Покупка полиса автогражданки больше не гарантирует спокойный сон. Причем ни виновникам ДТП, ни потерпевшим.

Жертвы дорожных происшествий теперь могут требовать возмещения ущерба у виновников аварий напрямую. Даже если у последних есть полис обязательного страхования гражданско-правовой ответственности (ОСГПО). Служители Фемиды такое требование поддержат. Вердикт будет однозначным: виновник платить должен.

[related_posts id=»138055,162610″]

Юристы говорят, что подобных судебных решений становится все больше. Есть полис или нет – горе-водители платят из своего кармана.

Еще недавно все было иначе. Пострадавший был обязан обращаться за компенсацией только в страховую компанию, где купил автогражданку виновник. Страховщик выплачивал оговоренную законом сумму — до 100 000 гривен по имущественному ущербу, до 200 000 — по жизни и здоровью. Все, что свыше – взыскивалось с виновника аварии в судебном порядке.

«Но если пострадавший обращался в суд с иском к виновнику напрямую, а не к страховщику, то суд обязан был отказать в иске в пределах страховой суммы», — говорит адвокат, управляющий партнер «Можаев и партнеры» Михаил Можаев.

Отлаженную процедуру нарушил Верховный суд Украины. Точнее, его постановление по делу № 6-2808цс15, принятое 20 января 2016 года. В нем говорится, что «право потерпевшего на возмещение ущерба за счет лица, которое нанесло этот ущерб, является абсолютным и не может быть прекращено или ограничено договором». Суд отметил, что потерпевший имеет право отказаться от своего требования к страховщику и получить полное возмещение ущерба от лица, причинившего такой ущерб.

Проще говоря, пострадавший теперь может предъявлять претензии на свое усмотрение — либо страховщику, либо виновнику аварии. Если компания не компенсирует убытки (неважно по каким причинам), заплатить будет обязан виновник. А потом он сможет обратиться к страховщику и потребовать у него потраченные деньги.

Подводных камней в новой процедуре множество. Каждый из участников этого «треугольника» рискует оказаться в незавидной ситуации. Например, горе-водитель может рассчитаться с жертвой аварии, но страховая компания откажется возмещать ему деньги. Причина может быть любая — страховщик не согласится с суммой, сочтет обстоятельства ДТП подозрительными и т.д.

«В этом случае уже виновнику придется обращаться в суд с иском к страховщику. А это — дополнительные затраты в виде судебного сбора, услуг адвокатов, экспертов и пр. Плюс значительная потеря времени», — констатирует Михаил Можаев.

Может случиться так, что и сам пострадавший останется с носом. Из постановления ВСУ следует, что если жертва ДТП обратилась за возмещением к виновнику, она теряет право требовать деньги от страховой компании.

«Следовательно, можно смоделировать ситуацию, в которой суд вынесет решение о компенсации потерпевшему полной суммы ущерба виновником, однако тот этого сделать не сможет. Например, из-за отсутствия денег и имущества. В таком случае есть риск, что в выплате потерпевшему откажет и страховая компания. Ведь тот уже обратился к виновнику и, таким образом, отказался от своего права требования к страховщику», — поясняет старший юрист АО Spenser & Kauffmann Станислав Карпов.

Сами страховщики говорят, что для паники причин нет. Во-первых, неплатежи по автогражданке — явление не массовое. Да, компании иногда тянут с выплатами или занижают суммы, но в конце-концов выплачивают возмещение. Исключение — страховщики-банкроты. Но по их обязательствам расплачивается Моторное бюро Украины (МТСБУ). К сожалению часто — с огромным опозданием.

Во-вторых, в любой ситуации можно найти выход.

«Исходя из анализа судебной практики, мы рекомендуем в подобных спорах привлекать страховую компанию как соответчика. Суды при вынесении решения, как правило, обязывают страховщика проводить компенсационные выплаты за виновника ДТП в лимитах, утвержденных законом», — отмечает директор юридического департамента компании PZU в Украине Василий Зубач.

Но есть и еще один способ избежать неприятностей.

«Самый оптимальный вариант — купить полис автогражданки с «прямой выплатой», когда ущерб потерпевшему оплачивает страховая компания, где он сам купил полис автогражданки, а не компания виновника», — советует председатель правления ОС «Украинский страховой омбудсмен» Юрий Чунихин.

Пилотный проект прямого урегулирования начал работать в Украине в декабре прошлого года. Изначально к нему присоединилось 17 компаний, которым суммарно принадлежало свыше 50% автогражданки. Это «АХА Страхование», Арсенал Страхование, PZU Украина, ВУСО, АСКА, Оранта, ПРОСТО-страхование, УНИКА, Провидна, ИНГО Украина, Универсальная, Международная СК, Краина, Кредо, АСКО-Донбасс Северный, Колоннейд Украина и Брокбизнес. Уже в этом году к ним примкнул «Европейский страховой альянс».

В перспективе услугу прямого урегулирования должны предложить все продавцы автогражданки. Это существенно упростит получение выплат. Суды по ДТП станут, скорее, исключением, чем правилом — требовать возмещение потерпевшие будут только у своей компании.