Украинские поставщики надеяться на ответственность власти Беларуси

Власти Белоруссии обещают позаботится, чтобы не выкручивали руки поставщикам местные торговые сети.

Министерство торговли РБ подготовило и выставило на общественное обсуждение проект президентского указа «О некоторых вопросах ограничения размеров торговой премии (бонуса) и платы за оказание услуг по продвижению товаров».

В нем прописан целый свод правил, которыми в случае принятия документа предстоит руководствоваться торговцам. Стоит отметить, что их ждут достаточно жесткие ограничения. К примеру, в документе указано, что совокупный размер всех бонусов торговых сетей не должен превышать 10% от стоимости продукции. Сейчас он, как и у нас, устанавливается по договоренности, и, хотя и меньше украинского, достигает 15-18% от стоимости товарной партии.

Для сравнения: в Украине, как сообщил глава Ассоциации поставщиков розничных сетей Алексей Дорошенко, бонусы могут «потянуть» на 20-30%.

«Одни только ретро-бонусы (плата за долгую дружбу с сетями) составляют 1% за каждый год, и некоторые компании уже платят по 8%. А есть же еще плата за место на полке, маркетинг и пр.», — отметил он UBR.ua. Если сети будут принуждать поставщиков к заключению договора или требовать у него «лишние» деньги, им грозят немалые штрафы — до 400 базовых величин. С 2016 г. так называемая базовая величина, которая является ставкой для начисления штрафов в Республике Беларусь, составляет 210 тыс. белорусских рублей, а это порядка 315 грн.

То есть, даже банальная жалоба поставщика на «давление» со стороны ритейла, грозит магазину взысканием в размере эквивалентном 126 тыс. грн. А если сеть уличат в перебирании бонусов, штраф будут считать по следующей формуле: из реального вознаграждения вычтут сумму, которая должна была быть «по закону» и умножат на два. Проверять выполнение этих правил должны местные чиновники, а рассматривать дела о наращениях — экономические суды.

Алексей Дорошенко рассказал, что и без этого указа поставщики в соседней стране защищены гораздо лучше, чем наши. «К примеру, компании могут пожаловаться чиновникам на то, что сети задерживают возврат денег, и те накажут. В итоге тамошние ритейлеры просто не берут того, за что не могут рассчитаться», — отметил он.

Эксперт также напомнил, что попытки создать этический кодекс работы сетей с поставщиками предпринимались и в Украине. Проект кодекса даже был написан и находится в Торгово-промышленной палате Украины. Сейчас общественный совет при Антимонопольном комитете пробует реанимировать этот проект, отмечает Дорошенко. Его основной пункт — сокращение отсрочки платежей с нынешних 90 дней до 10 дней для скоропортящейся продукции и 30 дней — для остальной. Но сам эксперт не верит, что в ближайшее время удастся запустить новые правила.

Для наших поставщиков, которым все сложнее найти общий язык с отечественными сетями, «дружба» с белорусским ритейлом могла бы оказаться более чем выгодной. Тем более, что экспорт украинских товаров в соседнюю страну только падает.

К примеру, по итогам 2015 г его объем просел почти на 45%, составив порядка $950 млн. Причиной столь резкого снижения стали, в том числе, заградительные меры, пролоббированные белорусскими производителями.

К примеру, осенью 2015 г. наши пивовары жаловались на блокирование поставок из-за введения Беларусью государственной санитарно-гигиенической экспертизы. Причем, получить сертификат было проблематично, так как чиновники не прописали даже список лабораторий, которые могли проверять товар. В свое время на сложности жаловались также наши кондитеры.

Читайте также:

Как без проблем оформить пенсионную карточку

Работа в агросфере — залог стабильности

Источник: ubr.ua