Депутат Новинский лично «встанет защищать Лавру» вместе с московскими попами: лидер «Оппоблока» в своем интервью не стесняется своих антиукраинских взглядов и даже действий

Один из лидеров «Оппоблока» Вадим Новинский крайне редко дает интервью. Если уж решается, выбирает комфортные для себя «лайтовые» форматы – ограниченные временем, количеством вопросов и т.д.

«Порошенко говорит, ему нужна автокефалия, но это не так! Это все лукавство!»

Начнем с короткой дефиниции. Что, на ваш взгляд, сегодня происходит в Украинской православной церкви?

В канонической?

Московского патриархата.

Вы говорите о канонической церкви. В ее уставе так и записано: Украинская православная церковь. Приставка МП – просторечие, сленг и журналистские придумки.

Допустим. Итак, в апреле Президент Порошенко заявил об обращении к Константинополю относительно предоставления нам Томоса.

Эта инициатива не нова. На протяжении последних 25 лет ее уже пытались проявлять различные политики. Последние «всплески» были при президенте Ющенко.

В 2008 году.

Да, перед 1020-летием крещения Киевской Руси. Как мы знаем, никаких результатов у той попытки не было.

Следующая попытка случилась в 2016 году. Мы помним тогда обращение Президента к Вселенскому патриархату и соответствующее голосование ВР, пакет документов был отправлен в Константинополь. Мы, Оппозиционный блок, единственные кто проголосовал против этого обращения. Более того, мы подготовили свое письмо Вселенскому Патриарху, противоположное по смыслу этому антиконституционному и антиукраинскому документу.

Почему антиконституционного и антиукраинского?

Потому что государство не может вмешиваться в дела церкви, это же очевидно, это в Конституции записано. К сожалению, порой Президент Порошенко забывает, что он является гарантом Конституции. И многие депутаты ВР забывают о том, что должны соблюдать Основной закон.

Так, мы отвлеклись. Значит, вы считаете, что просьба о Томосе – предвыборный ход?

Очень грубое вмешательство президента Порошенко в дела церкви и один из элементов его предвыборной технологии. Он говорит, ему нужна автокефалия, но это не так! Это все лукавство! Как и многие другие слова Петра Алексеевича.

…Вот, вы меня спросили, как обстоят дела у украинской православной церкви.

Да, после просьбы о Томосе.

Внутри самой церкви дела обстоят очень хорошо. Она как выполняла свою миссию – несение слова Христова людям, спасение душ человеческих, борьбы с грехом, воспитание братолюбия и подлинного патриотизма, так и выполняет ее. Несмотря на то, что пытаются церковь оболгать постоянно, оклеветать в прессе.

Я бы хотел обратиться сейчас – через вас – к другим журналистам, да и к вам тоже: хотел бы просить вас всех быть очень осторожными в суждениях относительно церкви. И миллион раз проверить информацию, которую вы даете людям. Потому что клевета на церковь – хула на Дух Святой. Потому что Дух Святой управляет церковью. Это очень тяжелые последствия будет иметь для каждого человека. Надо быть очень-очень острожным в этих вопросах.

Учитывая, что это уже не первое обращение Киева к Константинополю, что мы выяснили, каким вы далее видите развитие ситуации?

Томос может быть, как предоставлен, так и не предоставлен. Вы поймите: Церковь живет по своим законам, установленным Господом, апостолами, святыми отцами семи вселенских соборов и так далее. Этим законам больше двух тысяч лет и они все это время, в отличие от светских, неизменны. Если смотреть по закону, по церковным канонам и традициям, то ни о каком предоставлении Томоса речи не может быть.

То есть, автокефалия нам не нужна?

Как должна предоставляться Украине автокефалия? Для этого необходимо, чтобы был преодолен раскол. У нас раскол существует 26 лет уже. Его создали политики, в 1992-м году. И если бы они его с тех пор не поддерживали, он бы уже давно был бы преодолен.

Как? С помощью межцерковного диалога?

Разумеется. Если бы еще некоторые мировые иерархи его (раскол, – С.К.) не поддерживали, не давали бы каких-то призрачных надежд, все давным-давно бы успокоилось и вернулось в лоно матери-церкви.

Так вот, для того, чтобы перейти к вопросу об автокефалии, нужно сперва преодолеть раскол, чтобы церковь была бы едина, а не так, как сегодня – двойная юрисдикция, когда в одном регионе архиереи и от канонической церкви и от Киевского так называемого патриархата.

По такой логике священники Киевского патриархата должны прийти, покаяться и быть перерукоположены?

Конечно! Те, кто ушел в раскол, они должны покаяться. Через покаяние вернуться в лоно матери-церкви. И – через перерукоположение – подтверждается хиротония тех или иных архиереев, тех или иных священников.

Если уж говорим о КП, то я надеюсь, вы не будете отрицать тот факт, что общественные настроения…

Послушайте, общественные настроения очень часто меняются… Если б церковь следовала общественным настроениям, ее бы давно не было! В церкви настроение одно: Христово слово, Христова правда, несение ее людям. А также борьба с грехом. Все, ничего другого быть не может. Одни президенты приходят – одно настроение, другие приходят – другое, но в том-то и ценность церкви, что она ни под кого не подстраивается.

Даже под Вадима Новинского?

Новинский никогда не пытался ничего делать в церкви.

Серьёзно?!

У нас интервью или дискуссия? Я на вопросы отвечаю или мы спорим?

Интервью. Прошу прощения, вырвалось, продолжайте.

Так вот, про Томос. После того, как церковь будет едина и если будет такое желание у большинства архиереев и народа Божьего изменить свой статус… Как мы знаем, сейчас у украинской церкви статус поместной. То есть, она признана всем миром как самоуправляемая Церковь с правами широкой автономии.

С подчинением Москве.

Вы знаете в каких вопросах?

Налоги мы им не платим, уже хорошо.

У нашей Церкви очень широкая автономия, на самом деле: ни административной, ни финансовой зависимости. С правами назначения, избрания архиереев, создания епархий – без какого-либо согласия Москвы и т.д. У украинской церкви есть практически все права церкви независимой.

Я так понимаю, переход Киевской кафедры под протекторат Москвы в 1686-м вы считаете законным?

Конечно!

А вот Патриарх Варфоломей так не считает. О чем прямо сказано в его заявлении от первого июля.

Те события были легитимными. В 1686 – решением Синода и тогдашнего Вселенского Патриарха Дионисия – Киевская кафедра была подчинена московскому патриархату.

Не подчинена, а передана в управление на конкретных условиях. И условия эти очень скоро выполняться перестали. Есть разница.

Решение было принято 330 лет назад! И никто за 330 лет не поставил это под сомнение. Я же вам говорил: церковь живет по апостольским правилам, одно из которых гласит, что если поставлен епископ и на протяжении тридцати лет к нему не возникает вопросов, то все законно. А тут не 30 лет прошло – 330

«Константинополь является матерью-церковью по отношению к Украине», – слова Вселенского Патриарха, сказанные им в заявлении от первого июля. Константинополь, не Москва.

Я не могу комментировать слова Святейшего Варфоломея. Скажу только одно – да, до 1686 года так и было.

Так, погодите, Патриарх Варфоломей прямым текстом говорит: «Константинополь никогда не признавал церковной власти Москвы над Киевом. Никогда». Двойной трактовки здесь быть не может.

Вы не задавались вопросом, почему Вселенский Патриарх не сказал эти слова в 2008-м, во время визита в Киев (текст выступления Патриарха Варфоломея на Софиевской площади в Киеве в июле 2008-го, опубликованный на сайте УПЦ МП, свидетельствует обратное)? И почему эти слова возникли сейчас, во время обострения диалога о Всеправославном соборе?

Одно дело – претензии Константинополя на статус Церкви, от которой в свое время Киев получил Благодать, и другое дело – изменение церковной юрисдикции, которое признается всем православным миром – границы и влияние Церквей на сегодняшний день сформированы и не подвергаются пересмотру.

То есть, Константинополь через два года только сориентировался?

Делегация русской церкви тогда не оказалась на Крите. Может быть эти события накладывают какой-то отпечаток на слова или действия …

Важно отметить: после того, как начала распространяться информация, о которой вы говорите, священным Синодом УПЦ было составлено и – за подписью Блаженнейшего Онуфрия – разослано всем поместным церквям мира письмо, разъясняющее позицию по данному вопросу.

Там прямо было сказано, что Синод УПЦ ни к кому за томосом не обращался и все, что об этом говорится, в том числе – слова Президента – наша церковь узнает только из СМИ. Также делегация нашей церкви объехала многие поместные церкви, представляя свою позицию по данному вопросу. В некоторых визитах, будучи в составе делегации, участвовал в том числе я.

Вот! Об этом-то я хотела спросить отдельно!

…В ходе визитов мы прямо высказывали свою позицию и везде, абсолютно везде, слышали слова поддержки – митрополиту Онуфрию и нашей канонической церкви. Никто ни разу не высказался в пользу раскола, ни разу. Также все выражали сомнение относительно того, что какой-то документ раскольникам будет выдан.

Так вот, в начале нашей беседы, вы говорили, что вмешательство политиков в дела церкви недопустимо.

Государства.

И что лично Вадим Новинский в дела церкви точно не вмешивается.

Разумеется.

Но интересная же штука получается. Вы – депутат ВР. Причем не просто депутат, а весьма авторитетный. Поездки, о которых вы рассказывали сейчас, вы их… не хочу использовать пошлый глагол «спонсировали», но по факту так и есть. Более того, наравне с архиереями принимаете участие во встречах, совещаниях. На всех протокольных снимках вы рядом с предстоятелями церквей.

Фотографиях? Каких?

Да вот хоть бы и с последней поездки УПЦ МП на Фанар. Которую, опять-таки, вы же спонсировали.

И?

Что вы там делали? В каком статусе? Конкретно на Фанаре и далее.

Как верующий человек, как верное чадо нашей церкви…

Я – тоже верное чадо церкви, она у нас с вами одна – УПЦ МП. Чего ж меня там не было?

Я ездил туда по благословению блаженнейшего Онуфрия. Это – главное и это важно. Кроме того, кто вам запрещает?

Будучи депутатом ВР, я высказал там позицию тех, кто не голосовал за это позорное обращение (относительно предоставления Томоса) и аргументированно объяснял почему.

Я внимательно изучила состав делегации, пребывавшей на Фанаре. При всем глубочайшем уважении к архиереям, но «русский мир» на марше, в полной красе.

Русский мир? Объясните…

Объясняю. Состав делегации: митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, – простите, не могу удержаться от упоминания его фразы о том, что «на Майдане собрались все силы зла», – Донецкий и Алчевский Иларион, Бориспольский и Броварской Антоний… Продолжать?

Так, секунду! Посмотрите список голосовавших за обращение – протестанты, греко-католики, католики, представители других конфессий и только небольшая из них часть считают себя православными! Всего – 268 человек (имеется ввиду количество депутатов, голосовавших за обращение к Константинополю относительно Томоса, – С.К.). Спросите, спросите у них, Ксения Никитична, они хоть «Отче наш» знают?! А вы знаете!?

Если так дальше пойдет, Вадим Владиславович, я вас спрошу знаете ли вы «Символ веры».

Большинство из тех, кто голосовал, они ни «Отче наш» не знают, ни «Символ веры», а уже пытаются решать церковные вопросы – говорить какой должна быть Церковь в Украине.

Так, ладно, мы сейчас далеко зайдем. Давайте к вопросу вернемся. Вопросу о том, в каком статусе вы пребывали на Фанаре.

Я туда ездил как мирянин, который имел другую точку зрения, отличную от той, которую сегодня пытается демонстрировать Порошенко как «единственно правильную». При том, как отмечалось, при благословении Блаженнейшего. Я действительно не вмешиваюсь в дела церкви, тем более не участвую в принятии решений. Да я участвую в церковной жизни – участием в богослужениях, участием в Крестном ходе, участием в восстановлении и строительстве храмов.

Правильно ли я понимаю, что вы спонсировали поездку архиереев на Фанар 23 июня?

Да, помогал в организации этой поездки, но что в этом плохого?

Вы что-то ожидаете, взамен на такую помощь церкви?

Что я могу ожидать?

Ну, кроме жизни вечной.

Спасения души. Больше я для себя ничего не желаю.

Вам интересно, что происходило на встрече 23-го?

Конечно, расскажите.

Во-первых, это был официальный визит. На самом высоком уровне. Мы – члены украинской делегации – встречались с его Всесвятейшеством Патриархом Варфоломеем, а также членами Синода Константинопольской церкви, конкретно – теми, кто сейчас задействован в процедуре «объезда», как вы ее называете. Мне приходилось читать в наших СМИ: мол, приняли нас как-то не так, продержали несколько часов на задворках.

Вот это – полная чушь. Встреча была назначена на 11 утра, нас сразу же принял Патриарх Варфоломей, мы прошли в зал переговоров. В перерыве состоялся официальный обед, где присутствовали все, включая помощников. После переговоры продолжились. И закончились они где-то около 17.30, то есть в целом встреча длилась порядка шести часов.

Разговор был открытый, дружелюбный, делегацию нашей церкви приняли очень хорошо. Архиереи озвучили свою позицию, я – как светский человек – свою. Также я показал выдержки из СМИ, где — со ссылкой на так называемого Патриарха Филарета Денисенко – говорится, что после получения томоса, дескать, Киевская и Почаевская Лавры…

Отойдут новой украинской церкви. Об этом же мы говорили в нашем недавнем с Филаретом интервью.

…Я очень четко сказал его Всесвятейшеству Патриарху Варфоломею: если хоть какой-то документ будет предоставлен, ну вот хоть какой-то, даже самый бессодержательный, где никакой конкретики не будет в принципе, но сам документ будет, то у нас в стране начнется гражданская война. Она будет в каждом городе, каждом селе: когда за храмы, принадлежащие канонической церкви, начнут сражения эти бандиты, которые делали это на протяжении последних четырех лет.

Только теперь они будут считать, что имеют на это якобы какие-то законные основания. Вы сами знаете, что за последние годы захвачено свыше 50 наших храмов. Вот только вы почему-то называете этих людей «активистами», а я считаю их бандитами.

Вообще-то я ни о чем подобном в принципе не говорила. Давайте уточним – для записи – о каких именно храмах речь? Несколько наиболее ярких примеров.

В Ровенской области, в Тернопольской, на Волыни, в Коломые, в Киевской области – повсеместно по Украине!

Полиция бездействует. Суды потом эти захваты отменяют, но здания церквей приходам-то обратно не возвращают! Они переходят в пользу Киевского патриархата. Это как вообще?!

А когда священники начинают свои храмы защищать, так против них еще и уголовные дела заводят! Потому что СБУ и органы внутренних дел весь этот беспредел курируют.

Вот – конкретный пример: протоиерей Виктор Земляной из Ровенской области, село Птича. Сделал все, чтобы защитить храм, чтобы он не был захвачен раскольникам. СБУ заводит против него уголовное дело. В семь утра к нему приходит домой с обысками. К священнику! С обыском! Выворачивают дом на изнанку, ничего, понятно, не находят, но сам же факт! Я, как народный депутат, пишу по этому поводу обращения, запросы в СБУ и т.д. – сплошные отписки получаю.

Все же вернемся к теме визита официальной делегации УПЦ МП на Фанар.

Да, я рассказывал, о чем говорил Патриарху Варфоломею. Я говорил: ваше Всесвятейшество, вы – человек мудрый, не дайте разгореться этой гражданской войне. Раз уж наши светские власти об этом не думают…

Что он ответил?

Он ответил положительно.

Конкретно. Переводил же Николай Данилевич.

С нашей стороны был Данилевич, да, с той стороны – еще два переводчика. Если вдруг кто-то что-то упускал, тут же вмешивались коллеги и все уточняли, так что с переводом некорректностей не было. После выступали представители Константинопольского патриархата, в том числе – члены упомянутой комиссии.

Очень хорошо сказал Всесвятейшество Варфоломей: было высказано уважение ко всем, кто приехал; озвучено несколько важных вещей. И красной нитью через весь диалог прошла поддержка Константинополем украинской канонической православной церкви, а также заверение в том, что никто раскольникам никаких документов предоставлять не планировал.

На Фанаре такое сказали?

Да, об этом даже был соответствующий комментарий, просто в наших СМИ…

Я регулярно мониторю на эту тему греческие СМИ, причем церковные, ничего подобного не видела.

Дальше было сказано: мы не собираемся грубым образом вмешиваться в украинские дела. Мы хотим помочь, исходя из принципа «не навреди». И если во врачевании украинского раскола использовавшиеся до этого лекарства не помогают, давайте вместе искать альтернативные. Вот – ровно то, что было сказано.

И еще. В конце января 2016-го года я присутствовал на всеправославном совещании в Шамбези, сидел тихонько в сторонке и своими ушами слышал, как Святейшего Патриарха Варфоломея спросили о его отношении к украинской проблеме. Так вот, он четко тогда, при всех, сказал: я поддерживал и поддерживаю каноническую церковь и никогда не признаю раскол. Нам, на Фанаре, он подтвердил тоже самое.

Вы и в Шамбези были?!

Да.

Еще один факт в копилку. О человеке вроде как светском, а на всех ключевых событиях, встречах, переговорах церковных присутствующем. Но вернемся в 25-е июня в Киеве, когда происходило архиерейское совещание.

25-го числа отмечался день именин Блаженнейшего Онуфрия. Сперва состоялась литургия, потом – трапеза. После всех мирян и рядовых священников попросили покинуть зал, остались только архиереи. Вы неверно написали, что кто-то уехал, никто не уезжал, архиереи остались все. И вот, началось совещание. По моей информации…

Откуда она у вас? Вы и там присутствовали?!

Я практически со всеми архиереями общаюсь! И у нас достаточно уважительная позиция по отношению друг к другу. Так вот, началась дискуссия…

(разговор прерывает телефонный звонок приемной. Новинский коротко отвечает, – С.К.)

…Стартовала дискуссия, в ходе которой архиепископ Львовский и Галицкий Филарет начал нападать на сторонников автокефалии. В частности, того самого письма, о котором мы упоминали в начале разговора. В том числе нападать на черкасского Софрония. К чему подключился также настоятель Лавры Павел.

Это не так.

А как было?

Спокойный обмен мнениями. Да, упоминалось, что вот появилась, де, информация о том, что существует какое-то письмо-обращение от нескольких архиереев. И вот один из архиереев сказал: братья, ну что мы друг перед другом лукавим, пусть тот, кто подписал, встанет и сам скажет…

Не «один из», а конкретно львовский Филарет это сказал! «Встаньте и объяснитесь», чисто тебе комсомольское собрание.

Не согласен. Если ты давал архиерейскую клятву на верность церкви-матери, а потом пишешь какое-то письмо, тем самым ты предаешь церковь. Так скажи об этом честно! Раз есть позиция, чего тут бояться?

На что Митрополит Софроний, уважаемый человек, он же – один из подписантов, парировал: когда он, двадцать лет тому назад пришел на Черкащину, у него было 20 приходов, сейчас – 530 и большинство из них крайне негативно настроены относительно дальнейшего подчинения Москве. В чем они не одиноки и игнорировать подобное – глупо и недальновидно.

Его слова были следующие: «братья, я верен матери-церкви и я – последний, кто ее покинет»! «Да, возможно, я – сторонник автокефалии, но я последний, кто покинет матерь-церковь». Такой была тональность его выступления.

В ответ на что Владыка Павел начел ему хамить и – если называть вещи своими именами – открыто унижать.

Владыка Павел – человек горячий, эмоциональный. Да, он может что-то высказать, но не хамить, хамства там точно не было.

По факту совещания было обнародовано заявление, которое участники подписывали «вслепую» – не видя текста.

Это неправда.

В комментарии «5 каналу» Софроний это подтвердил.

Не так было. В ходе дискуссии возникло предложение оформить некое общее заявление. Оно было быстро составлено, всем зачитано и всеми подписано.

Зачитано?

Текст письма знали все подписанты.

Вы сказали, что в случае предоставления Томоса начнется в Украине гражданская война – за приходы. Заранее ясно, что две главные болевые точки – Киевская и Почаевская Лавры. Готовы ли вы – как человек, системно помогающий церкви – организовывать некие отряды самообороны для противодействия захвата как минимум Киевской Свято-Успенской Лавры «разбойниками», как вы их называете?

Я не знаю буду или не буду что-то организовывать, но я точно буду защищать нашу святыню – Киевскую Свято-Успенскую Лавру. Сам, лично встану защищать.

Сам лично в каком смысле?

Главное оружие верующего человека – молитва. Думаю, с Божьей помощью и помощью киево-печерских святых, мы сможем защитить.

…Чтобы мы уже закончили с темой Томоса, хочу сказать: если эта инициатива Президента Порошенко будет реализована, то единой поместной церкви в Украине в ближайшие сто лет не будет уже точно. Более того, очень велика вероятность развала страны, гражданской войны, как я сказал. Так что я очень сильно желаю Петру Алексеевичу, чтобы эта его идея с томосом закончилась бы ничем. Для его же блага и блага Украины.

Если события пойдут по не желаемому для вас сценарию, сколько – как думаете – приходов МП могут перейти в новую украинскую церковь?

Я не знаю. Вам же известно, какую сейчас проводит СБУ с архиереями и со священниками. Какое оказывается давление на них – шантаж, угрозы.

Почему этому не дает никто никакой оценки?

Все же о переходах…

Я уверен, что томоса не будет. Но если какой-то документ – вот так вот пофантазировать – все же будет предоставлен, то какое-то крайне незначительное меньшинство, может, и перейдет, и тем совершит предательство своей Церкви.

Возможно ли активность верующих конвертировать в электоральную поддержку того или иного политика?

Нет, это не работает, точно.

Читайте далее: Нарешті конкретика в українському православ`ї: Патріарх Філарет завив коли саме Томос буде надано українській церкві і кому відійде Києво-Печерська Лавра