельный участок. Под видом III категории сложности часто возводят огромные жилые комплексы. Как результат — отсутствие там придомовой территории, паркомест, пандусов, противопожарных подъездов, сомнительное качество строительных материалов», —  рассказал председатель Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины Алексей Кудрявцев.

Читайте также: Как украинцы выживают в кризис

Кого построит закон?

Исправить выявленные слабые места и должен законопроект №4733-1. В частности, авторы предлагают отказаться от категорий сложности строительства и перейти к делению по классам последствий: незначительный, средний и значительный.

Строительство среднего и значительного классов последствий должны осуществлять по разрешительной системе, что, по мнению авторов, станет залогом безопасной эксплуатации зданий в будущем и уменьшит количество проблемных строек.

«Замена пяти категорий сложности тремя классами последствий поможет местной власти эффективно работать. То есть мы даем на места инструмент влияния на сферу градостроительства. Одновременно упрощаем разрешительный процесс для простых людей, которые строят частное жилье. Также даем гарантии гражданам, которые вкладывают свои средства в многоэтажную застройку и сегодня часто становятся заложниками безответственных застройщиков», — заявил соавтор законопроекта Геннадий Кривошея.

Однако в Главном научно-экспертном совете ВР, хоть и рекомендовали законопроект к первому чтению, но высказали с десяток замечаний. Как отмечает руководитель Главного научно-экспертного совета ВР Василий Борденюк, в документе даже нет четкого понятия, что такое «классы последствий (ответственности) объектов строительства», что дает основания для различных трактовок; отсутствуют внятные критерии определения этих классов.

«Законопроект предлагает исключить положение, согласно которому порядок отнесения объектов к IV и V категориям сложности определяет Кабмин, а вместо этого предоставить право относить объект строительства к тому или иному классу проектным организациям или заказчикам. Это будет провоцировать злоупотребления, и как следствие, скажется на уровне безопасности объектов», — отметил Борденюк.

И даже к предлагаемой процедуре для «незначительного класса последствий» (павильоны и малоэтажная постройка) были замечания.

«Фактически органы государственного архитектурно-строительного контроля, не имея достаточной информации, будут лишены возможности осуществлять необходимый надзор и контроль за строительством таких объектов», — говорится в заключении совета.

Читайте также: Авто из Европы: сюрприз, о котором мало кто знает

Александр Сергиенко, ранее работавший в ГАСИ, отметил, что этим законопроектом исправляются ошибки и устраняется дублирование систем.

«Разделение объектов на классы сложности — пережиток советской системы, по сути это та же рисковая система (сколько людей может пострадать, какие убытки может понести застройщик или собственник в случае аварий и т.п.). В действующему законе о градостроительстве были прописаны и все это время действовали две параллельные рисковые системы. Теперь мы убираем одну из них, и оставляем разделение по классам риска», — пояснил Сергиенко.

Для самой проблемной ныне, третьей категории сложности, ужесточаются требования, теперь обязательными будут и проект, и его экспертиза, что, как надеются эксперты, улучшит качество строящегося жилья.

Впрочем, некоторые эксперты видят в этом законопроекте прежде всего усиление роли ГАСИ.

«Например, инспекция по этому законопроекту сможет вносить изменения в градостроительные условия. Но усиление роли инспекции крайне нежелательно», — считает гендиректор JIP Joint Industrial Park Сергей Овчинников.

Более того, он убежден, что вносить изменения в разрешительную систему бессмысленно.

«Рынок только привык к нынешней системе, и ввод новых документов с новыми названиями (уведомление вместо декларации) только разбалансирует отрасль. Проблему же третьей категории можно было решить, просто переведя ее с декларативной на разрешительную систему», — считает Овчинников.

Читайте также: В Украине начинается своя «стройка века»