Коруны, усерязи, колты — все это было «лучшими друзьями девушек» до появления бриллиантов: украшения, которые остались в истории

Серьги в висках, гривны и ароматические подвески. Чем больше, тем лучше — властительницу должно быть видно издалека. Сегодня редакция Нyser расскажет, чем свою красоту подчеркивали женщины из правящих семей Руси.

В конце 9 века на земли восточных славян и финно-угров приходят скандинавские разбойники и торговцы — варяги. Местные жители не успели до этого создать свое государство и попали под власть лучше организованных чужаков. Конунги со временем стали князьями.

Варяги приезжают с женами, а те внедряют на Руси северную моду. В княжеских могилах и кладах найдены множество украшений, не типичных для славянских племен. В 10 веке налаживаются контакты с Византией. Появляются украшения из золота, завозят серебро, ювелирные изделия становятся гораздо разнообразнее.

КОРУНА НЕЗАМУЖНЕЙ

До замужества можно было экспериментировать с головными уборами и прическами. Девушки показывали свои волосы — распущенные или заплетенные в косу.

Украшения на волосах подчеркивали социальный статус. Простые девушки надевали на лоб и крепили на затылке узкую повязку из льна или шерсти — «венок». Обеспеченные могли позволить себе вышитую парчу, «венок» из металлических бляшек или даже из серебра.

Мечтой каждой модницы была дизайнерская диадема — коруна. Это массивный венок с жесткой основой. Околыш обтягивали тканью, вышивали узоры цветными нитками, бусинами, украшали металлом. Под коруну часто подкладывали валик, чтобы не натирала.

Нам точно известно, как выглядело это украшение. В рукописном «Изборнике» 1073 года зодиакальный символ Девы изобразили с коруной на голове.

А в 1900 году при раскопках в селе Сахновка близ Канева археологи обнаружили византийскую золотую коруну, датируюмую 12-13 веком. Семь ее пластин украшены эмалью, на центральной изображен Александр Македонский.

После свадьбы девица становилась «мужатицей», и волосы приходилось прятать под бабью кикчу, шею прикрывали наметкой или повоем . Мужатицы показывали волосы только мужьям, поэтому украшали ткань головного убора.

Золотая коруна 12 века. Найдена в селе Сахновка Черкасской области.

Зодиакальный символ Девы c с коруной на голове в «Изборникe великого князя Святослава Ярославовича 1073 года».

ВИСОЧНЫЕ КОЛЬЦА

Традиционное византийское украшение — серьги — на Руси носили редко, зато не только женщины. В конце 10 века константинопольский летописец Лев Диакон записал, что князь Святослав Игоревич носил серьгу в ухе, подобно византийским морякам.

Гораздо популярнее были височные украшения. Такие кольца находили в могильниках бронзового века, в Микенах и Трое. Со временем манеру украшать виски позаимствовали славяне.

В 10 веке височные кольца на Руси носят все и везде. Незамужние девушки крепят их волосками за ушами, поэтому украшения называют усерязями («уси» — уши). Замужние женщины украшают кольцами кички и платки.

Спиралевидные, ромбощитковые, семилопастные, браслетовидные, трехбусенные — по форме колец можно было узнать о происхождении девушки.

И только S-образные украшения были распространены во всех славянских племенах. Такие находят в могильниках 8-12 веков, разбросанных по территории от современной Словении до центральной России.

Простолюдинкам по карману были только проволочные кольца, украшенные бусинами. Модели подороже выплавляли из меди или железа.

Богатые жительницы крупных городов — Киева, Новгорода, Суздаля — носили усерязи из серебра. Это было повседневное украшение, и золотые не носили даже княгини.

Височное кольцо из фондов Львовского исторического музея.

Височное кольцо из фондов Львовского исторического музея.

АРОМАТИЧЕСКИЕ КОЛТЫ

В 11 веке, скорее всего из самых массивных усерязей, возникают колты. Полые подвески ремешками или цепочками крепились к головным уборам. Украшали их ажурными узорами — эмалью, сканью и филигранью. Внутрь могли положить ткань, пропитанную маслами.

Колты обычно делали из драгоценных металлов, но с 13 века появляются изделия из сплава олова и свинца. Так удовлетворяли запросы горожанок, желавших носить украшения «как у княгинь», но из более дешевых материалов.

В начале 20 века сахарозаводчики Терещенко спонсировали раскопки, которые на Старокиевской горе вел первооткрыватель трипольской культуры Викентий Хвойка.

Археолог-самоучка раскопал языческое капище, княжеский дворец, руины Десятинной церкви, ремесленные мастерские и массовое захоронение убитых монголами киевлян.

Среди самых громких находок — кирпич с изображением трезубца, знака князя Владимира, и золотые колты 9-10 веков. Может быть, их носила сама княгиня Ольга?

После раскопок коллекция Терещенко пополнилась полутора тысячами предметов 11-13 веков. Когда Хвойка снова попросил денег — на раскопки в Черкасской области — ему не отказали.

Так спонсоры заполучили еще 250 руских украшений, среди которых были шестилучные серебрянные колты, колт с грифонами и золотой колт с изображением птицы. Тогда же была найдена коруна с портретом Александра Македонского.

Колты парные, 11-13 век.

Парные колты и цепи для крепления колтов (12-13 век). Клад из урочища Святое Озеро у села Низовка Черниговской области.

ГРИВНЫ И ЦЕПИ

Гривна (от слова — грива) изначально была шейным украшением. Подобные находят по всей территории расселения славян. Женщины из высших слоев общества могли предпочитали гривны из билона, сплава серебра и меди.

Как по височным кольцам, по гривне можно определить происхождение владелицы. Бывают гладкие, крученые, витые.

Драгоценные цепи носили и мужчины, и женщины. Ипатьевская летопись описывает события 1288 года:

И [Князь волынский Владимир Василькович] раздал бедным имущество свое все — золото, серебро, камни дорогие, и пояса золотые отца своего, и серебряные, и свое, что после отца своего приобрел был, — все он раздал.

И блюда большие серебряные, и кубки золотые и серебряные сам он перед своими глазами побил и перелил в гривне; и цепи крупные золотые бабы своей [Анны] и матери своей [Елены], — все перелил и разослал милостыню по всей земле.

В новгородских берестяных грамотах упоминается цена золотой цепи — 2 рубля. Это стоимость 400 беличьих шкурок.

Шейные гривны (12-13 век) из клада вблизи села Сахновка, Черкасская область. Источник: Музей исторических драгоценностей Украины

Золотая гривна с эмалевыми изображениями Каменнобродского клада. Фрагмент. Первая половина 11 века.

Стремление к красоте на Руси требовало физического труда: знатные женщины могли носить на себе украшения общим весом в несколько килограммов.

С тех пор ювелирные изделия стали изящнее и подчеркивают не богатство, а хороший вкус. Что такое хорошо в ювелирном дизайне теперь, к счастью, диктует не Византия.

Ранее Нyser писал про Как украинцы своими же руками разрушают историческую ценность: не вандалы, а равнодушие и банальное отсутствие денег — на первом месте в рейтинге причин