Что мешает быть успешной Украине?

Громко говорить о реформах в Украине, теперь уже стало модным, даже обязательным, не вникая в суть этих реформ. Действительно — мы дожили до того, что реформировать нужно срочно все. Системно реформировать, не только говорить. Про это в своем блоге на сайте «Новое время» пишет экс-уполномоченный президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский.

Здесь было бы уместно вспомнить, что в начале восстановления нынешней независимости значительная часть преобразований была разработана украинскими лидерами общественного мнения, но, к сожалению, они не были приняты во внимание и, соответственно, не были внедрены руководством государства и правительства. Однако, ради справедливости, стоит отметить, что речь идет о прошлом. А нынешнее и будущие поколения украинцев скорее воспринимают то, что и для чего делать теперь. Ведь с того времени условия существенно изменились, а это требует новых подходов, которые должны базироваться на основе, прежде всего, украинских научных разработок, учитывая мировые достижения. В свою очередь, это означает, что наше мультинациональное общество и наша власть должны серьезно развивать национальную науку, в том числе — через оптимальную кадровую политику в научных и учебных заведениях и через должное финансирование.

Безусловно, анализировать упомянутые украинские наработки можно и даже нужно внедрить.

Мировой опыт показывает, что успешно развивались только те страны, где происходили преобразования на основе собственных научных разработок и учитывались достижения мировой науки и технологии. Те же страны, которые не развивали своей науки, а лишь заимствовали чужие разработки, в частности, для научного обоснования реформ, некоторое время процветали и обеспечивали блага своим гражданам, а потом исчезали. Нынешняя Украина в этом плане похожа, увы, на второе.

В этом контексте внушает надежду разве что осознание того, что никакой чиновник-иностранец не сможет построить государство украинцам, поскольку не формировался в украинских условиях, а следовательно все наши тонкости объективно не способен почувствовать. Хотя привлеченные специалисты искренне хотели бы развивать Украину. Они являются ее настоящими друзьями, но на 100% украинскими чиновниками никогда не станут. А без таких об украинской государственности остается только мечтать, как это много раз уже было за последние 300-400 лет.

Впервые в нынешней независимой Украине вступил в силу закон Украины о научной и научно-технической деятельности от 13 декабря 1991 года, где 34-я статья предусматривала бюджетное финансирование науки не менее 1.7% от ВВП в год. С тех пор практически каждый год в этот закон вносились многочисленные изменения и дополнения, которые никак не отражались на уровне финансирования науки за счет государственного бюджета. В конце концов, 26 ноября 2015 года, был принят новый закон о научной и научно-технической деятельности, где также предусматривалось бюджетное финансирование науки и техники на том же уровне — не менее 1.7% ВВП в год.

Реально же, даже учитывая переходные положения упомянутого закона от 13 декабря 1991-го, начиная с 1992-го года до сих пор, в Украине на финансирование науки и технологий выделялось из государственного бюджета примерно на порядок меньше, чем предусматривал этот закон — по остаточному принципу. Не намного больше также поступало на развитие отечественных науки и технологий от промышленности, что в сумме было примерно на порядок меньше, чем в среднем в странах ЕС, не говоря уже о мировых лидерах развития. Стоит отметить также, что за это время в отдельных центральных органах власти, к сожалению, исчезли подразделения, которые были уполномочены обеспечивать научно-технологическое развитие отраслей, регионов и нашего государства в целом. В связи с этим невольно возникает вопрос: «в каком же качестве мы планируем когда-нибудь интегрироваться в ЕС и планируем ли?».

Много энергии и усилий в свое время прилагали министры науки и образования Украины Василий Кремень и Станислав Николаенко, Иван Вакарчук, Сергей Квит, бывший Председатель ГКНТ Сергей Рябченко и их заместители для того, чтобы увеличить финансирование развития украинских науки и технологий (тех, кто сознательно разваливал эту отрасль, не стоит и упоминать).

Теперь эта миссия принадлежит Лилии Гриневич. Тяжелая ноша.

Здесь стоит отметить, что от названных лиц далеко не все зависело и зависит. В определенной мере неудовлетворительный объем финансирования развития в Украине науки и технологий определялся скромностью ученых и их неприхотливостью. Но это лишь в определенной мере.

Денег в бюджете действительно слишком мало, а потребности отраслей большие. С другой стороны, такое положение дел с украинской наукой способствует антигосударственной продолжительной кампании против Украины. Ведь национальная наука — одна из самых чувствительных отраслей в этом контексте.

Принимая во внимание современные украинские реалии, есть не много путей увеличения финансирования украинской науки и технологий. Для этого ни в коем случае нельзя сокращать финансирование других статей расходов. Один из путей увеличения бюджетных расходов на науку и другие приоритетные отрасли — за счет детенизации экономики, что, в свою очередь, могло бы способствовать увеличению доходной части бюджета в целом.

Видимо, есть и другие пути. Здесь у власти есть выбор. В то же время, стоит отметить, что самый простой способ обеспечения увеличения доходной части бюджета — использовать опыт активистов Народного Руха Украины начала 90-х годов прошлого века, когда благодаря их активности была минимизирована контрабанда на пограничных переходах.

При любых обстоятельствах, немедленно нужно определить приоритетные отрасли в Украине, которые должны быть дофинансированы с целью гарантий существования и развития государства и общества. Например, здравоохранение, наука и технологии, информационно-разъяснительная работа и тому подобное. После такого определения, в случае поступления дополнительных средств, они сразу должны быть перенаправлены для расходов по приоритетным направлениям без всяких договоренностей и других непрозрачных вещей. То есть без коррупционных признаков.

Читайте также:

Как погасить долги за коммуналку и не лишится имущества

Мировые цены на нефть — динамика

Источник: uainfo.org