Ученые показали останки карликовых тираннозавров

Предок тираннозавра — недостающее звено.

Американские ученые обнаружили останки представителя прежде неизвестного вида карликовых тираннозавров, живших на территории современного штата Юта около 95 миллионов лет назад, пишет портал bigmir.net.

Находка частично заполняет пробелы в наших представлениях о том, как эти рептилии — крупнейшие хищники в истории Земли — эволюционировали из мелких предковых форм. Недаром команда палеонтологов из Университета Северной Каролины во главе с Линдсей Занно (Lindsay Zanno) дала новому виду соответствующее название — Moros intrepidus, что можно перевести как «провозвестник судьбы».

тираннозаврНаходка частично заполняет пробелы в наших представлениях о том, как эти рептилии эволюционировали

В статье, опубликованной в журнале Communications Biology, ученые описывают M. intrepidus по найденным фрагментам: бедренной кости и нескольким зубам. По их оценкам, в высоту ящер достигал метра, по массе — 90 килограммов, был ловким хищником, которому задние ноги позволяли и нагонять добычу, и убегать от преследователей.

Для той эпохи он был не так уж и мал: большую часть из 100 миллионов своей эволюционной истории родственники тираннозавров не отличались такими уж колоссальными размерами. В юрском периоде, между 200 и 145 миллионами лет назад, этим предкам «настоящих» тираннозавров приходилось с осторожностью обходить куда более крупных и опасных аллозавров.

Лишь глобальное вымирание, обозначившее переход к меловому периоду и погубившее предыдущих главных хищников, расчистило пространство — и появились тираннозавры, какими мы их обычно представляем. К моменту следующего (мел-палеогенового) вымирания они достигали девяти тонн веса и 12 метров длины.

тираннозаврБольшую часть из 100 миллионов своей истории родственники тираннозавров не отличались колоссальными размерами

Это увеличение и его ход во многом остаются загадкой, стимулируя поиски новых предковых и родственных форм тираннозавров. «Перед нами — пустыня данных между мелкими тираннозаврами, жившими в Северной Америке в юрском периоде, и внезапным появлением крупных, способных дробить любые кости тираннозавров, здесь же, в позднем мелу, — говорит Линдсей Занно. — Нет свидетельств того, как происходил этот переход».

Протяженность этого пробела в эволюции тираннозавров, о котором у нас нет никаких свидетельств, достигала 70 миллионов лет. Однако с обнаружением M. intrepidus он сократился сразу на 15 миллионов. Проведенный палеонтологами анализ показал, что их карликовые предки могли прийти на территорию Америки из Азии в течение одного из локальных похолоданий климата, которое создало сухопутный мост между двумя континентами.

Возможно, хищники следовали за своей добычей, предками трицератопсов, которые тогда тоже еще не обрели знакомые нам крупные формы. Судя по всему, оказавшись на Американском континенте, они долгое время оставались не слишком крупными и не могли соперничать с наиболее мощными конкурентами.

Однако, как только это направление расчистилось в ходе вымирания, они быстро заняли свободное экологическое пространство. По оценкам ученых, всего за 16 миллионов лет предки тираннозавров увеличились и стали теми устрашающими машинами убийства, какими мы привыкли их видеть.

Ранее ученые выяснили, что у тираннозавров не было перьев. Несмотря на то, что у предков тираннозавра были перья, сам он был покрыт чешуйчатой кожей, похожей на кожу современных рептилий, говорится в материале, опубликованном в журнале Biology Letters.

Согласно данным, полученным на основе изучения окаменелых останков, ученые утверждают, что тираннозавры лишились перьев, поскольку в процессе эволюции достигли гигантских размеров и больше не могли летать.

обнаруженные у некоторых представителей группы тиранозавров зачатки перьев вызвали споры о том, что рептилии могли быть покрыты перьями.

Как сказал руководитель исследования доктор Филл Белл из австралийского университета Новой Англиии, исследование обнаруженных в американском штате Монтана и других частях Северной Америки окаменелостей, а также экземляров, найденных в Азии, дает ученым возможность говорить, что у тираннозавров была чешуйчатая кожа. Тем не менее дебаты о том, как именно мог выглядеть тираннозавр, продолжаются. И некоторые ученые сомневаются в том, что у этого хищника совсем не было перьев.

Доктор Стив Брусатт из Эдинбургского университета говорит, что основывать такое утверждение лишь на том, что в окаменелостях не найдены отпечатки перьев, нельзя.

«Это большая редкость — обнаружить отпечатки перьев в окаменелых останках. И то, что они не найдены, еще не означает, что их не было. Так что мы еще можем увидеть картинки, на которых эта огромная рептилия будет покрыта пухом и перьями», — говорит он.

Тираннозавры жили примерно 85-65 млн лет назад и вымерли в конце Мелового периода. Они были хищниками, обладали очень острыми зубами, длинными задними и очень короткими передними лапами.

Напомним, что исследователи обнаружили огромную тропу динозавров.

Ранее Hyser сообщал, что ученые рассказали, что случилось с динозаврами.

Также Hyser писал, что археологи обнаружили редчайшую окаменевшую находку.