Как отличается ислам в разных странах мира?

Победы «Исламского государства» в военных конфликтах заставили всерьез задуматься о причинах его появления. Масштабная группировка джихадистов возникла вследствие череды событий и взаимодействия определенных факторов.

Профессор кафедры иудаики Рочестерского университета Аарон Хьюз для того, чтобы объяснить причину возникновения ИГИЛ, подчеркнул поразительные различия в практике ислама в разных регионах.

Не существует религии, в которой действовала бы единая практика. Католики итальянской провинции заметно отличаются от католиков Нью-Йорка. Различия заметны на уровне языка, традиций, культуры, политической и социальной среды и даже гастрономических предпочтений.

В исламе подобные географические различия имеют очень большое значение. Но есть в этой религии еще один ключевой фактор: школы, которые по-разному объясняют правовые нормы. Поскольку ислам основан на понятии права (шариат), его законы можно воспринимать и трактовать по-разному, что и провоцирует разночтения в регионах.

Также в наше время важную роль играет наличие других религий. К примеру, в Малайзии значительная часть населения (около 40%) считает себя представителями религиозных меньшинств. В то время в Саудовской Аравии этот показатель приближается к нулю.

В итоге, власти Малайзии были вынуждены писать конституцию, которая защищает право религиозных меньшинств, тогда как в Саудовской Аравии об этом никто даже не думает.  Разумеется, в таких условиях ислам в этих двух странах заметно отличается.

Школы ислама

Различие школ в исламе связано с историческими особенностями. Невзирая на расхожее мнение, ислам как религия полностью сформировался при пророке Мухаммеде (570−632 гг.). На протяжении многих лет велись дискуссии о том, кого можно называть мусульманином, и о том, как устроены политическая и религиозная власти.

Также существует ложная теория о том, что ислам плавно распространялся по Средиземноморью и за его пределами как единое учение. Процесс превращения учения пророка Мухаммеда в полноценную религию длился столетиями, поэтому не стоит на нем останавливаться. Гораздо более интересно посмотреть на то, как это учение распространялось в разных регионах.

[pullquote]Когда ислам начал распространяться по миру, многих современных государств еще не существовало, но в каждой области были свои религиозные и культурные традиции, а также правовые нормы. В связи с этим основы религиозного учения приходилось объяснять, ориентируясь на местные обычаи и особенности мировоззрения.[/pullquote]

Одним из элементов адаптации ислама стало создание судов, касты юристов (улемы у суннитов и муллы в шиитов), правового кодекса (шариата) и четкой системы толкования этого кодекса, которая базируется на принципе прецедентов (фетв).

Значительная часть местных обычаев появилась вследствие желания людей осознать учение Мухаммеда. Из этих обычаев возникли религиозные школы разных направлений.

Хотя раньше их было намного больше, на данный момент в суннизме существует четыре основных направления, которые называются «мазхабами»: маликитское, шафиитское, ханафитское и ханбалитское. Эти школы признают друг друга, но предлагают различные интерпретации исламского права. Часть из них отличается большим консерватизмом, чем остальные. График показывает, что шииты тоже имеют свои школы:

Четыре суннитские школы тоже связаны с отдельными регионами. К примеру, Маликитский мазхаб распространяется на Северную Африку и Египет. Ханафитский – на Западную Азию, Шафиитский – на Юго-Восточную Азию, а самый консервативный Ханбалитский – на страны Персидского залива и Саудовскую Аравию.

Главные противоречия течений ислама

Региональные и юридические различия породили несчетное количество интерпретаций ислама. Однако подобное разнообразие не мешает большинству мусульман воспринимать ислам и шариат как строгую и безальтернативную религию.

Чтобы понять разницу между восприятием ислама в разных регионах, стоит обратиться к конкретному примеру. У представителей других религий вызывает удивление то, какое огромное значение в обычной жизни мусульман отводится культу святых. В этом плане особенно выделяется суфизм – мистическое направление ислама. Суфийские святые считаются максимально приближенными к Богу. Мусульмане молятся им и совершают паломничества к святым местам, чтобы попросить о защите. Хотя поклонения святым очень похожи на подобные ритуалы в католицизме, в исламе почитание определенных святых прочно связано с региональными особенностями.

[pullquote]Культ святых является фундаментальной составляющей религиозной жизни от Марокко на Западе до Пакистана на Востоке. Мусульмане верят, что почитание святых может принести потомство, излечить болезни, вызвать дождь и т.п.[/pullquote]

Однако не все школы ислама приветствуют такой подход. Например, консервативный Ханбалитский мазхаб, в отличие от большинства других школ, вообще запретил культ святых. Более того, сторонники этого течения уничтожали могилы святых на начальном этапе становления религии и продолжают это делать по сей день. Приверженцы Ханбалитского мазхаба также разрушали святыни, связанные с семьей пророка Мухаммеда, в частности могилу и храмы его жены. Эту школу поддерживают финансовые потоки саудитов, что позволяет ей влиять на религиозную жизнь других областей. К примеру, Ханбалитский мазхаб может позволить себе строить религиозных семинарий (медресе) в регионах, которые находятся под контролем других школ.

Большая часть радикальных движений в исламе, среди которых выделяется ИГИЛ, появилась из подобных ультраконсервативных течений. Скажем, талибы в Пакистане и Афганистане являются приверженцами консервативной ханбалитской идеологии, хотя они живут в рамках ханафитской правовой системы. Некоторые группы исламистов, которые часто именуют ваххабитами и салафитами, желают возвратиться к истинной, по их мнению, версии ислама – учению пророка Мухаммеда и его первых последователей. Представители этих движений иногда толкуют ислам слишком жестко, навязывая верующим распределение роли полов и заставляя их носить строгую одежду.

Сейчас в мире насчитывается более 1,5 млрд мусульман. Ислам является второй по популярности религией, уступая только христианству. В то же время ислам – разнообразная религия, с большим количеством школ и течений. Все эти различия сказываются на неоднородности интерпретаций мусульманства и его общих правил. Например, в Саудовской Аравии женщинам строго запрещено водить автомобиль, тогда как в Малайзии они свободно могут управлять машиной.

Читайте также:

ИГИЛ угрожает новыми терактами

Брюссель стал новой базой исламистов