Украинцев начали наказывать за литовские номера: штрафы дошли до 1,7 млн грн

В судах Киева и Одессы появились первые решения о наложении штрафов на владельцев нерастаможенных авто на иностранной регистрации за нарушение таможенных правил.

В частности, уточняет Автоцентр, Киевский апелляционный административный суд принял сторону Государственной фискальной службы и постановил взыскать с владельца Mercedes-Benz E320 на литовских номерах штраф в размере 300% от неуплаченной суммы таможенных платежей — 1 681 846 гривен. Mercedes на иностранной регистрации принадлежал жителю Черкасс.

22 декабря прошлого года ГФС выписала ему такой штраф за нарушение таможенных правил. Он смог обжаловать решение в суде первой инстанции, однако теперь апелляционный суд встал на сторону фискалов. Впрочем, у владельца Mercedes еще есть шанс на кассацию.

Кроме того, аналогичное решение Киевский апелляционный административный суд вынес и в отношении владельца Audi A4 на польских номерах. Штраф в этом случае оказался меньше — 443 000 гривен.

Перед этим уже было принято еще несколько подобных судебных решений. Например, жителя Одессы суд оштрафовал на 618 тысяч, однако тот смог оспорить штраф.

[related_posts id=»75686″]

Литовские номера: история проблемы

В последнее время на украинских дорогах появилось много автомобилей с иностранной регистрацией. Преимущественно — польской, чешской, латвийской, литовской.

Раньше их количество соответствовало числу нерезидентов, находящихся в Украине. Более того, машины с заграничными номерами все чаще становятся участниками дорожных происшествий.

Например, 3 октября 2016-го в Белой Церкви внедорожник с польскими номерами под управлением нетрезвого водителя-украинца протаранил полицейский автомобиль. В результате двое патрульных погибли на месте, а третьего в тяжелом состоянии доставили в больницу. Виновник аварии попытался скрыться, но был задержан.

Как пишут Факты, по закону (статья 380 Налогового кодекса Украины), в нашей стране на транспортных средствах зарубежной регистрации имеют право ездить только нерезиденты (иностранцы). На таможне они оформляют машины для временного ввоза на срок до года, и при этом таможенные сборы с них не взимаются. Этот срок может быть продлен еще на 60 дней при возникновении у владельцев авто форс-мажорной ситуации, которую нужно документально подтвердить. Согласно Правилам регистрации транспортных средств, такие машины, ввезенные более чем на два месяца, регистрируются в сервисных центрах МВД на период, разрешенный таможней (до года). При этом им выдаются украинские номера и временный техпаспорт. По окончании срока временного ввоза авто необходимо снять с учета, получив при этом зарубежные номера и документы, и вывезти за пределы страны.

При ввозе автомобиля на территорию нашей страны украинцы обязаны уплатить все необходимые налоги (растаможить машину), в течение 10 дней зарегистрировать ее в сервисных центрах МВД, получив при этом украинские номерные знаки и техпаспорт.

Резиденты также могут временно ввезти зарубежный транспорт на срок до одного года, дав письменное обязательство об их обратном вывозе и уплатив таможенные сборы (эти средства взимаются в качестве залога и возвращаются при вывозе авто за рубеж).

Существует еще несколько требований при временном ввозе транспорта иностранцами и украинцами. Такие машины могут использоваться исключительно людьми, которые ввезли их в Украину, и только для личных нужд. С помощью этих авто запрещено осуществлять коммерческую деятельность, разукомплектовывать их, передавать во владение, пользование или распоряжение другим гражданам.

Украинцы также имеют право ввезти автомобиль зарубежной регистрации в режиме транзита (например, из Польши в Россию). Срок пребывания такой машины в нашей стране ограничен 5—10 днями, по истечении которых «транзитник» должен покинуть украинскую территорию. Этой возможностью часто пользуются жители приграничных регионов, которые, для того чтобы не растаможивать автомобили, каждые 5—10 дней пересекают границу. Подобные люди даже получили прозвище «пересичныки».

[related_posts id=»186297″]

Схемы покупки таких авто и цены

Все очень просто – в Интернете можно найти с десяток контор, которые предлагают пригнать авто из ЕС без растаможки, а соответственно, и без заметных затрат на эту растаможку.

Цены у наших соседей действительно сказочные: буквально за тысячу-полторы евро можно купить вполне приличный автомобиль выпуска конца 1990-х годов – в Украине такая машина будет стоить минимум втрое, а то и вчетверо дороже. Если же обладать тремя-четырьмя тысячами евро, то можно рассчитывать на машину средины 2000-х годов. Здесь все, конечно, зависит от класса авто.

Услуги перегонщиков обойдутся в тысячу евро. За эти деньги представители фирмы подберут автомобиль, после чего он регистрируется на местную фирму, а затем перегоняется в Украину и передается покупателю. Права собственности на такой автомобиль не будет, но представители фирмы уверяют, что весь пакет документов для эксплуатации авто в Украине они предоставляют. Покупателя, в частности, могут сделать представителем той фирмы, поэтому он будет ездить будто бы на «служебной» машине.

Атака на еврономера

В последнее время на автомобильных форумах все больше разговоров о том, что скоро наступят черные времена для украинцев, которые ездят на автомобилях с иностранной регистрацией.

В Государственной фискальной службе подтвержают, уточняет ДЕПО, что представители таможни совместно с полицией проводят совместные проверки с целью выявления машин, ввезенных в Украину с нарушением таможенного законодательства. Даже есть «карательные отряды», о которых пишут на форумах: если есть необходимость, сотрудники ГФС вместе с полицейскими создают мобильные группы, которые отлавливают нарушителей таможенного законодательства. Правда, в ГФС не уточняют, попадают ли в этот перечень «литовские» или «польские» автомобили, которые рассекают по территории Украины.

Фискалы руководствуются статьей 481 Таможенного кодекса, которая регламентирует ответственность за превышение сроков временного ввоза автомобилей личного пользования. Например, если временный ввоз авто просрочен на три дня, то водителю машины «светит» предупреждение или 850 гривен штрафа. Обычно много жителей Закарпатья и Львовской области пользуются так называемым правом пяти дней: покупаешь машину где-то в Словакии по цене, которая гораздо ниже, чем в Украине, и катаешься себе. Единственная проблема – каждые пять суток нужно выезжать за территорию Украины. Но эта «фишка» подходит лишь для жителей западных областей Украины, ведь, например, киевлянину нужно будет проводить в дороге всю жизнь, чтобы придерживаться этих «пятидневных» хитростей.

Если в течение года водителя снова поймают на вышеупомянутом правонарушении, в этот раз штраф будет уже 5,1 тыс. гривен. В такую же сумму обойдется превышение сроков временного ввоза в диапазоне 3-10 дней. Если же просрочка больше, чем на 10 суток, штраф составит уже 17 тыс. гривен.

Но самая ужасная страшилка от фискалов – 485-я статья Таможенного кодекса. Ее используют, когда установлены факты использования авто, находящегося в таможенном режиме «временный ввоз». Если водителю «шьют» эту статью, то штраф может составить 300% от неуплаченной суммы таможенных платежей. Именно из-за этой статьи украинцы получают штрафы космических размеров.

[related_posts id=»203476″]

Что будет дальше?

В Верховной Раде Украины зарегистрирован законопроект 5567, который позволит смягчить условия пребывания автомобилей с иностранной регистрацией в Украине. Его также поддерживает объединение владельцев авто с европейской регистрацией. Под текстом законопроекта поставили свои подписи более 60 народных депутатов. Но один из соавторов проекта закона Антон Геращенко, уверен, что прежде чем делать «резкие движения», свои заключения должны дать Кабмин и Минэкономики. «Нужно политическое решение, основанное на расчетах Кабмина и Минэкономики, о том, какой будет плюс и минус, понизим мы или повысим налогообложение. Как это повлияет на поступление бюджета, на производства автомобилей в Украине», — заявил Геращенко 112.ua.

«Государственным органам нужно уточнить, какие машины были завезены и почему по ним не уплачены налоги и потребовать уплаты. Потому что информация о том, на кого была завезена машина, вносится в базу данных, но с ней никто не работает», — поясняет Геращенко.

В итоге получается, что таможенники не в состоянии следить за каждой такой машиной, полиция не может остановить только за иностранные номера, а законодатели кивают на исполнительную власть. Тем временем фирмы, предлагающие пригнать авто из Европы в обход уплаты налогов, продолжают свою бурную деятельность, которой с удовольствием пользуется народ и криминалитет.

А вот владельцы авто на европейских номерах объединились в одну организацию, и осознавая все возможные риски, требуют легализировать иностранные номера на законодательном уровне, уравнять их в правах с «украинцами» и установить европейские ставки растаможки авто, то есть значительно ниже, чем действующие сейчас в Украине.