Вы читаете: Деньги для подростков 15+

Деньги для подростков 15+

Деньги для подростков 15+

Деньги для подростков — вопрос, волнующий многих родителей. Начиная с 15 лет, у ребенка начинается собственный финансовый план. Собственно, к такому планированию и нужно его подталкивать – чтобы у родителей выросли обеспеченные дети.

Самое главное в обучении почти взрослого человека деньгам — собственный бюджет и умение мыслить о деньгах критически. Инструменты – самообразование и личный опыт. Что читать? Есть смысл рекомендовать уже упомянутые раньше книги Роберта Кийосаки «Богатый папа, бедный папа», а также Бодо Шеффера «Путь к финансовой свободе». Если охота почитать беллетристику о деньгах, то лучшее классическое чтиво в этом возрасте – трилогия Теодора Драйзера («Финансист», «Титан», «Стоик»). Несмотря на то, что там речь о временах 19 века, многие вещи об акционерных обществах, фондовом рынке и бизнесе остаются более чем актуальными. О банковском бизнесе стоит почитать «Менялы» Артура Хейли. Кстати, остальные его книги тоже для старшеклассника были бы кстати. О современных акулах постсоветского бизнеса можно предложить старшеклассникам художественные книги Юлии Латыниной. Да, там не об Украине, а о России, но принципы и механизмы отличаются мало.

Фильмы? «Уолл-стрит» (-1 и 2-, оба фильма), «Бойлерная», «Предел риска» (Margin Call) – все это интересно и поучительно с точки зрения хотя бы поверхностного понимания финансового рынка.

Не стоит скептически улыбаться по поводу предложения читать беллетристику или смотреть кино – порой в такой упаковке в голову тинейджера отлично «заходят» мысли о том, что о деньгах может быть интересно. А там и до качественного самообразования рукой подать.

В возрасте 15+ нужно активно дотягивать английский – если ребенок уже не владеет им свободно. И начинать читать сайты Bloomberg.com,  fastcompany.com для начала. А там – сам найдет то, что интереснее. Главное – широкий кругозор и не зацикливаться на местных реалиях. Мир широк, нужно пользоваться его возможностями.

Деньги для подростков: свой бюджет

В возрасте от 15 и старше однозначно нужно иметь ежемесячный личный бюджет. И вдобавок к нему годовой перспективный план по личным деньгам. Поступления в личный бюджет? Что-то поддержка родителей. Но в таком возрасте ребенок уже должен что-то зарабатывать и сам. И дело не только в дополнительных денежных поступлениях, но и в том, что дает самостоятельный заработок. А именно: умение коммуницировать, договариваться, торговаться, продавать свой труд и его результаты. Именно в этом возрасте самое время «тренироваться на кошках», то есть получать свой первый предпринимательский опыт с его шишками и уроками. Как раз «до 18» сдерживающих самоограничивающих барьеров еще нет, но масштабы ошибок тоже еще невелики. Но о предпринимательстве – чуть ниже.

В бюджете должны быть четко расписаны как ежедневные и еженедельные траты, так и стратегические цели. И среднесрочные цели – также. Подросток уже оперирует заметными суммами – самое время учиться выстраивать приоритеты. На что деньги откладываем, на что тратим, как выстраиваем свои желания по порядку их реализации.

Как уже говорилось, для бюджетирования можно использовать онлайн-инструменты — Goodbudget, Spendee, Budget, Jumsoft Money, MoneyTracker,  Дзен-мани, CoinKeeper, т.п. Большинство из них не требует оплаты при загрузке в смартфон. Но вполне можно обойтись и банальным Excel’ем.

Надеемся, что к этому возрасту Подросток уже умеет фиксировать свои траты, укладываться в собственноручно установленные лимиты на расходы, а также планировать будущие расходы и отслеживать сбережения.

Крупные покупки, сбережения и «мармелад на завтра»

Планирование личного бюджета на месяц – этот обязательный этап, который нужно пройти как можно скорее, если он еще не пройден к 12-13 годам. К 14 годам это уже должно быть сделано обязательно. В этом же возрасте нужно пробовать строить свои планы на квартал и на год по части заметных покупок и сбережений.

В возрасте 13-14 лет уже непременно нужно внедрить понимание того, сбережения существуют кратко- и долгосрочные. То есть те, которые делаются на ближние цели (крупные покупки) и на неопределенный срок с дальними перспективными целями. Если с ближними целями все более или менее ясно, такие сбережения будут тратиться в достаточно близкой перспективе и потому сберегать есть смысл в гривне, то с долгосрочными – все иначе. Долгосрочные сбережения – хороший повод познакомить подростка с магией сложного процента и выбором валюты для сбережений.

Магия сложного процента – это когда по завершении одного вклада и основной капитал, и проценты по нему становятся телом следующего вклада. Ситуация, когда деньги преумножаются неожиданно быстро – впечатляет. И это впечатление нужно как-то фиксировать. Есть такое выражение – «съешь свой мармелад завтра». Это шуточная игра в относительно раннем возрасте и серьезный вызов в подростковом. О чем речь? Это когда родители предлагают ребенку потратить свои сбережения не сразу, а через какой-то период времени – и вознаграждают терпение добавлением к тем сбережениям ощутимой суммы от своего имени. То есть получается, что у ребенка дилемма: съесть свой мармелад сегодня или отложить его на завтра и получить к нему еще один от родителей.

В ситуации с подростками все ровно то же самое, только инструменты другие – «если ты соберешь 2500 гривен на новый смартфон (часы, что угодно еще), то мы (родители) добавляем тебе еще два раза по столько же для того, чтобы ты мог купить себе то, о чем ты мечтаешь». В идеале такая покупка должна оплачиваться родителями и подростком в равных долях. Тогда уровень ответственности за решения о тратах получится максимальный из разумных.

После 14 лет можно предложить подростку открыть в банке срочный с пополнением вклад на его имя. Для этого сперва придется пойти вместе с подростком в налоговую по месту жительства и получить ИНН – индивидуальный налоговый номер. Он будет нужен для общения с банками и не только.

Открытые в банке вклады и карточки – повод познакомиться с банкоматами, интернет-банкингом и другими финансовыми инструментами и услугами. А еще это хороший повод научиться внимательно читать написанное мелким шрифтом в финансовых документах. Проценты, комиссии, страховки – все это очень быстро помогает осознать, ничего бесплатного в мире, а тем более в финансах — нет. Интернет-банкинг – хорошая «игрушка» и прекрасный повод переложить на плечи подростка пополнения его мобильного телефона, оплаты интернета для дома, других личных расходов. Появление финансовых обязательств, которые нужно регулярно исполнять – это прекрасно в смысле формирования личной денежной дисциплины и навыков бюджетирования.

Обычно в интернет-банкинге предусмотрена возможность открывать депозиты и снимать с них деньги. Это значит, что у подростка имеется инструмент для оперативного управления своими сбережениями и текущими ресурсами.

Если до этого момента подросток не успел узнать, что такое кредит на примере собственной семьи, есть смысл сделать это сейчас. Если семья имеет ощутимых размеров кредит, это повод ближе узнать о положительных и отрицательных сторонах заимствования. Нужно и можно говорить о правильном отношении к кредитным ресурсам, а также допустимым целям займов. Разумеется, подросток уже должен быть знаком и с понятием процентной ставки, разных комиссий – и о том, как они удорожают обслуживание кредита.

Точно так же стоит познакомить подростка с сутью страхования – на примерах автомобильной или медицинской страховки.

Деньги делаем?

Предпринимательство в 14-15 лет? Почему бы и нет? Параллельно с обсуждением практических сторон бизнеса стоит подсовывать ребенку книги с воспоминаниями Ли Якокки, Маска, Брэнсона, например. Предпринимательство – это всегда какая-то мечта, которая превращается в цель, а потом раскладывается на веер вполне решаемых задач.

И еще стоит объяснить подростку, что на пустом месте предпринимательства не случается. Почти все успешные бизнесы вырастают из каких-то особенных талантов, которые реализовали себя так, что за их проявление начали платить деньги. И вот тут подсуньте подростку фильм «Социальная сеть» о создании Facebook.

А теперь о нескольких принципах предпринимательства, с которыми будущий «Маск» или «Брэнсон» должны быть знакомы непременно.

«Знай своего клиента». Прежде, чем что-то создавать, юный предприниматель должен ответить себе на вопрос о том, кто будет покупать то, что он делает – неважно что. Кто этот человек и почему он не сможет без этой покупки обойтись. Отсюда становится понятно, каким именно должны быть тот товар или услуга, на которых планируется зарабатывать. Сколько стоит, как достучаться до покупателя, каким образом доставить и как получить за него деньги – ну, и все остальное вокруг этих вопросов.

«Планируй это». Прежде, чем вкладывать деньги в свой бизнес, нужно составить план. И в нем должны быть цифры – сколько нужно вложить на старте, сколько придется тратить ежемесячно (условно постоянные и переменные затраты), сколько нужно продавать как минимум, когда бизнес выйдет на текущую самоокупаемость, когда он вернет из прибыли те затраты, что были понесены на старте и в период, пока прибылей еще не было. Условно постоянные затраты – это те, что несем вне зависимости от объемов производства (например, аренда офиса и производственных помещений, охрана, зарплата бухгалтера, коммунальные услуги). Переменные затраты – это те, что зависят от объемов производства товаров и услуг (сдельная зарплата персонала, сырье, материалы, комплектующие, другое).

«Вовремя исправляйся». Ошибки в бизнесе неизбежны – и их нужно эффективно использовать. Делать выводы, менять выпускаемую продукцию, подстраиваться под изменения на рынке, использовать максимально вновь открывающиеся возможности. Адаптироваться – ключ к победе.

«Лошадь сдохла –слезь». Иногда бизнес-идея оказывается неверной. Это нормально, хотя и обидно. В такой ситуации нужно быстро остановить наращивание убытков и постараться их минимизировать. Закрыть бизнес – это не поражение. Это временное отступление и получение нового опыта. Важно из подобных ситуаций делать позитивные выводы, но не опускать руки.

«Не работай с подонками». Нередко бизнес начинают в партнерстве с приятелями. Это нормально. Но нужно «на берегу» договариваться об условиях соучастия, о дележе остатков в случае остановки и ликвидации бизнеса, о распределении издержек в случае потерь и прибыли в случае ее появления.

Напоследок напомню, что качественное бизнес-образование стоит десятки тысяч долларов. Пара тысяч, вложенные в микро-бизнес подростка его родителями – это хорошая инвестиция. Вне зависимости от рентабельности проекта.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться:
Share Twitter Pocket Mail Viber Send
Оставить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: