Как Geely стала первой китайской компанией, способной конкурировать с глобальными автопроизводителями

«Китайская автомобильная индустрия готова войти в новую фазу и выйти за пределы внутреннего рынка. Я уверен, что мы сделаем это первыми, но очень удивлюсь, если мы окажемся единственными», – говорит маркетинговый директор Geely Ален Виссер.

Виссер ранее работал в Ford, General Motors и Volvo. В 2010 году Geely приобрела шведскую компанию за 1,5 млрд долларов. Сделка оказалась выгодной для обоих сторон: Volvo удалось выжить, а китайская компания пополнила свой штат опытными инженерами, которым предоставили полную свободу действий. В результате Geely быстро стала одним из лидеров в области технологий беспилотного управления. Компания наконец-то смогла стать конкурентоспособной на мировой арене.

После покупки Volvo дела Geely пошли вверх. Перед этой сделкой китайцы производили около 330 тыс. автомобилей в год, примерно столько машин выпускал и полуживой шведский концерн. В прошлом году компания продала около 1,3 млн автомобилей. Из них 766 тыс. были проданы под брендом Geely, преимущественно в Китае. Тем временем Volvo в прошлом году продала 534 тыс. автомобилей.

По словам руководителя Volvo Хакана Самуэльсона, в 2017 году Geely намерена продать от 1 млн до 1,2 млн машин, а к 2020 году достичь отметки в 2 млн авто. Volvo в свою очередь планирует в 2020 году продать 800 тыс. автомобилей.

Суммарная цифра в 2,8 млн автомобилей в год не кажется заоблачной. Концерн Geely владеет 12 заводами – 9 из них находятся в Китае и по одному в Швеции, Бельгии и Англии. Для сравнения, Tesla намерена выпускать к 2020 году 1 млн автомобилей на своем единственном заводе в Калифорнии.

В 2017 году Geely планирует презентовать 9 новых моделей. Команда из 500 дизайнеров Geely, которая работает в США, Испании, Швеции и Шанхае не останавливается ни на минуту.

«Китайский рынок развивается настолько быстро, что каждый год мы запускаем новую модификацию, а каждые три года создаем совершенно новый автомобиль», – говорит руководитель дизайнерской студии Geely в Шанхае Гай Баргойн, который работает в компании с 2013 года. В его студии на разных стадиях находится примерно 40 проектов автомобилей.

Масштабной проектной деятельностью Geely руководит Питер Хорбери, которого СМИ полюбили за яркие цитаты. К примеру, после того как он начал работать в Volvo в 1991 году, Хорбери заявил: «Дизайнеры нужны здесь не для того, чтобы работа инженеров выглядела лучше. Это инженеры здесь для того, чтобы наши проекты работали».

Он любит повторять, что инструменты, необходимые для производства автомобилей, стоят одинаково дорого как для неприглядных, так и для красивых моделей машин.

Производство Geely полностью компьютеризировано, а технические специалисты пристально следят за всеми его этапами.

«Китайских автопроизводителей в прошлом справедливо критиковали за отсутствие изящности», – говорит Хорбери. Он уверен, что к Geely это больше не относится. Компания правильно позиционирует себя как бренд и выделяется среди остальных китайских автомобильных концернов.

Geely преодолела очень длинный путь за очень короткий отрезок время. Примерно 15 лет назад она заявила о себе во весь голос, но ее автомобили были далекими от совершенства. Сейчас машины под брендом Geely объединяет общий, довольно привлекательный дизайн. Компания далеко продвинулась и в плане технологий: она отказалась от старых ручных платформ, которые по ненадобности отправляли в Китай глобальные производители.

Китайская модель совместного предприятия требует, чтобы иностранная компания владела не более чем 50% акций. Китайский автопроизводитель должен владеть второй половиной совместного предприятия. Кажется, что с помощью этого требования можно легко получить доступ к иностранным технологиям, но в действительности все выходит совсем не так.

Крупные китайские автомобильные концерны почти не инвестируют в исследования и разработки, рассчитывая на своих партнеров. Китайская модель совместного предприятия сделала местных автопроизводителей неповоротливыми и ленивыми.

Чтобы стать инновационной компанией, необходимо присоединиться к процессу создания инноваций. Geely владеет компанией мирового класса Volvo, благодаря чему ее инженеры примерно на 5 лет опережают своих коллег из государственных совместных предприятий.

«Одна из самых лучших вещей в Geely – это независимость компании, – говорит Дэвид Анкона, который возглавляет самую маленькую студию дизайна Geely в Барселоне. – Все остальные китайские компании зависят либо от иностранных партнеров, либо от государства. У них есть комплектующие, но они им не принадлежат. Они не понимают технологий».

Geely инвестировала 10 млрд долларов в Volvo и развитие современной модульной технологии, которую в компании назвали компактной модульной архитектурой (CMA).

«С CMA у нас есть фантастическая база, – говорит Анкона. – Во многих отношениях Geely находится на одном уровне с ведущими европейскими производителями».

Всего 5 месяцев назад Geely открыла новый научно-исследовательский центр, который расположен примерно в 50 милях от штаб-квартиры в Ханчжоу. Инвестиции в этот проект составили порядка 1 млрд долларов. Здесь уже работают 7000 инженеров, и компания планирует привлечь еще 1000 специалистов.

В центре не производят автомобили, хотя здесь и есть отдельная производственная линия. Но на ней как раз тестируют процесс производства, а также обучают роботов и людей, которые затем занимаются производством автомобилей в другом месте. Именно так делают профессиональные автоконцерны, и Geely принадлежит к их числу.

Пока Tesla нуждается в отдельной производственной линии для своей предстоящей Model 3, Geely уже делает 3 модели на одной и той же старой линии. Руководитель отдела пилотного производства Гао Вэнь говорит, что вскоре 12 новых моделей появятся на новой линии, которую Geely строит прямо сейчас. Эта линия будет автоматизирована на 80%. Это значит, что времена дешевой китайской рабочей силы закончены.

[related_posts id=»188270″]

Дизайн и разработка играют главную роль в конечном преимуществе Geely перед конкурентами: компания быстро выводит свои новинки на рынок. Как правило, разработка нового автомобиля с нуля обычно занимает около 5 лет, но в Geely это могут сделать за 3 года без потери качества и уменьшения количества тестов. Инженеры в научно-исследовательском центре работают в две смены.

Компания Geely действует рационально, прислушиваясь к советам ряда западных экспертов, которых она наняла. Однако Geely не планирует наводнять мир дешевыми автомобилями. Компания и дальше намерена ориентироваться прежде всего на китайский рынок. Благодаря Volvo китайцы уже владеют всемирно известным брендом с богатой историей.

Кроме того, Geely запускает бренд Lynk & Co – линию автомобилей для всего мира, которые разработали в Европе, но будут собирать в Китае. На прошлой неделе в Шанхае бренд представили на китайском рынке в комплекте с двумя горячими предложениями: пожизненной гарантией и свободной пропускной способностью мобильного интернета.

Автомобильные заводы в Китае, как правило, полностью закрыты для посторонних, особенно для любопытных журналистов с камерами. Но компания Geely охотно сотрудничает с медиа, показывая свои производственные мощности. Компания уже сейчас опережает китайскую автомобильную промышленность и, возможно, в скором будущем потеснит многих мировых автопроизводителей.