Что изменится на дорогах с введением «европротоколов»?

С 12 февраля 2016 года вдвое увеличились лимиты выплат по «европротоколу» — с 25 тыс грн до 50 тыс грн. Такое нововведение призвано сократить многочасовые автомобильные пробки, возникающие из-за мелких аварий на дороге, а время разбирательств уменьшить с двух-четырех часов до 15-20 минут.

Короткий путь к возмещению вреда

Короткий путь к получению выплаты по «автогражданке» — ОСАГО — называют «европротоколом».

«Это процедура, по которой участники ДТП могут оформить факт наступления страхового случая без вызова полиции с помощью специального бланка, который содержит всю информацию о причинах и участниках страхового события», — объясняет заместитель гендиректора СК «Талисман страхование» Ася Трубицкая.

Основная ценность «европротокола» для автовладельца — возможность сэкономить время, а для виновника ДТП это еще и способ избежать уплаты штрафа за нарушение правил дорожного движения.

Учитывая, что львиная доля ДТП в Украине — небольшие аварии без жертв и с незначительными убытками, «европротокол» можно назвать находкой для водителя. Вот только водители не спешат им пользоваться.

По данным Моторного (транспортного) страхового бюро Украины — МТСБУ, в общем количестве страховых случаев по ОСАГО доля «европротоколов» в 2015 году составила чуть больше 12%. Хотя интерес к «европротоколу» растет.

«В 2015 году общая сумма страховых выплат по ДТП, урегулированных с помощью «европротокола», составила 73 млн грн, что на 33,1% больше, чем годом ранее», — отмечает начальник департамента МТСБУ Елена Машаро. Но что такое 73 млн грн против 1 млрд грн общих выплат по ОСАГО за год? Меньше 7%.

Читайте также: Чем чреваты погромы банков в Украине?

Если водители заполнили «европротокол», то они:

1. Имеют право покинуть место ДТП,

2. Освобождаются от обязанности информировать полицию о наступлении ДТП,

3. Не несут админответственность за нарушение ПДД,

4. Должны не позднее трех рабочих дней после аварии обратиться со своим экземпляром заполненного «европротокола» к страховщику, с которым заключали договор ОСАГО

Главное препятствие — лимит?

Одним из главных препятствий для использования водителями «европротоколов» в МТСБУ называют маленькие лимиты выплат, которые были до 12 февраля.

Именно поэтому президиум бюро инициировал повышение лимитов по «европротоколу» в два раза. Нацкомфинуслуг эту инициативу поддержала и приняла распоряжение №3471, благодаря которому с 12 февраля максимальная выплата выросла с 25 тыс грн до 50 тыс грн.

«Теперь водитель не будет опасаться, что, выбрав «европротокол», ошибся с определением суммы убытка и не сможет за 25 тыс грн отремонтировать свою машину. Новый лимит достаточный для покрытия большей части заявленных убытков», — говорит член Нацкомфинуслуг Александр Залетов.

Страховщики с ним согласны, поэтому ждут повышения доли выплат по «европротоколу» в 2016 году. «Средняя сумма выплаты по «европротоколу» может вырасти на 50-70%», — прогнозирует директор департамента урегулирования убытков региональной сети компании «Арсенал страхование» Константин Палазов.

Менеджер по коммуникациям страховой компании «PZU в Украине» Александр Мельничук настроен более оптимистично. Он ожидает рост на уровне 0,5%.

В МТСБУ прогнозируют повышение доли выплат на 20-25%.

Средняя выплата вызывает вопросы

Многие уверены, что сумма выплат не увеличится. «Вырастет не сумма, а частота заявляемых событий», — считает вице-президент СК «АХА страхование» Максим Межебицкий. По его словам, в Украине число страховых событий, разделенное на количество договоров страхования, составляет всего 2%. В Европе — 7-8%.

«Такая разница вызвана отнюдь не тем, что украинские водители аккуратнее водят авто, чем водители в ЕС, а тем, что значительную часть убытков — 50-60% — наши автовладельцы не заявляют страховщику по разным причинам: от нежелания вызывать представителей правопорядка до банальной привычки «решать вопрос» самостоятельно», — объясняет Межебицкий.

Ни рост суммы выплат, ни увеличение частоты заявленных событий страховщиков не разорят, уверены в МТСБУ. Средняя сумма страховой выплаты по требованиям, поступившим в 2015 году и урегулированным с помощью «европротокола», составила всего 6 140 грн, а в 2014 году — лишь 5 270 грн.

Однако у многих экспертов возникает вопрос.

«Если средняя выплата была почти в четыре раза меньше, чем максимальная выплата по «европротоколу» — 25 тыс грн, то зачем было увеличивать этот лимит до 50 тыс грн?» — недоумевает председатель комиссии по страхованию Украинского общества финансовых аналитиков Вячеслав Черняховский.

По его словам, президиум МТСБУ решил повысить лимит по «европротоколу» без учета исследований и статистически данных.

«Утверждение, что «европротоколом» редко пользуются из-за небольшого лимита, — домысел, который не подтверждается ни исследованиями, ни опросами пострадавших. Это умозрительный вывод столичного жителя, который ездит на машине представительского класса не старше семи лет», — уверяет Черняховский.

По его словам, руководители страховых компаний — членов президиума МТСБУ, решив увеличить лимиты, могут сделать рынку ОСАГО только хуже.

Читайте также: ВТО самоустранилась от решения конфликта между Украиной и Россией

«Европротоколом» можно воспользоваться при условии:

· Отсутствия травмированных (погибших) людей,

· Оба водителя-участника ДТП имеют полисы «автогражданки»,

· Общее мнение водителей-участников ДТП по поводу обстоятельств аварии,

·  У водителей отсутствуют признаки алкогольного, наркотического или другого опьянения или пребывания под воздействием лекарственных препаратов.

«Потерпевшие» с большой дороги

Есть риск, что новыми лимитами выплат по «европротоколу» воспользуются мошенники. По словам гендиректора компании «Аска» Андрея Шукатко, они уже констатируют рост заявлений на выплату по «европротоколу».

«То в Киеве от нас хотели возмещения убытков по ДТП, которого не было. Благо, на перекрестке, где якобы произошла авария, работали камеры наблюдения, которые помогли установить истину.

То во Львове принесли «европротокол», а потом по интернету прислали папку с фото покореженных авто. Выяснилось, что папка с фото была создана на две недели раньше, чем произошла заявленная авария», — приводит пример Шукатко.

По словам заместителя председателя правления компании «Княжа» Николая Гапчука, в последнее время популярными стали две схемы мошенничества при оформлении «европротокола». Первая — изменение на месте аварии нарушителя правил дорожного движения, вторая — создание опасной ситуации на дороге.

«Первая схема позволяет получить страховое возмещение тому водителю, которому ремонт авто обойдется дороже, даже если он является виновником ДТП.

Например, он не соблюдал дистанцию и наехал на впереди движущийся автомобиль. Однако при обоюдном согласии участники аварии описывают в «европротоколе» обстоятельства так, будто виноват находящийся впереди водитель», — рассказывает Гапчук. Полученное возмещение потом делят.

Вторая схема менее безопасна. По словам Гапчука, в ней участвует авто, которое раньше врезалось, например, в электрический столб. Другой участник схемы, выехав на дорогу, ставит свою машину так, будто это он создал опасную ситуацию и заставил изменить движение врезавшегося в столб автомобиля.

«В таких случаях транспортные средства не сталкиваются, контакт одного из них происходит с любым другим объектом», — рассказывает Гапчук. «Доказать обман сложно при условии, что все правильно оформлено, а мошенники обычно делают все грамотно», — говорит Палазов.

Призрак аварий из зоны АТО

«В Украине есть целые группы, которые «зарабатывают» на страховщиках. Среди них много бывших сотрудников ГАИ и других специалистов, которые разбираются в страховании и правилах дорожного движения», — отмечает Шукатко.

Бороться с ними страховые компании пытаются путем усиления собственных служб безопасности и сотрудничая с полицией, но как найти управу на жуликов из зоны АТО, никто не знает. Неподконтрольные территории — формально Украина.

Если, к примеру, в Киеве водитель купит полис ОСАГО, а в Донецке заполнит «европротокол» в связи с аварией, то все будет по закону. Но кто проверит, была ли там авария? С учетом ситуации на этих территориях «европротоколы» при желании можно заполнять хоть каждый день.

«Мы опасаемся резкого роста заявлений из зоны АТО. Они уже начали поступать. Что с этим делать?» — недоумевает Шукатко.

Он намерен обратиться в МТСБУ и Нацкомфинуслуг с просьбой заморозить выплаты в этой зоне на время проведения антитеррористической операции, но пока эту просьбу услышат чиновники, мошенники успеют неплохо заработать.

Надежда на IT-технологии и базы данных

Страх перед мошенниками вряд ли может оправдать страховщиков, которые с радостью отправят водителя восвояси с «европротоколом», даже если он не врет.

Не секрет, что в некоторых страховых компаниях отказывают в выплате по «европротоколу» по любой формальной причине и даже судятся с клиентами за то, что те неправильно заполнили протоколы. Как правильно — знают немногие водители: широкой разъяснительной кампании страховщики и бюро не ведут.

«Главная причина слабого роста выплат по «европротоколу» — недоверие водителей к страховой компании. К сожалению, наш клиент от страховщика всегда ждет подвоха и желания отказать в выплате», — говорит Трубицкая.

Повысить уровень доверия должны общие базы данных и IT-технологии. Тогда страховым компаниям будет легче обнаружить мошенников, а потерпевшим — проще оформить «европротоколы». Такие базы появляются на страховом рынке, например, база данных МТСБУ или система обмена информацией «Поиск».

С 2017 года в бюро обещают запустить мобильное приложение «европротокол», которое поможет водителю быстро и правильно оформить ДТП с помощью телефона. Информация о событии будет сразу вноситься в центральную базу.

По прогнозам МТСБУ в таком случае частота заключения «европротокола» уже к концу 2017 года достигнет 50% всех страховых событий по ОСАГО.

Читайте также: В США запретили пластиковую тару

Источник: Экономическая правда