Астрономы открыли гигантский звездный поток: «скрывался у всех на виду»

Гигантская звездная «речка» пересекает небо в Южном полушарии и находится, по космическим меркам, совсем недалеко от Земли.

Поток, состоящий из свыше 4 тысяч звезд, обнаружили исследователи из Венского университета, сообщает журнал «Популярная механика».

Частично поток можно увидеть невооруженным глазом — если, конечно, вы находитесь в Южном полушарии. За миллиард лет остатки звездного скопления вытянулись в длинную цепь и теперь, подобно реке, медленно «дрейфуют» в пространстве.

Звездный поток Gaia

И хотя это обстоятельство скрывалось у всех на виду, обнаружить его удалось только благодаря данным космического телескопа Gaia.

С его помощью астрономы не только получили координаты каждой звезды, но и рассчитали скорость их движения. Они смогли создать наиболее точную на сегодня 3D-карту галактики и увидели, что звезды движутся не хаотично, как предполагалось ранее, а в форме единого потока.

«Звездная речка» особенно интересна из-за своей близости к Земли. Она отстоит от нашей планеты всего на 326 световых лет (100 парсеков), что открывает уникальные возможности для пристального изучения. Например, с его помощью ученые собираются проверить теорию разрушения галактик и определить массы гравитационного поля Млечного пути.

Поток, открытый австрийцами, составляет примерно 400 парсек в длину и 200 парсек в ширину.

По словам исследователей, он похож на недавно открытый кластер Гиад. Однако значительно старше их. Его возраст, по примерным подсчетам, равен 1 миллиарду лет. То есть, поток завершил четыре полных оборота вокруг Солнечной системы, каждый из которых длился около 230 млн лет.

Звездный поток Gaia

Это не первый случай, когда современная техника помогает астрономам делать «очевидные», на первый взгляд, открытия. Так, недавно при помощи телескопа «Хаббл» нашли самую маленькую из известных галактик: как выяснилось, она находится всего в 30 миллионах световых лет от Земли. Карликовый объект удалось обнаружить только на снимках, после скрупулезного анализа астрометрических и фотометрических данных.

Напомним, недавно ученые предположили существование девятой планеты в Солнечной системе.

Как сообщал Hyser, «Хаббл» сделал новые снимки Урана и Нептуна.

Также Hyser писал, что NASA запустит новый аппарат, чтобы составить первый в мире спектральный обзор всего неба.