Министерство финансов наконец-то обнародовало проект государственного бюджета на 2016 год. Теперь у депутатов есть чуть меньше месяца, чтобы изучить его и утвердить на заседании Верховной Рады. Учитывая, что проектом довольны далеко не все депутатские фракции, существует вероятность, что и в этом году бюджет будет принят в один из последних дней декабря.

Hyser тщательно проанализировал проект бюджета и пришел к выводу, что правительство по-прежнему не научилось эффективно экономить, но зато избавилось от явного популизма.

Извечная проблема украинского бюджета

На протяжении последних нескольких лет государственный бюджет в Украине принимается в авральном порядке. Результатом такого подхода становится расхождение указанных в бюджете параметров и реальных цифр. Из-за этого в течение года правительству приходится делать в главном финансовом документе правки и прописывать дополнительные сборы, чтобы обеспечить необходимые поступления. Вследствие этого процесса финансовое бремя ложится на отечественный бизнес, который тоже вынужден постоянно пересматривать свою годовую смету.

В 2015 году причиной медленного составления проекта госбюджета на 2016 год стали споры касательно налоговой реформы. Хотя Кабинет министров и создал проект Налогового кодекса, народные депутаты из Комитета ВРУ по вопросам налоговой и таможенной политики во главе с Ниной Южаниной не согласились с этим документом и разработали альтернативный проект кодекса.

Естественно, без согласования изменений налогового законодательства Министерство финансов не могло представить окончательный проект бюджета. Ведь он формируется с оглядкой на потенциальные налоговые и таможенные поступления, а также учитывая внешние государственные займы.

С внешней финансовой помощью, кстати, тоже возникли серьезные проблемы. Основным кредитором для Украины в 2016 году останется Международный валютный фонд, который четко дал понять, что не будет предоставлять Украине деньги, пока правительство не согласует с экспертами МВФ и не примет налоговый кодекс. Из-за этого мы уже недополучили около 6 млрд долларов: третий транш МВФ (1,7 млрд долларов) и 4 млрд долларов от других кредиторов.

Бюджет языком цифр

Пока что была обнародована только часть предложенного бюджета, в которой прописаны заложенные макроэкономические показатели, уровень планируемых доходов/расходов и социальные гарантии. Главная часть, в которой формируется распределение доходов и расходов по отраслям, на данный момент не стала достоянием общественности.

И так, сначала остановимся на главных параметрах бюджета:

Прежде всего, бросается в глаза существенное увеличение доходов и расходов. Например, в 2015 году доходы были установлены на уровне 502,3 млрд грн, а в 2014 году – 498,9 млрд грн.

Расходы в 2015 году составляли 566,9 млрд грн, а в 2014 – 562,9 млрд грн.

Увеличился также объем дефицита, который в 2015 году был заложен на уровне 75,8 млрд грн (3,6% ВВП), а в 2014 – 59,5 млрд грн (3,6% ВВП).

Немного улучшаться социальные стандарты. Прожиточный минимум на одного человека с 1 января 2016 года составит 1330 грн, а до конца года должен увеличиться до 1496 грн. За 2015 год он повысился с 1176 грн до 1330 грн. Минимальная зарплата с 1 января 2016 года составит 1378 грн, а до конца года вырастет до 1550 грн (в 2015 году – с 1218 грн до 1378 грн).

Значительно должны вырасти также расходы на государственную оборону и безопасность. В 2016 году они предусмотрены на уровне 100 млрд грн (4,4% ВВП) против 44,6 млрд грн в 2015 году.

Возмещение НДС запланировано в размере 97,6 млрд грн (+32,6 млрд грн в сравнении с текущим годом). Поступления от акцизов ожидаются на уровне 83,5 млрд грн, из которых 56,7 млрд грн приходится на акциз с произведенных в Украине товаров.

Не изменился план по поступлениям от приватизации, который остался на уровне текущего года – 17,1 млрд грн. Однако его еще необходимо выполнить.

 Что в бюджете вызывает сомнения?

Эксперты считают, что заложенный в бюджете курс гривны является слишком оптимистичным, особенно с учетом задержки очередного транша от МВФ и помощи от других кредиторов. Безусловно, Минфин, закладывая такой курс, пытается обезопасить общество от панических настроений, а рынок – от резких колебаний. Однако в прошлом году в начальной версии бюджета курс был установлен на уровне 17 грн за доллар, а потом изменен на 22 грн за доллар.

Гораздо меньше вопросов вызывают уровень инфляции в 12%, полностью соответствующий уровню повышения соцстандартов, и рост ВВП на 2%, который может произойти, если правительство продолжит сотрудничество с МВФ и проведет необходимые реформы.

В целом, бюджет сбалансирован под требования МВФ, но есть один нюанс. Говорят, что Наталья Яресько уговорила иностранных партнеров на больший, чем 60 млрд грн, фискальный разрыв и убедила представителей фонда в реалистичности цифр доходной части бюджета.

Таким образом, если вычесть дивиденды НБУ и доходы от импортных пошлин, то все остальные доходы в 2016 году должны увеличиться на 31%.

Ряд вопросов вызывает инициатива Минфина касательно бюджетной децентрализации. Власть немного повысит зарплаты бюджетникам, однако субвенции на медицинскую и образовательную сферы останутся на уровне 2015 года. Местные бюджеты почти наверняка столкнутся с большим дефицитом. С 1 января 2016-го на балансы местных бюджетов будут переданы расходы по подготовке специалистов в ПТУ и вузах областных центров, а также сами учебные учреждения. Это можно воспринимать как попытку сбалансировать центральный бюджет за счет местных.

С 30 до 50% увеличится дотационность Пенсионного фонда, что фактически означает удвоение дефицита до 165 млрд грн. При этом Министерство социальной политики не предпринимает никаких шагов для реформирования фонда и перехода на двухуровневую пенсионную систему.

В режиме экономии

В текущих политических и экономических условиях государство не может спроектировать бюджет, в котором будет предусмотрено улучшения благосостояния граждан Украины. Это значит, что повышение социальных выплат и гарантий будет минимальным.

В украинском бюджете практически всегда главную роль играла его социальная составляющая. Вот только редко удавалось обеспечить населению видимую помощь, которая сводилась на нет из-за катастрофических масштабов коррупции в социальной сфере. Таким образом, повышение социальной защиты способствовало лишь росту коррупции и потери национального богатства. При этом социальные стандарты зачастую вообще ухудшались.

Так что не стоит ожидать, что бюджет-2016 будет социальным. Тем более, ввиду снижения деловой активности и экономического регресса. Очевидно, что в ближайшие годы без качественных изменений в сфере экономики наивно ожидать роста бюджета.

В данном контексте отметим, что несмотря на некоторые спорные моменты, проект бюджета является реформистским. Даже если правительству не удастся реализовать в полной мере запланированную налоговую реформу, действующее законодательство предусматривает снижение единого социального взноса, что должно снизить нагрузку на зарплату.

Снижение ЕСВ до 20% повлечет за собой дефицит Пенсионного фонда, который отразится на государственном бюджете. Чтобы удержать баланс бюджета, правительству придется минимизировать другие расходы. То есть появляется шанс сократить статьи неэффективных и коррупционных расходов, что как раз и является одной из главных целей реформ.

Уменьшение этих расходов – хороший знак для украинской экономики. По крайней мере Нацбанку теперь не нужно включать печатный станок, чтобы покрыть эти расходы. Кроме того, сокращаются поступления от самого НБУ, а это значит, что для этих нужд также не придется проводить эмиссию гривны.

Недавно Наталья Яресько заявляла, что для проведения налоговой реформы Минфин должен уменьшить расходы на более чем 60 млрд грн, то есть на сумму уменьшения налоговых поступлений в бюджет после снижения ставок налогов. Однако ‘министерства и ведомства очень проблематично сокращают свои расходы, ведь реформаторский процесс является не достаточно организованным и эффективным. Это отрицательно сказывается на расходной части бюджета, которую можно было бы значительно уменьшить.

На данный момент самыми затратными статьями остаются социальные расходы, а также расходы на медицину и образование. Без проведения комплексных реформ их уменьшение является невозможным. В то же время такие реформы априори будут болезненными и вызовут негодование со стороны населения. Разумеется, далеко не все представители парламентской коалиции готовы взять на себя ответственность за их проведение. Сказанное касается и министерств. Эксперты отмечают, что реформы тормозят как раз Министерство социальной политики и другие профильные министерства.

Промежуточные итоги

Проект бюджета на 2016 год создавался под строгим присмотром представителей МВФ, поэтому впервые за долгие годы в нем обошлось без открытого популизма. Заложенные в бюджете цифры свидетельствуют о том, что украинцам придется и дальше жить в эконом-режиме. В то же время появилась надежда, что с 2016 года начнется возрождение отечественной экономики.

Однако бюджет-2016 таит в себе несколько опасностей. Например, он создан, исходя из налоговых ставок «старого» Налогового кодекса, и если принять его без нового НК, то выполнить бюджет будет невозможно. В таком случае мы не увидим траншей МВФ, которые уже и так перенесли на следующий год. С другой стороны, очень остро стоит вопрос с покрытием дефицита Пенсионного фонда. По сути, найти для этого средства без проведения структурных реформ отдельных отраслей будет очень сложно.

Но не надо забывать, что Минфин представил только проект бюджета. А это значит, что до момента его принятия в Верховной Раде еще многое может измениться. Пока что это далеко не идеальный документ, но впервые за несколько лет госбюджет создан хотя бы с намеком на реальные реформы. А это дает надежду на его выполнение.

Читайте также: Что ждать от бюджета 2016?