Как ложь становится привычкой

В 1996 году Бернард Брэдстрит,  директор технологической компании Kurzweil Applied Intelligence, был приговорен к тюремному заключению за мошенничество. Его первые проступки были относительно безобидными: он вносил в квартальные отчеты данные по продажах, которые еще не были проведены. Но на подобных махинациях  Брэдстрит решил  не останавливаться и начал искусственно накручивать данные по поддельных продажах на миллионы долларов. Это позволяло компании демонстрировать стабильный доход, хотя сама компания была в огромных долгах и о прибыли можно было только мечтать. Но Бернард решил предоставлять инвесторам именно мечту. Официально, с подписью и печатью он предоставлял идеальные отчеты.

Истории о том, как небольшая ложь перерастает в принципиальную нечестность, встречаются все чаще, поэтому команда исследователей из Университетского колледжа Лондона (U.C.L.) и Университета Дьюка решила подробно изучить это явление.  Результаты их исследование были опубликованы  в Nature Neuroscience. Они подтвердили, что с каждым повторением восприятие лжи дается человеку все легче и легче. В процессе работы исследователи использовали сканирование мозга, чтобы выявить нейронный механизм, который может объяснить происходят ли какие-то биологические изменения  работы мозга во время лжи и каким образом происходит внутренняя адаптация организма к этому.

Ученые пригласили принять участие в эксперименте 80 взрослых людей. Каждому участнику дали посмотреть на большие изображения стеклянных банок с мелочью (в каждой банке содержалось от 15 £ до £ 35) в течение трех секунд. После этого участники должны были назвать  сумму денег, содержащуюся в банке. Участие в эксперименте принимали и актеры, которые были в паре с обычным участником. В отличие от своих  партнеров, актеры  видели совсем другую, маленькую картинку той же банки и в течение всего одной секунды. Респонденты знали, что с помощью своих советов они должны были помочь партнерам оценить количество денег. Это позволило исследователям зафиксировать, как участники оценивали содержимое банок в момент, когда у них не было причин лгать.

Второе задание было наоборот, спровоцировать на ложь. Сравнение «правдивых» и «неправдивых» оценок позволило  измерить степень расхождения в поведении. Помимо этого, менялся и сам сценарий работы. В первом случае участникам говорили, что они получат подарок в зависимости от того, насколько их партнер завысит сумму, в то время как их партнер будет получать вознаграждение за точность. Участникам также говорили, что партнер не знает ничего о новых инструкциях.

В результате ученые обнаружили что, когда у участников появились корыстные мотивы, нечестность проявилась минимум в 50 случаях коммуникации между участниками и партнерами. Участники продолжали лгать, чтобы в том числе партнер тоже мог получить пользу, но частота этих случаев оставалась неизменной на протяжении всего эксперимента. Когда обе стороны выигрывали, участники лгали еще больше, предполагая, что такого рода нечестность более приемлема.

Но с каждым разом, когда участник оставался в выигрыше, число случаев лжи приумножалась. Это доказывает, что нечестное поведения становится привычкой по мере его повторения, даже когда все остальные условия без остаются теми же.

При сканировании мозга участников казалось, что активность в областях, которые отвечают за реакцию на эмоциональные раздражители изначально была высока, когда участники лгали, но со временем снижалась – с каждым новым актом нечестности. Шарот обьясняет это так: «Когда мы впервые обманываем, например, об уровне своих доходов, мы чувствуем себя плохо по этому поводу. Но это хорошо, так как подобные чувства дают нам возможность быть честными и не повторять проступки. В следующий раз, когда мы обманываем, мы уже адаптированы к этой ситуации. Негативная реакция, способная нас сдержать, уменьшается, и мы способны лгать еще больше».

Это говорит нам о том, что ко лжи привыкают. Поэтому смело можем добавить ее в список вредных привычек, с которыми должен каждый бороться.

[related_posts id=»244285,241543,233869″]