На прошлой неделе Совет по вопросам государственного надзора при Государственной регуляторной службе (ГРС) провел свое третье заседание. Этот Совет еженедельно согласовывает заявки контролирующих органов на проведение внеплановых проверок в случае поступления жалоб от физлиц. В его состав входят чиновники и представители общественности, количество которых разделено по принципу 50% на 50%.

Результаты деятельности Совета уже сейчас вызывают удивление: он согласовал всего 48 обращений из 123. 75 раз контролирующим органам ответили отказом. На первых двух заседаниях Совет согласовал 46 заявок, отсеяв 59. Это говорит о том, что в большинстве случаев контролирующие органы используют жалобы граждан не ради того, чтобы установить, кто прав, а кто нет, а чтобы надавить на бизнес. В связи с этим существование Совета – это большой плюс.

Ранее разрешение на проведение внеплановых проверок выдавал Кабмин, а представители общественности оставались за бортом этого процесса. Теперь ситуация должна измениться к лучшему, поскольку каждое обращение физлица внимательно анализируется членами Совета.

Годами отработанная схема

В январе текущего года начал действовать Закон «Об особенностях осуществления государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности». Кроме моратория на проведение плановых проверок для некоторых органов надзора, он предусматривает вступление в силу, начиная с марта, процедуры согласования обращений относительно проведения внеплановых проверок по заявлениям физических лиц.

Это была вынужденная мера, так как в течение многих лет «жалобы граждан» служили инструментом для «прижатия» бизнесменов. Особенно распространенной эта схема стала, начиная с 2014 года, когда большинству контролирующих органов запретили проводить плановые проверки. Зато внеплановые «визиты» на предприятия по сигналу физлиц никто не отменял. Авторов этих жалоб никто даже не пытался идентифицировать, так что часто их придумывали сами контролеры. Порой эти жалобы выглядели фактически идентично.

Единственным барьером для контролеров было то, что разрешения на подобного рода проверки выдавал только Кабмин. Но в этом случае часто все срабатывало как в поговорке «Рука руку моет», из-за чего выдача  разрешений на внеплановую проверку иногда становилась формальностью. С Советом такие хитрости не пройдут, поскольку в его состав входят представители общественности, которые четко понимают, как работают некоторые контролирующие органы.

Что не так с органами надзора

В Государственной регуляторной службе проанализировали первые итоги работы Совета и пришли к весьма красноречивым выводам.

Оказалось, что представители органов надзора даже не знают законов, которые регламентируют их деятельность. Только этим можно объяснить тот факт, что 122 обращений относительно проведения внеплановых проверок были составлены после жалоб физических лиц, написанных в период с 2015 по 2016 год, хотя Закон, в котором прописана согласовательная процедура, начал действовать в 2017 году. Разумеется, обратной силы он не имеет. Совет оставил все эти обращения без рассмотрения.

Кроме того, контролирующие органы порой даже не демонстрировали серьезности своих намерений относительно проверки предмета жалоб. Чаще всего Совет отказывался давать согласование на проведение внеплановых проверок из-за нарушения процедур. К примеру, контролирующие органы не указывали, кто именно станет объектом их проверки. В обращениях иногда нельзя было найти ни названия предприятия, ни его юридического адреса, ни места проживания физических лиц-предпринимателей.

Надзорные органы порой даже не указывали, что является основанием для проверки предприятия и какие нарушения законов были допущены. При этом в Законе «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» четко говорится, что эти данные должны присутствовать в направлении на проверку, чтобы представители бизнеса понимали, в чем их обвиняют.

[related_posts id=»100312″]

Получается, что в некоторых случаях внеплановые проверки был нацелены не на разбирательство в ситуации, из-за которой граждане написали жалобу, а на то, чтобы банально «прессануть» бизнесменов. Вероятно, контролеры получали выгоду непосредственно от проверяемых или же действовали, исходя из стимулов, которые им предлагали третьи лица – компании-конкуренты. Говорят, что такой стиль присущ в первую очередь представителям Госслужбы по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей и Госслужбы по чрезвычайным ситуациям.

Чаще остальных за согласованиями в проведении внеплановых проверок обращаются Госпродпотребслужба, ГосЧС, Госэнергонадзор, а также Госслужба по лекарственным средствам и контролю за наркотиками.

Обращения физических лиц в большинстве случаев касаются нарушения прав потребителей, а также нарушений пожарной и техногенной безопасности в жилых домах, магазинах, кафе и т.д.

Что будет дальше

Государственная регуляторная служба и Совет планируют и дальше находить «меркантильных» контролеров. Впрочем, бизнесменам не стоит расслабляться. На большую часть контролирующих органов не распространяется действие прописанных в законах ограничений на проверки, из-за чего специальная процедура их не касается.

Более того, органы надзора хотят добиться больших полномочий. К примеру, Государственная служба по вопросам труда намерена предоставить инспекторам по труду право в любое время посещать любое предприятие и не объяснять, в чем заключается суть жалобы и предъявляемых претензий.

Однако когда работодатели начали отрицательно высказываться по поводу этих нововведений, Госструда приостановил свою инициативу. Документ, который может дать инспекторам слишком широкие полномочия, называется Порядок осуществления госконтроля за соблюдением законодательства о труде. Его теперь будет рассматривать Межведомственная комиссия, которую возглавит вице-премьер Павел Розенко. Так как сейчас даже не утвержден ее состав, не стоит ожидать, что проект согласуют в ближайшем будущем.

Но органы надзора, которые не попадают под мораторий, по-прежнему могут использовать жалобы физлиц как инструмент давления на бизнесменов. В связи с этим предпринимателям следует изучить, как защитить свои права.

Если представители контролирующих органов объявили о внеплановой проверке и показали направление, в котором не указан адрес предприятия, его реквизиты, список нарушений норм законодательства и проверяемые вопросы, то предприниматели имеют полною право не допускать их к работе.