Кошки «под прицелом»: за что в средневековье любовь к этим животным была неприемлемой и приследовалась церковью

В Средневековье любовь к кошкам могла привлечь к вам подозрения соседей, внимание церковных следователей или слепую ярость толпы. Все это было смертельным.

Коты заключили с людьми соглашение: они охотятся на грызунов в доме, но забирают добычу себе. Так живем вместе уже больше 9000 лет. Но наши отношения не всегда были гладкими.

В Древнем Египте кошек держали в храмах как священных животных. Богиня света Баст всегда изображалась в виде кошки, а верховный бог Ра на нескольких найденных барельефах в кошачьем подобии борется с силами тьмы. Логично, что убийство кошки приравнивалось к убийству человека.

По легенде, этим культом в 525 году до нашей эры воспользовались персидские завоеватели. Их воины несли на руках котов — и египтяне не оказывали сопротивления. Еще через сто лет Геродот опишет, как во время пожара в Египте сначала спасают котов, а затем имущество.

Из Египта благодаря финикийцам коты попали в Грецию, где их полюбили за охотничьи таланты. Оттуда начался триумфальный поход через континент.

Кошка поселилась везде: от Киевской Руси до Британии. В конце 10 века в Уэльсе котенок стоил один пенни (как целый ягненок), а взрослая кошка стоила 4 пенса. В английском фольклоре коты помогают силам добра и сопровождают королеву фей.

В Библии кот упоминается лишь один раз — в Послании Иеремии, где пророк осуждает идолопоклонство «На тело их [идолов — авт.] и на головы их налетают летучие мыши и ласточки, и другие птицы, лазают по ним также и кошки. С этого поймете, что это не боги; поэтому не бойтесь их».

Это упоминание никого не беспокоило до Крестовых походов, войн с мусульманами и преследования еретиков, которое развернула Святая Инквизиция. Тогда котики превратились из домашних любимцев в слуг Сатаны.

Персидский царь Камбис II во время осады египетского города Пелузий. Картина Поля-Мари Ленуара, 1872 год.

Исследователи называют несколько причин ненависти. Поведение кошек и сейчас нам не понятно, а средневековые люди подозревали все непонятное в происхождении от дьявола. Коты гуляют ночью, а их глаза блестят в темноте, когда господствуют злые силы. В конце концов, кошек любили мусульмане, а христиане не хотели иметь с ними ничего общего.

ГОРИ В АДУ, ТВАРЬ УСАТАЯ!

Одной из первых официальных нападок на котов считают послание Vox in Rama папы Григория IХ от 1233 года. В нем осуждалось люциферианство и подробно описывался ритуал создания общины еретиков, во время которого статую черного кота якобы целовали под хвост, а сам дьявол появлялся в виде получеловека-полукота.

С тех пор кошек, особенно черных, повсеместно топят в мешках, сжигают, бросают из башен и даже вешают. Сохранились многочисленные документы Инквизиции, в которых женщина обвиняется в колдовстве вместе со своей кошкой.

Как правило, такие процессы заканчивались летально для обоих. Спасти черную кошку от смертной казни могло только белое пятнышко на шерсти, «метка ангела», которая снимала подозрения в колдовстве.

В начале 14 века король Франции Филипп IV Красивый распустил орден тамплиеров, приписав им связь с Сатаной. От некоторых рыцарей во время пыток требовали признания в поклонение котоголовым идолам.

Святой Доминик (Доминго де Гусман Гарсесом) видит дьявола в образе черной кошки.

Ритуал целования кота под хвост, то есть присяга дьяволу.

ЧУМА, ХОРЕЯ, ЕВРЕЙСКИЕ ПОГРОМЫ — ВО ВСЕМ ВИНОВАТЫ КОТЫ

Пик антикошачьей кампании в Европе в 14 веке совпал с эпохой великих эпидемий, что неудивительно. Поедая крыс, коты сохраняли не только продуктовые запасы, но и здоровье хозяев. Без них коллективный иммунитет от болезней существенно ослаб.

В противовес католикам, иудейские общины никогда не гнали от себя котов. Вместе с замкнутым образом жизни и религиозными предписаниями по гигиене это могло быть причиной, почему они реже умирали от чумы.

В чумных городах распространялись слухи, будто евреи намеренно заражают христиан. Волна погромов началась весной 1348 года с французского Тулона, где убили 40 евреев.

До 3 тысяч погибли в немецком Эрфурте, 600 — сожжены в швейцарском Базеле, 900 — в Страсбурге, куда чума еще даже не дошла.

Всего в Европе, косвенно из-за котов, были уничтожены более 500 иудейских общин.

В 1344 году во французском городе Мец произошла психическая эпидемия хореи, которую тогда называли «танцами святого Вита».

Полторы тысячи человек бились в истерике на улицах города. Взрослые и дети кричали, размахивали руками, им мерещились святые, демоны и причудливые существа.

Танец мог длиться несколько дней подряд, пока обессиленный человек не падал на землю.

Причины такого поведения сейчас сложно установить. Это могло быть следствием отравления, вирусного поражения мозга или психического внушения, но тогда обвинили дьявола в кошачьем обличье.

После этого случая в течение 400 лет жители города ежегодно сжигали 13 котов в железной клетке. Эпидемий танца в Меце больше не было.

Танцевальная мания на паломничестве к церкви в Сен-Жан-Моленбек (слева). Резьба Хендрика Хондиуса по рисунку Петра Брейгеля Старшего. Жители города Мец сжигают котов (справа). Рисунок Жюльена Фурне.

МЕРТВЫЙ КОТИК — ЭТО К СЧАСТЬЮ

По всей Западной Европе кошки были жертвами жестоких традиций и предрассудков.

В Богемии и Померании котов убивали на полях, чтобы уберечь урожай от вредителей и воров.
В Дании закрывали в бочках, которые вешали между деревьями.

Когда мимо проезжал солдат на коне, он должен был ударить бочку копьем. Тот, кто убивал животное, получал титул «кошачьего короля».

Живых кошек муровали в основание нового здания, чтобы их духи защищали дом от крыс и мышей. Во время реконструкции лондонского Тауэра в каменной кладке был найден высохший труп кота, который заложили в 17 веке.

Подозрения относительно котов продолжали жить даже в эпоху Просвещения. В книге «Естественная история для всех» немецкий зоолог 17 века Иоганн Маттеус Бехштейн доказывал способность кошек чувствовать погодные катаклизмы. Ученый не рекомендовал во время сильного ливня находиться в месте, куда забежала кошка, потому что она притягивает молнию.

Высохший труп кота, которого замуровали в 16 веке при возведении дома на Боро-Хай-стрит в Лондоне.

ЧТО ТАМ У МУСУЛЬМАН?

Согласно мусульманским преданиям (хадисам), у Мухаммеда была кошка по кличке Муизза. Она любила отдыхать на куче одежды. Однажды пророка позвали на молитву, но он не захотел беспокоить животное, поэтому отрезал и оставил на месте занятый ею кусок одежды.

Четвероногие отвечали благодарностью. Как-то кошка спасла от укуса змеи одного из самых известных соратников Мухаммеда, который получил имя Абу Хурайра [с арабского — «Отец кошек»].

«КОШКИ НЕ НЕЧИСТЫ И НЕ МЕШАЮТ МОЛИТВЕ, ОНИ ПОДОБНЫ ПАСТЫРЯМ», — ГОВОРИЛ МУХАММЕД.

О любви мусульман к кошкам говорит также тот факт, что это животное в арабском языке имеет 19 наименований, уступая в этом лишь львам. Впрочем, кошки могут заходить в мечеть, а львам это запрещено.

Православие следует канонам Ветхого Завета и считает кота «чистым» животным. Это единственный зверь, которому разрешено заходить в храм. Поэтому, по меркам средневековых католиков, православные являются идолопоклонниками.

Ранее Нyser писал про Раскрыт секрет кошачьего мяуканья: кошки манипулируют сознанием человека, так что еще не известно, кто в доме хозяин, если у вас есть пушистый зверь