Как летать дешевле

Дешевые авиабилеты, удобные стыковки. Путешествовать недорого возможно, если грамотно пользоваться системами резервирования авиабилетов и знать тонкости формирования тарифов.

Хочется путешествовать дешево и удобно. Хочется летать безопасно и комфортно. В принципе, эти условия можно объединить, если знать, как пользоваться авиакомпаниями. Начнем с поиска билетов. Затем немного поговорим об оптимальных тарифах. Потом – о возвращении денег за «невозвращаемые» билеты и других мелочах.

Если место для ног важнее цены билета. Если мы не готовы летать на уикенд в Европу с одним лишь рюкзачком, если нашими билетами занимается турагентство как само хочет – этот текст не стоит читать. Если же хочется эффективно экономить на авиаперелетах – велкам. Скажу сразу: речь не идет о сверхдлинных перелетах и деловых поездках, потому что там немного иные принципы. Например, слишком мало места для ног может обернуться проблемами для здоровья. А неудобная стыковка рейсов в непростом аэропорту – дополнительными тратами, которые сожрут всю экономию.

При деловых поездках важны даты, даже время прилета. Хотя и тут можно и нужно экономить – в рамках возможного.

Как найти дешевые авиабилеты

Искать нужно повсюду. Хорошее украинское билетное агентство, сайт проверенной авиакомпании, сайт-агрегаторы (вроде, например, Google Flights, Skyscanner, т.п.), сайты авиакомпаний-лоукостеров. Никогда нельзя пользоваться чем-то одним. Почему?

Например, одно уважаемое украинское авиа-агентство не показывает билеты British Airways с опцией «без багажа» на рейсы Киев-Лондон. А сайт авиакомпании их показывает. Разница – почти 80 долларов на перелете туда-обратно (round trip).

Обычно есть смысл применять такой алгоритм при подборе билетов – используем сайты агентств и агрегаторов для поиска варианта перелета: набор рейсов, стыковки. Смотрим на цены. Находим оптимальный для себя перелет по датам-времени-стыковкам, а также цене. Затем пробуем собрать аналогичный набор рейсов уже с интересующими опциями (облегченный тариф, без багажа, акционные скидки) непосредственно на сайте авиакомпании.

И при этом мы отчетливо помним, что у нас цена на сайте агентства или агрегатора, которую показывает выдача по поиску, вовсе не обязательно будет соответствовать той, что окажется на самом деле. Почему? Ну, в частности потому, что агентства и агрегаторы используют кэши – то есть специальные базы данных, которые обновляются не одномоментно, а время от времени. Вполне вероятна ситуация, когда на поисковой выдаче висит одна цена, а уже при формировании билета появляется другая – и она обычно выше. Потому что билеты по самым дешевым тарифам выкупаются первыми. Так что реальная цена – уже на том этапе, который предшествует непосредственно веб-странице оплаты.

На сайте авиакомпании цена обычно свежее. По крайней мере, я лично уточнений по сравнению с первичной выдачей пока не встречал. Иное дело, что очень часто авиакомпании выдают при поиске сперва не полную цену билета, а цену без налогов и аэропортовых сборов. Так что и здесь правило «сравнивать цены непосредственно перед страницей оплаты» — сохраняется.

Несмотря на то, что авиакомпании довольно часто дают самые низкие цены на билеты, очень  покупать порой интереснее именно в агентствах и через агрегаторы. Причин две. Первая – агентства легко миксуют внутри перелета рейсы от разных авиакомпаний, что нередко дает солидный выигрыш в цене. Второе – иногда агентства имеют специальные скидки от авиакомпаний, которыми могут делиться с покупателем.

Пара слов о поисковых системах авиабилетов, они же – агрегаторы. Они почти всегда предлагают по поисковой выдаче вариант с ценой и предлагают перейти на сайт продавца – агентства или авиакомпании. Тем и удобны, что позволяют смотреть очень много вариантов. Но именно по этой причине, как уже было сказано, окончательную цену дает сам продавец – да и то, не сразу.

Ходят упорные слухи, что агрегаторы, агентства и авиакомпании специально поднимают предлагаемые цены при повторных обращениях к поиску с данного конкретного устройства. Технически это организовать несложно – после каждого похода на сайт в компьютере или на смартфоне остаются cookie – записи в соответствующих файлах браузера. Но вот делают ли такое на самом деле? От греха подальше я часто пользуюсь анонимными окнами при работе с сайтами резервирования авиабилетов. С сайтами авиакомпаний делать такое часто бессмысленно, так как там обычно использую вход как зарегистрированного пользователя их дисконтных программ. А если нет – вхожу через анонимное окно тоже.

Также нередко помогает снизить цену обозначение себя на таком сайте как жителя другой страны. Нередко жителям Украины те или иные авиакомпании предлагают более низкие тарифы, а иногда – более высокие, чем в других европейских странах. Четкого правила нет – метод проб здесь неизбежен.

На чем экономим

Что позволяет снизить цену — правил общих несколько:

Внимательно читаем правила авиакомпании по конкретному билету. Это позволяет решить многие проблемы до их появления. И крепко сэкономить. «Докупить» багаж на обратном пути, вернуть часть денег за «невозвращаемый» билет, да мало ли чего. Особенно в части условий регистрации на рейс, условий переноса поездки, опозданий на рейс и т.п.

Летим без багажа. Эта опция есть сейчас почти у всех авиакомпаний. Хотя раньше ее предлагали только лоукостеры. Разница в цене – процентов двадцать, как минимум. Еще одно преимущество такого билета – могут предложить перелет с пересадками (см ниже) с суперкороткой стыковкой (менее часа). Что открывает дополнительные возможности. Многие(большинство) авиакомпаний дают возможность при перелете без багажа(как и с багажом) взять в кабину наряду с ручной кладью еще и так называемый аксессуар. Это может быть дамская сумка, кофр с маленьким фотоаппаратом, футляр с ноутбуком. Что позволяет суммарный вес ручной клади нарастить до 10 кг (уточняйте по правилам конкретной авиакомпании). Ну и габариты, тоже, конечно, можно больше иметь. Перелет без багажа позволяет заняться шопингом в duty free и внести в самолет пакет с покупками (снова – смотрим правила конкретной авиакомпании!). Но, внимание, такой пакет обычно можно внести только на последнем из рейсов перелета.

Чего не удастся провезти в ручной клади: ножи, ножницы, штопоры, объемные флаконы с жидкостями – вот то все, что запрещено к провозу правилами перевозок. Выход? Иметь «дорожные» расфасовки шампуней, лосьонов, т.п. Зубная паста – до 75 мл. Гель для бритья – маленький баллончик. Не брать с собой ножи-ножницы-штопоры. Впрочем, маникюрные ножницы провозить случайно доводилось, но они были уж совсем миниатюрные. Из экзотических жидких грузов довелось однажды везти набор из 30 тюбиков масляной краски для живописи емкостью по 20 мл каждая. При досмотре на них просто не обращали внимания. Но и правил я не нарушал – меньше 100 мл на единицу и не более 1 л в сумме.

А как же шопинг? В принципе, многие авиакомпании предлагают докупить багаж на любой из рейсов перелета – онлайн или в аэропорту. Удовольствие не из дешевых: несколько десятков долларов на каждый из рейсов. При покупке онлайн – существенная скидка по сравнению с ценой в аэропорту. Наверняка стоит сравнить цену на билет с багажом и вариант «билет без багажа + покупка багажа на обратный путь».

Перелет с пересадками. Например, чаще всего полет в Барселону дешевле с пересадкой в Амстердаме, Вене или Франкфурте, чем напрямую. Более того, билет до Амстердама дороже билета до Барселоны через Амстердам. Почему? Для авиакомпаний самое дорогое место – пустое. Спрос на прямой рейс обычно выше ввиду его комфортности и быстроты (нет траты времени на пересадке). Но пересадка пассажира в родном для авиакомпании аэропорту(KLM – Амстердам, Lufthansa – Франкфурт и Мюнхен, Austrian Airlines – Вена) дает ей возможность оптимизировать загрузку рейсов. Ради этого она дает пассажиру жирную скидку. Например, разница в упомянутом перелете Киев-Барселона позволяет сэкономить чуть ли не треть цены при полете через Амстердам. Если стыковки не очень длинные, а направление рейсов практически совпадает с трассой прямого перелета, то и времени тратится сверх прямого рейса совсем немного.

Двигаем даты. Если путешествие не имеет жесткой привязки по датам вылета-прилета, то есть смысл варьировать даты ради получения оптимальных цен и условий стыковок. Например, вылет в субботу может оказаться дешевым, а вот в пятницу – дороже процентов на двадцать. Крайне нежелательно лететь, например, в даты около крупных праздников. А вот в первый день праздничных каникул цены могут падать чуть ли не на треть.

Следим за акциями. Регистрируемся на сайте авиакомпании и агрегатора. Выставляем там опцию «сообщать мне об акциях и специальных предложениях» — если просто хочется куда-то улететь дешево. Точно так же есть на многих сайтах так называемые alert – то есть оповещения – о снижении цен на перелеты по определенным маршрутам. На е-мейл будут приходить письма с соответствующими сообщениями. На них нужно своевременно реагировать.

Сложное путешествие – лучше на одном билете. Предположим, летние каникулы подразумевают путешествие Киев-Варна-Сицилия-Киев. Вроде бы три перелета? Но так получается, что ни один не может быть сделан как прямой – ну нет прямых рейсов. Что делаем – покупаем порознь перелеты Киев-Варна, Варна-Сицилия, Сицилия-Киев? А вот и нет. Поиск при помощи агрегаторов и агентств показал, что оптимальным является один билет с таким маршрутом Киев-Стамбул-Варна-Стамбул-Сицилия-Стамбул-Киев, понятно, что с длинными многодневными остановками в Варне и на Сицилии. Почему? А потому что Turkish Airlines дают чудесную цену именно на такой сложный маршрут – так как всюду везут пассажира сами. Настолько сладкий тариф, что даже требуемая перед третьим рейсом ночевка в Стамбуле просто незаметна в смысле затрат на фоне колоссальной экономии.

Конечно, у этого решения есть свои риски и недостатки. Например, неявка (опоздание) на один из промежуточных рейсов может привести к отмене билета или требованию солидно доплатить за его сохранение – читаем правила авиакомпании до покупки билета, конечно же.

Длинные стыковки и ночевки. Можно сознательно идти на длинные стыковки и даже на ночевки в точке стыковки. Очень часто самые дешевые билеты подразумевают такие длинные стыковки и даже ночевки. Причем разница цены на такие перелеты оказывается чуть ли не на треть. Ну что ж, если есть время, такую проблему, как ожидание стыковки, можно превратить в приятную возможность. Например, мне приходилось выбирать длинную пересадку для того, чтобы посмотреть город. Единственное условие – нужно иметь соответствующие визы для выхода из транзитной зоны аэропорта. Также нужно помнить, что рейсы вроде Киев-Франкфурт-Марракеш шенгена не требуют, а вот Киев-Мюнхен-Франкфурт-Марракеш – это уже посещение шенгенской зоны со всеми вытекающими последствиями.

Лоукостеры. Сознательно они поставлены в самый конец, хотя горячо любимы и активно используемы. К сожалению, расписание их рейсов из/в Киев не всегда удобно и точно не слишком регулярно. Например, ситуация, когда рейсы – не каждый день является практически правилом. Что усложняет планирование перелетов. Нужно помнить, что перелет на лоукостере будет дешев при выполнении, как минимум, двух условий – летим без багажа и покупаем билет очень заранее. Очень – это минимум за три месяца. Чем ближе к дате, тем сложнее купить недорогой билет. Еще одна проблема при использовании лоукостеров – они летают зачастую не в основные аэропорты. Нередко это Лутон около Лондона (билет оттуда до города соизмерим с ценой авиабилета может оказаться). И еще одна проблема – лоукостеры могут отменять рейсы без всякой компенсации. Просто предложат в случае отмены направления вернуть деньги (ага, перед самым вылетом пойди купи недорогой билет на альтернативный рейс) – так было, когда одна известная авиакомпания поотменяла рейсы из Киева во все аэропорты Южной Европы. Или предложат переоформить билет на рейс… через неделю – и это не шутка, автор знает о таких прецедентах. Хорошо, если есть возможность «зависнуть» за рубежом или перенести поездку. А если нет?

Багаж на двоих (троих). Если уж совсем без багажа не выходит, то можно при перелете семьей или парой взять один билет с багажом, а прочие – без.

Платим и возвращаем

Первое всеобщее правило таково: покупка и оплата картой онлайн всегда дешевле, чем заказ в агентстве или авиакомпании по телефону или при личном визите. Значит, нужно быть готовыми платить картой. Интересно, что основной валютой расчета на сайтах множества авиакомпаний в Европе является не евро, фунт стерлингов или иная местная денежная единица, а доллар США. В Украине агентства принимают, естественно, только гривны. Но во многих местах в Европе хотят евро. И тут начинается интересное.

Если валюта карты не совпадает с основной валютой платежа, — жди дополнительных трат на конвертацию. Они невелики – несколько долларов на сумме в 200-300 долларов и выше, если цена больше. Но и их терять не хочется. Выход – иметь три карты для оплаты: доллар, евро, гривна. В идеале, поскольку оплата в интернете, чтобы это были специальные виртуальные карты. И перебрасывать на них нужную сумму со счета или основной карты непосредственно накануне оплаты билета. Это будет стоить денег – до 100-120 грн в год за обслуживание одной карты. Но эти затраты отбиваются экономией на конвертационных комиссиях при покупке одного билета.

Если нет виртуальной карты, а есть обычная, то стоит блокировать на ней траты через интернет все время, а включать такую возможность только накануне оплаты.

При покупке обычно на карте сперва блокируется сумма покупки, нередко – несколько большая. В течение нескольких дней происходит списание средств. И вот сравнивать с ценой билета нужно именно окончательно списанные, а не блокированные средства.

Теперь пару слов о возврате платежей и переносе даты перелетов. На самых дешевых билетах обычно указано, что смена даты – только за дополнительную плату. Нередко размер этой платы соизмерим с покупкой нового билета (если речь идет о смене даты очень заранее). Но если уже дата полета очень близко, то билеты доступны уже не самые дешевые и смена даты с доплатой может оказаться предпочтительнее. И, к тому же, уплатить придется не только комиссию за смену даты, но и разницу в цене между старым билетов и имеющимися на конкретную дату в продаже. В общем, нужно считать – какой вариант выгоднее в том или ином случае.

Возврат денег при отмене «невозвращаемых» билетов все же возможен. Но не полностью – от трети до примерно половины цены. Возврату подлежат аэропортовые сборы и налоги. О деталях нужно рыться в правилах конкретной авиакомпании. Но почти всегда возврату эти суммы подлежат.

И немного о tax free. Дело в том, что фиксация права на выплату возмещения по купленным товарам происходит в том последнем аэропорту, из которого мы покидаем соответствующую таможенную зону. Скажем, если шопинг был в Милане, а летим домой через Вену, но предъявлять чеки tax free и купленные товары придется не в Милане, а именно в Вене. И вот тут могут подстерегать неприятности — если уж очень короткая стыковка, то можно банально не успеть выполнить данную процедуру. Что делать? При планировании перелетов резервировать на эту процедуру минимум час – на случай очереди, неудобного расположения офиса tax free, задержки предыдущего рейса, в конце концов. Ну и непременно предварительно разыскать на сайте последнего на пути аэропорта вылета место расположения офиса tax free – это поможет крепко сэкономить время.