Вы читаете: От 3 до… или как научить детей обращению с деньгами

От 3 до… или как научить детей обращению с деньгами

От 3 до… или как научить детей обращению с деньгами

Дети и деньги – вполне совместимо. Учить ребенка деньгам нужно начинать с дошкольного возраста. Потому что потом – поздно.

Обычно родители побаиваются или стесняются говорить с детьми о деньгах. И резон в этом, на самом деле, есть: не хочется, чтобы ребенок разбалтывал сверстникам и малознакомым взрослым семейные денежные тайны. И тем не менее, честно отвечать на вопросы о деньгах – придется, но не на все, конечно. И тут же объяснять, что рассказывать о деньгах не членам семьи – нельзя. Что деньги – это то, что не принято обсуждать на публике. И что чем меньше о них знают за пределами семьи – тем лучше.

Хотя, опять-таки даже отвечая на вопросы о деньгах честно, нужно дозировать информацию, нужно удерживать ее в пределах, адекватных возрасту ребенка. Ситуация, когда ребенка на улице перехватили и «заговорили» мошенники, а потом он сам их привел домой и отдал родительскую «заначку» — это не сказки. Автору известен, как минимум один такой случай, с которым столкнулись его близкие знакомые. Так что откровенность родителей должна быть дозированной. И ребенок должен быть предупрежден, что при любом интересе к семейным деньгам со стороны чужих людей нужно немедленно связаться с родителями.

А с чего же тогда начинать?

С того, что деньги можно считать. Примерно в 4-6 лет дети уже воспринимают цифры. И понимают вполне отчетливо, что 1 гривна — лучше 50 копеек. А 100 гривен с Шевченко на банкноте явно лучше 50-гривневого Грушевского.

Если в этот период дети осваивают основы устного счета, то почему бы не попытаться использовать для упражнений 10-копеечные монеты? А лучше – монеты по одной гривне – они крупнее, их лучше видно. Предварительно отмыв их от грязи — мало ли кто их держал до нас в руках.

Сперва просто складываем и вычитаем монеты, понимая, что на этих примерах легко учиться – практически так же легко, как на бессмертных палочках для обучения устному счету.

Затем можно поиграться в игру «Сколько монет что стоит». Это очень полезно и для развития устного счета, и для появления в сознании ребенка понимания масштаба цен. И, одновременно, понимания того, что ничто «просто так» нам не достается.

Читайте также:

0 4960 0
10:24, Фев 09, 2017 Александр Крамаренко

Пенсии? Надейтесь на себя. Как накопить на безбедную старость

Бизнес и финансы

Можно играться в сравнение цен на разные продукты. Например, показать мороженое стоит в полтора раза больше, чем бутылка молока. А игрушка – столько же, сколько курица. А на цену планшета можно целую неделю покупать все, что нужно семье.

Можно читать и называть цифры на ценниках во время походов в супермаркет – и объяснять почему этот товар стоит дороже, чем соседний. Поход в кино не должен проскочить мимо обучения деньгам: пусть ребенок разберется, сколько именно стоит комплект билетов плюс поп-корн, плюс бутылка колы и мороженое. И прикинет, сколько и каких игрушек можно за эти деньги купить

Говорим о деньгах

Однажды лично мне хорошо известных пятилетний джентльмен заявил отцу, что он хочет стать директором автомобильного завода. Дети вообще очень любят говорить о профессиях. И это хороший повод поговорить о том, что собой представляет та или иная профессия в смысле заработков и того образа жизни, который доступен представителям той или иной профессии.

Понятно, что детали забудутся, понятно, что высокоумный разговор о профессиональной ориентации с ребенком 5-6 лет невозможен. Но останутся крепкие детские воспоминания, которые «выстрелят» в тот момент, когда ребенок будет выбирать то, что ему интересно.

Здесь очень удобный повод поговорить о том, что деньги у родителей не волшебным образом появляются в кошельке – что их зарабатывают. Это поможет ребенку правильнее управлять собственными «хотелками». Даже если родители не испытывают никаких материальных сложностей, все равно нужно формировать у ребенка умение строить приоритеты в расходах. «У нас есть 300 гривен на игрушки – давай выберем на эти деньги то, что тебе нравится», — этот подход превращает поход за игрушками в урок финансовой грамотности.

Учимся сберегать

В 6-7 лет дети уже умеют немного считать – складывать и отнимать точно могут. И потому этот возраст отлично подходит для того, чтобы дать ребенку понятие о накапливании денег и сбережениях. Если на день рождения бабушка прислала какую-то сумму на подарок – это хороший повод для того, чтобы предложить добавить к ней еще сколько-то и купить что-то более ценное.

Такой момент – «деньги в подарок», обычно воспринимают как банальное желание снять с себя заботу о выборе подарка. Ну так это одновременно и возможность – поставить ребенка перед выбором – купить кучу всякой мелкой ерунды или что-то одно, но толковое.

Хочет ребенок планшет – прекрасно: можно поиграть с ним в игру «Соберем деньги на планшет за два месяца». С одной стороны – вполне обозримый срок для того, чтобы он не перегорел в желании планшета. С другой – достаточное время, чтобы показать, как в специальном конверте прибавляются еженедельно деньги на желанную покупку. Да-да, прибавлять нужно как минимум, еженедельно, иначе ребенок об этом забудет.

Деньги в кармане

Давать ли ребенку карманные деньги? Конечно, давать. Вопрос только в том, когда и сколько. И что при этом говорить. Начинать, очевидно, нужно с того, что ребенку дают возможность совершить самостоятельную покупку в присутствии взрослого. Хочешь мороженого – вот тебе 20 гривен, тебе должны дать 5 гривен сдачи. Получаем четыре в одном – показываем процедуру покупки, даем подержать деньги в руках, показываем, что сколько стоит, укрепляем навыки устного счета.

Примерно в 6 лет у ребенка могут быть собственные небольшие деньги. Понятно, что в этом возрасте он не может отправляться за покупками сам. Понятно, что деньги он не должен таскать в кармане – они должны лежать дома в его собственном кошельке. И родители должны иметь возможность и негласно, и с согласия собственника туда заглядывать.

Возможность собрать какую-то скромную сумму на свои желания, возможность пересчитывать, понимание того, что в результате покупки количество денег уменьшается – это все формирует правильное отношение к деньгам. А именно:  учет, сбережение, разумные траты.

Понятно, что у дошкольника горизонт планирования – примерно неделя, дальше дети просто не заглядывают. И об этом нужно помнить при планировании расходов, при выдаче карманных денег.

Вместо «итого»

Навязывать ребенку разговоры о деньгах – точно не нужно. Любой разговор о них должен начинаться с вопроса от ребенка. Есть вопрос – можно попробовать повести разговор в нужном направлении. Говорить о деньгах без явного запроса со стороны ребенка – бессмысленно. Не будет воспринято и усвоено. Говорить о деньгах с детьми нужно теми словами, которыми они задают вопросы – мир взрослых понятий еще им недоступен, они живут пока что в своем

И очень важно все время помнить и показывать ребенку, что деньги не являются самоцелью, что они очень важный – но инструмент. При помощи которого мы достигаем наших целей.

Точно не стоит наказывать ребенка за ошибки в обращении с деньгами и не стоит пресекать попытки что-то заработать. Ошибки в детстве и нужны для того, чтобы на них учиться. А попытки заработать – им надо радоваться, вдруг в семье новый Билл Гейтс растет или Джордж Сорос.

Читайте также:

0 223 0
12:36, Дек 28, 2016 Александр Крамаренко

Краткий курс по личному планированию финансов

Бизнес и финансы

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться:
Share Twitter Pocket Mail Viber Send
Оставить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: