«Упал на физкультуре, не отняли, а потерял»: настораживащие признаки того, что у ребенка проблемы в школе со сверстниками — психологи рекомендуют немедленно принять меры, чтобы спасти школьника

Школьная травля — вещь непредсказуемая. Ее жертвой может стать любой ребенок. При этом дать отпор обидчикам самостоятельно или обратиться за помощью или хотя бы советом к родителям отважится не каждый. Причин тому много: от стыда до страха. Поэтому крайне важно знать признаки, по которым можно распознать, что у ребенка проблемы.

В столовой плохо, поем дома

Ребенок приходит домой и жадно накидывается на еду, хотя у него была возможность пообедать в школьной столовой. На вопрос о том, почему он этого не сделал, отвечает что-то вроде «не успел» или «там еда не очень».

Регулярный отказ от посещения школьной столовой может говорить о том, что ребенок намеренно избегает лишних столкновений с одноклассниками. В первую очередь — в местах, где преподаватели не наблюдают за классом или делают это не слишком бдительно.

Вообще, о травле может свидетельствовать любое изменение пищевого поведения: ест слишком много, либо наоборот — часто отказывается от еды под предлогом плохого настроения.

Мотает, грызет, чешется

Посидеть тихо, спокойно, не дергаясь, ребенок не может ни минуты. Он то и дело трогает волосы, если они длинные — накручивает на палец. А еще — грызет ногти, общипывает заусенцы, покашливает, хотя с легкими проблем нет, почесывается.

Компульсивные признаки типа трясущихся рук, наматывания волос на пальцы, кашля указывают на серьезное стрессовое состояние. Можно, конечно, предположить, что это вызвано нагрузкой, большим количеством домашнего задания и сложной контрольной. Однако если в таком состоянии ребенок пребывает постоянно — не стоит закрывать глаза.

Опять двойка

Оценки резко испортились. Двойка, еще одна, другая, тройка в четверти. При этом дома все в порядке — ребенок занимается, либо — делает вид, что занимается.

Если ребенок стал жертвой травли, ему будет не до учебы. Подвергающийся издевательствам школьник станет банально стесняться отвечать на уроках, перестанет проявлять инициативу и попросту забросит учебный процесс. Главной целью станет — не привлекать внимание агрессоров и просто «пережить» новый учебный день и дотянуть до выходных.

Забыл и не спрошу

Ребенок забыл записать домашнее задание и не делает уроки. Не делает и в то же время не звонит и не пишет никому из одноклассников в соцсетях. Объяснить, почему он не хочет связаться с кем-то из школы, не может.

Отказ общаться с кем-то из школы хотя бы по вопросу учебы — тревожный сигнал. Вероятнее всего, у ребенка вообще нет точек соприкосновения с одноклассниками: он может избегать их по причине страха.

Все в штыки

Любые, даже самые безобидные расспросы о школе воспринимаются агрессивно.

Выудить хотя бы пару слов о том, как прошел день и что интересного проходили на биологии, становится чем-то нереальным. Ребенок попросту не говорит о школе: либо огрызается, либо тут же переводит разговор на другую тему. Это может указывать на страх выйти ненароком на неудобные расспросы и проболтаться о действительном положении дел.

В горле першит, насморк или болит живот

Раньше особых проблем со здоровьем не было, а теперь — постоянные жалобы на самочувствие. То общее недомогание, то боли в животе или нестерпимая головная боль. Ребенок то и дело норовит остаться дома.

Если «приступы» мигрени или несварения стали частыми, а обследование у врача не показывает никаких отклонений, есть смысл поговорить и выяснить, почему на самом деле ребенок не идет в школу. Не исключено, что выдуманные болезни — лишь способ остаться дома, чтобы избежать столкновения с одноклассниками.

Не отняли, а потерял

Ребенок постоянно теряет вещи: одежду, очки, шапку, сменную обувь. Или регулярно приносит домой разбитый телефон, планшет, порванный рюкзак.

Если не удается получить внятного объяснения, откуда на планшете трещина, почему очки разбиты, а третий за месяц рюкзак порван, стоит начать присматриваться к ситуации. Возможно, вещи намерено портят одноклассники, а ваш ребенок это скрывает, потому что ему стыдно или он боится мести.

Подозрительная история

Вы включили его компьютер, зашли в историю браузера и увидели там страницы с недвусмысленным содержанием.

Это могут быть поисковые запросы из серии «как дать отпор однокласснику», «как научится драться», «обижают в школе» и так далее. Или паблики в соцсетях со схожей тематикой. Вряд он интересуется этим вопросом просто так или пишет реферат. Скорее всего, банально пытается найти в Сети помощь.

Упал на физкультуре

Ну и самый очевидный признак — ссадины и синяки. Причиной их появления, со слов ребенка, будет либо неудачный прыжок на уроке физкультуры, либо падение с лестницы или турника во дворе.

Впрочем, тут стоит понимать: из-за единичного случая появления шишки на лбу поднимать тревогу не стоит. Однако если ребенок приходит из школы «потрепанным» едва ли не каждый день, стоит присмотреться и поговорить.

Первые шаги, которые стоит предпринять, если узнал, что ребенка обижают

Не кидаться в ту же секунду в школу или домой к задирам, чтобы наказать их, вправить мозги. Вместо этого объясните ребенку, что вы на его стороне, он не виноват в ситуации. Выясните, когда это началось и что послужило толчком.
Если травля происходит из-за каких-то особенностей — вес, манера одеваться, привычки — нужно объяснить, что ребенок не обязан меняться и подстраиваться под агрессоров.

Начав менять ребенка «под коллектив», вы дадите обидчикам понять, что их действия оправданы, а жертва — слабая личность, на которую действительно можно влиять силой.

Узнать о положении дел у преподавателя, классного руководителя. Для начала — просто спокойно поговорить с учителем, донести до него проблему, объяснить, в каком состоянии находится ребенок.

«В первую очередь нужно поговорить с учителем. Если в школе травля, она всегда коллективная. Обидчики всегда работают исподтишка. Здесь ведь главная опасность не в том, что ребенок из школы с синяком придет… Основная проблема в эмоциональном и психологическом давлении: постоянное унижение уничтожает чувство достоинства в человеке», — говорит детский психолог Нина Некрасова.

По возможности, говорить с родителями обидчиков, выяснить, знают ли они, что их дети выступают в роли агрессоров.
«Если вы знаете, что в вашем классе есть буллинг, вы как мама должны подойти к классному руководителю. Если он начинает всю эту песню — «а чего такого», «а что я могу, такие дети» — вы идете к вышестоящим лицам. Пока не дойдете до того, кто возьмет на себя ответственность за ситуацию», — советует психолог Людмила Петрановская.

Если классный руководитель не видит проблемы в буллинге, говоря что-то вроде «ну они же дети, сами разберутся», стоит обратиться к школьному психологу и потребовать письменное заключение о состоянии ребенка. Одновременно нужно донести проблему до руководства школы. Если простой разговор не помогает, писать жалобу на имя директора. Не помогло — в департамент образования на бездействие сотрудников образовательного учреждения.

Вне зависимости от того, насколько сильным будет желание помочь ребенку вырваться из лап агрессоров, стоит понимать: успех не гарантирован. Иногда единственный возможный выход — смена школы.

Разумеется, прежде чем принимать важное решение следует хорошо проанализировать ситуацию, обдумать все доступные способы решения проблемы, изучить похожие случаи и практические советы. Весной этого года в России заработал информационный проект «Вместе против буллинга». Он призван привлечь внимание общества к теме травли в школах и помочь родителям и детям-жертвам буллинга в борьбе с травлей.

Читайте также: Вчителям та школярам знову доведеться «підтягнути пояси»: цього року Кабінет Міністрів прийняв рішення заощадити на освіті українців — на жаль, це вже стає традицією